Анатом Александр Иванович

        МЕМУАРНЫЕ ЗАРИСОВКИ СТУДЕНТА МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА

   В просторной кафельной прозекторской было солнечно и прохладно.
   Преподаватель анатомии Александр Иванович сидел за длинным оцинкованным столом, на котором лежал набальзамированный формалином труп, и препарировал нервы лица: скальпелем делал ювелирные надрезы
на щеке, а спицей выделял ажурную густую паутину периферических веточек нервной системы. Каждой
веточке он давал латинское название; и мы,студенты, слушая, ужасались: разве мыслимо это выучить
наизусть?
  Украдкой, мы часто вопросительно поглядывали на крепко сомкнутые веки лежащего - не вскрикнет ли он от боли? Александр Иванович успокаивал нас, мол, это не покойник, не труп, а учебный материал, но к нему
"надо относиться с почтением и не забывать, что в этой оболочке душа человеческая обитала".
  Формалин слезил нам глаза, запах его был каким-то колющим, масляным и казалось,никогда не отстирается
и не выдохнется.
  Но несмотря на агрессивность формалина, мы плотно, впритык, окружали холодный металлический стол с "учебным материалом", над которым работал наш анатом.               
  Манипулируя спицей, Александр Иванович, - роста небольшого, упитанный, с сиплым голосом, в старомодных
очках, в белой шапочке, - был похож на добрую бабушку, занятую вязанием. Когда на его пальцах
скапливался жир, он вытирал их о полы своего хирургического халата. Препарировать труп в тонких резиновых перчатках не любил, они "мешали осязать ход нервных стволов и кровеносных сосудов"...
   "Препарирование, - он гордился вслух, - подобно искусству!"...
   Как-то, во время зачёта, Александр Иванович попросил, кажется, Галю Сердюкову рассказать о строении почки и вручил ей задубленный препарат, овальной формы и тёмно-серого цвета. Галя без наших подсказок,-
почти слово в слово, как в учебнике,- стала бойко отвечать, используя латинские термины. Почку вертела на ладони и показывала мочевые канальцы и лоханку.
   - Всё!- вздохнула она.
   - "Мы болтали: она о чувствах, а я ногой". - ехидно сказал преподаватель. Эту известную смешную фразу обычно говорил, когда слышал от нас глупости.- Вы, я вижу, совершенно не разбираетесь в органах противоположного вам пола. А мы их проходили!.. В этих стенах вы - не девИца, а студентка медицинского института! Ведь яичко у вас в руках,мужское яичко! Какая это почка?!- распалялся он.- Откуда тут взялась
лоханка?.. Кстати, правое или левое яичко?- спросил он уже возмущённои громко.
   Сердюкова брезгливо отбросила препарат и покраснела, мы хихикали...
   Каждый новый набор студентов подвергался этой "коварной" шутке...
   Той же Сердюковой, когда мы изучали мускулатуру конечностей, он дал кофейную миниатюрную чашечку. Специально принёс её с блюдцем из дому.
   - Вообразите, Галочка: что вечером вы приятно отдыхаете в баре с молодым человеком, играет музыка, друг /в данном случае друг - это я/ угощает вас кофе.
   Вдохновенный Александр Иванович, как в пантомиме, свою речь выразительно иллюстрировал жестами и гримасой: брал воображаемый горячий кофейник, и, придерживая воображаемую крышку, наклонял его над
реальной чашкой, будто наливал кофе, будто ухаживал за Галочкой.
   - А сейчас вы нам покажите, как вы будете пить.
   Галочка пантомиму не поняла и не поняла вообще, что от её хотят. Она перевернула посудинку вверх дном и потрясла.
   - Так пустая она же!
   - Так, а я же,- стал раздражаться старик,- объяснял, что - представьте!.. Подними верхнюю конечность! Ну!..Поднеси чашку ко рту! Ну!
  Та, боясь очередного подвоха, испуганно моргая, готовая с визгом отпрыгнуть от Александра Ивановича, медленно приблизила её к губам.
   - Замрите!... Студенты, все смотрим сюда! Все обращаем внимание, как оттопыривается мизинец у Галочки. Видите,как элегантно! Как грациозно!... Только женщины кокетливо так любят выпячивать мизинчик, когда держат сосудик для питья... А это они могут делать благодаря отводящему мускулу. Итак,
запечатлеваем в памяти: "мУскулюс,- продолжил он на латыни,- абдУктор дИгити мИними".
   Затем склонился над трупом и принялся копошиться в обнажённых, туго спутаных мышцах кисти, нащупал "мускулюс абдуктор дигити миними" и потянул.
   Мизинец трупа вздрогнул и начал оттопыриваться точь-в-точь кокетливо, как у Галочки...
   Именно такие педагогические приёмы помогали нам, студентам, постичь трудную науку; и запомнили мы анатомию человека на всю жизнь...
   Теперь анатом Александр Иванович, как ни печально, давно сам покойный.   
                -/-     -/-       -/-
....................
......................
Дорогие читатели,
при загрузке рассказа раскололась, разъехалась форма текста.
Наверное, я виноват. Простите.
С уважением!


Рецензии
Хорошая зарисовка... Искренняя... Представила занятия с неунывающим и пытающимся дать знания молодежи Александром Ивановичем. Знакомый персонаж!

Анжела Конн   05.09.2013 12:45     Заявить о нарушении
УВАЖАЕМАЯ, АНЖЕЛА!
Я благодарен за тёплые слова!... Я загляну на Вашу страничку.
С уважением, Игорь
p.s. А почему знакомый персонаж?

Игорь Мунтян   05.09.2013 13:21   Заявить о нарушении
Встречала в жизни таких преподавателей, ответственных, интересных... Именно с такими умножаются знания, приобретенные в неординарных ситуациях.

Анжела Конн   05.09.2013 14:15   Заявить о нарушении
АНЖЕЛА, спасибо!
Теперь я понял...

С уважением, Игорь

Игорь Мунтян   05.09.2013 14:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.