10. Серое знамя печали

Одно из самых видных мест в городе занимает памятник «Северянам - павшим в Великой Отечественной войне».  Вечный огонь и небольшая площадь перед памятником делают весь ансамбль действительно центральным. И писать о таких памятниках сложно, а в последнее время так даже и опасно. Вдруг кому-то мое слово покажется неуместным.
Поэтому постараюсь держаться в рамках факта и обзор вести нелицеприятно. Вот уже для многих повод обидеться, мол, автор, небось, негатива хочет нагнать. А ведь для человека, знающего русский язык не понаслышке, это слово означает «беспристрастно,  объективно, справедливо».
 
Итак, начнем с заголовка. Очевидно, что автор, как основу изобразительного решения, принял склоненное над Вечным огнем ЗНАМЯ.  Знамя, склоненное в знак ПЕЧАЛИ, что явствует из надписи «…павшим…», и именно печаль тут уместна. То, что это знамя СЕРОЕ, я думаю, никто спорить не будет, поскольку стела выполнена из бетона, естественный цвет которого – серый. Более того, в сухую погоду, в лучах послеполуденного солнца стела вообще кажется белой.
      
И вот тут первое замечание. В Великую Отечественную северяне воевали все же под Красным знаменем. Так что, думается, красный цвет был бы более уместен. Каменная ли облицовка, цветной ли цемент (технически это несложно), но все же любой оттенок красного смотрелся бы лучше. Но видимо то ли денег в свое время пожалели, то ли в голову не пришло никому и «наших павших» осеняет серое знамя. Но идея, повторюсь, заложена очень хорошая и если не придираться, а включить воображение, представляя вместо черно-белой цветную картинку, то все нормально.
 
А вот что уже никаким воображением не исправишь, так это три фигуры на правом фланге. Как говорится для дураков. То есть для людей, которые не способны воспринять метафору склоненного над огнем знамени, и не умеют читать, потому что на знамени есть плакетки с текстом, где все написано. Нет, надо было городить три чугунные фигуры, на мой взгляд, абсолютно безликие. Наверное, мало кто сможет сходу назвать участников триады и порядок их расположения.

Почему-то представляется, что это идеологи из обкома, заставили дополнить, так и хочется написать – испортить, ансамбль, а художник в отместку исполнил халтуру. Чугунные лица невыразительны, как … чугунные. Ни одно чувство не отражено. Кто эти люди, чем они заняты, почему собрались здесь в месте воинской скорби, с какой целью?

Правофланговый солдат-пехотинец вряд ли вернулся с передовой и наверняка туда не собирается. Не знаю, заряжена ли у него винтовка, но положенных по уставу патронных подсумков на ремне не наблюдается, равно как сумки для гранат и противогаза (противогаз можно простить). Форма у солдата зимняя, запомним. В караул, тем более почетный он тоже не годиться т.к. при нахождении в почетном карауле оружие должно быть либо в положении «на караул», либо «к ноге».  Не удалось разъяснить эту фигуру.

В центре девушка, форма одежды какая угодно, только не зимняя. Вместо уставного берета – пилотка. Плащ-палатка и оружие за спиной стволом вниз также не позволяют идентифицировать ее как участницу почетного караула. Все эти мелкие нарушения не помешают ей участвовать в боевой жизни своей части, но опять же отсутствие боеприпасов… Патроны не подвезли?

И наконец, левофланговый моряк. Красавец раз. Одет по форме «номер четыре» (осенне-весенняя) – два, Брюки в стрелочку – три. И самое главное - автомат, как и положено участнику почетного караула, на груди - четыре. Замечаний нет.

Комендант, назначавший этот караул, был либо разгильдяй, либо никогда не читал устав. Что печально, потому что дело-то действительно связано с почитанием погибших.


Рецензии