Горький хлеб

Как давно это было...
Луг зелёный - зелёный.
По - весеннему влажно
И тепло на дворе.
Пленных немцев пригнали.
На лужок усадили.
Они камень ломали.
Где - то там,на горе.

Показалась телега.
Кучер шел с нею рядом.
Шел пешком,а не ехал -
Больно лошадь худа.
И на этой телеге,
Как великую ценность.
Хлеб для пленных,к обеду,
Привозили всегда.

Мы стояли в сторонке,
Ребятишки станицы.
Запах хлеба и голод,
Вместе трудно живут.
И смотрели,как немцы
Получившие пайку,
Привалившись на травку,
Молча корки жуют.

Много разных вопросов
В детских мыслях вертелось,
Но один непременно
Возникал много раз.
И нам странным казалось
И спросить нам хотелось,
Почему этим хлебом
Угощали не нас?

Я стоял и качался.
Ноги плохо держали.
А в глазах были слёзы.
Сердце билось в груди.
Ничего я не видел.
Будто с жизнью расстался.
Только хлеба кусочек,
Тот,что был впереди.

Не держали кусочек
Руки те,что дрожали.
А хозяин кусочка
Своей пайки не ел.
Он всё чаще и чаще
Рукавом отирался.
На меня почему - то
Грустным взглядом смотрел.

Вот он встал.
Очень быстро стал ко мне
Приближаться.
Я упал возле лужи,
Кровь стучала в весок.
И потом,очень долго,
Я не мог догадаться,
Почему этот пленный
Дал мне хлеба кусок.

Он ему был не лишний.
Много лет пролетело.
Я давно уж не мальчик
И пойму я его.
В те проклятые годы,
Что войной отгремели,
Для меня хлеб был сладдок -
Горьким был для него.


Рецензии
Хочу откомментировать - не знаю, как. Летом гуляли с дочкой на детской площадке, там на скамейке сидел дедок, старенький-престаренький. Оказалось, ему глубоко за 90. И он, как многие старички на закате жизни, стал мне ее, эту жизнь, пересказывать. Он был врачом, в мирное время работал в травмпункте, а в войну был хирургом в госпитале на передовой. И ему довелось оперировать пленного немца. Фактически он спас этого человека от расстрела. Сам чуть под трибунал не загремел, но долг врачебный выполнил. В восьмидесятые годы этот немец, тоже уже старик, разыскал своего спасителя, и приезжал сюда с внуком, чтобы дедушку нашего поблагодарить.
Война - жуткий монстр, пожирающий человеческие жизни. Но именно на войне проявляются лучшие качества людей. Думаю, так и в Вашем стихотворении. Возможно, этот пленный немец вспомнил своего ребенка. Возможно, он понимал, что ему этот кусок хлеба уже ничем не поможет. А может и правда - хлеб ему был горек. Раскаяние при виде голодного мальчишки сжигало его совесть.

Ольга Сергиевская   29.09.2014 08:40     Заявить о нарушении
Спасибо Вам!Спасибо !Спасибо!За такой отклик на мои произведения.

Вам тоже успеха в творчестве!Здоровья!

Евгений Кудинов   29.09.2014 12:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.