Поражение от Голицына

Предыдущая часть: http://www.proza.ru/2013/08/24/576
____________________

Между тем князь Голицын приближался еще к крепости и начал производить стрельбу ис пушак. А как уже повидимому и мне надлежало свои батареи открыть, что и исполнили. И в такое князя Голицына привел замешательство, что естли б выласка моя приготовленная, как прежде приказано было, и в таком случае ударить, то, уповаю, что б князь Голицын приведен был в великой беспорядок. Но толпа моей конницы оробела, и из ворот выбить оную никак не мог. То хотя и долгое время продолжалась пальба с обеих сторон, но князь Голицын стал нас побивать. А я, видя неудачу, и что надежды нет отбитца, приказал Овчинникову как можно стоять, сам поскакал в Берду. Вместе со мною уехали тогда Иван Почиталин, Василей Коновалов, Григорей Бородин и шурин Егор Кузнецов.
Прибежав в Берду, призвал я тотчас Максима Шигаева, Андрея Витошнова, Ивана Творогова, Максима Горшкова и многих ближних своих старшин, объявил им свое несчастие, случившееся в Татищевой крепости, и требовал от них совета, куда нам теперь, — против ли князя Голицына з достальною силою вооружитца, или в другое место следовать? Тогда все мне присоветывали, чтоб обойти князя Голицына мимо, итти чрез Сорочинскую крепость в Яицкой городок. А я, на их предложение согласившись, тотчас приказал собиратца в поход.
На другой день, пришед ко мне, старшины доносили на Григорья Бородина, что он их подговаривал меня отдать руками в Оренбург: “А чрез то-де мы себе легче зделаем. А мы-де на сие ево умышление не согласились и пришли к тебе донесть”. Я тотчас послал было Бородина взять и привесть к себе, но Бородин уехал уже от нас в Оренбург, и догнать ево не могли.
И так в тот же день, собравшись совсем, выступили из Берды, оставя тут все свои припасы, провиант, деньги и пушки, взяв с собою только десеть пушек. И пошли мы чрез степь на Сарочинскую крепость. Не дошед до оной верст за сорок, усмотрели впереди у себя князя Голицына команды лыжников и, опасаясь, чтоб не попасть на него, возвратились назад и пошли на Каргалу. А пришед во оною, освободили содержащихся в погребах татар, которые служили у меня и взяты были тутошными татарами под караул, думая, что я от них уже совсем ушол, так хотели их представить в Оренбург. Сии освобожденныя, мстя за свою обиду, татар и старшин семь человек з дозволени моего перекололи и два дома их сожгли.
Ис Каргалы выступил я в Сакмару, оставя на заставе в Каргале с сотником Тимофеем Мясниковым человек с пятьсот казаков. Пришед в Сакмару, стали по квартирам. Сакмарской атаман Донсков с командою ушол в Оренбург, и догнать ево не могли, только захватили на дороге отца ево, котораго велел я повесить за то, что он прежде служил мне, а тут бегает и изменил.
В Сакмаре ночевали две ночи и, — не помню откуда, — писал я х князю Голицыну указ, чтоб он очнулся: против ково воюет, напоминая ему отца и деда пред кам якобы моим службу. Оттуда ездил я с командою в Берду для проведования, не идет ли князь Голицын? Но о князе известия тут не получил, а захватил команду, которая выслана была из Оренбурга для забрания правианта и фуража, оставшаго после меня, также денег и протчаго. А как ане увидели, тотчас побежали было, однакож несколько захватили. Из Берды пошол я опять в Сакмару, где было у меня толпы, например, около двух тысеч.
А на другой день известился я от сотника Мясникова, которой был в Каргале на пекете, что приближаетца к нему князь Голицын. И так я, взяв с собою людей и шесть пушек, против ево пашол и сшолся с ним у самой Каргалы. И было сражение. Однакож я не вытерпел, принужден был отступить. А конница Голицына все-таки на меня наступала, и я дашол до мельницы, остановился было. Однакож Голицына корпус тут зделал удар, и толпа моя, не вытерпя, побежала. А как я, видя то, что устоять было неможно, поскакал наперед. Как же толпа увидела, что я не стою, то и оне за мною последовали. И так всех вдогонку разбили.
А я бежал со ста человеками яицких казаков да башкирцов ста три в Башкирию, на Иргизлинской завод. И тут стоял я адне сутки, взял несколько человек, пашол на Авзяно-Петровской завод. Тут был сутки же. Забрав человек двести, пашол на Белорецкой завод. Тут жил я три недели. И, взяв людей, не помню, — сколько, пашол под Магнитную крепость, в которую написал указ, чтоб комендант здался, однакож он не послушал. И так, хотя у меня и ни одной пушки не было, однакож зделал приступ. А как конницею взять было неможно, ибо тамо были пушки, тут ранили меня в правую руку пушечною картечею, и так я велел отступить. А отойдя от оной, расположился в стан и отдыхал одне сутки. Потом распределел толпу свою на пять частей и, со всех сторон Магнитную атаковав, взял. А войдя во оную, получил тут четыре пушки, пороху и протчих разных припасов.
____________________
Следующая часть: http://www.proza.ru/2013/08/31/2031


Рецензии