Часть 2. 47 Военное товарищество

ХВЕДАР ЖЫЧКА "ДЕНЬ БУДЕТ ЯСНЫМ"


Повесть


Перевод на русский язык, сделанный по украинскому переводу с белорусского языка


ЧАСТЬ 2
МЫ И САМИ НЕ ИЗ ПОСЛЕДНЕГО ДЕСЯТКА


47.  ВОЕННОЕ ТОВАРИЩЕСТВО

    - Ты мне проще, - прошу Пирсова.
    Виктор откидывает со лба свои огненные волосы, тычет указкой в схему.
    - Проще некуда. Каскад с катодной нагрузкой применяется на выходе приёмника в том случае, когда ёмкость линии между приёмником и индикатором велика. Почему? Да потому, что он имеет очень незначительное выходное сопротивление. Следовательно, каскад усиления работает на ёмкостную нагрузку. А для чего это надо?
    - Чтобы искривление импульсного сигнала уменьшить? - не так отвечаю, как спрашиваю.
    - Правильно. В этом и вся соль...
    Не первый вечер просиживаем с Пирсовым в классе, разбирая принципиальную схему станции. «Журналист» Зайцев даже успел написать заметку в газету. Ловко это у него выходит. Берёт обыкновеннейший факт, на который я бы и не обратил внимания, объединяет его с заданиями сегодняшнего дня. То же и с нашим обучением. Просто мне и Пирсову необходимо знать схему как свои пять пальцев. Не будем же мы всё время «пассивными вибраторами». Командир не попустит — переведёт в планшетисты или ещё куда подальше. Вот и протрынькиваем вечера, отдаём своё личное время изучению принципиальной схемы. С точки зрения командования мы делаем хорошее дело — повышаем свой теоретический уровень. Другой бы так и написал: они в свободное время самостоятельно изучают схему станции.
    Зайцев иначе подошёл к этому факту. Увидел в нём проявление военного товарищества, о котором нам много говорят на политзанятих и лекциях. Даже в "Уставе внутренней службы" есть целый параграф, посвящённый военному товариществу. Как там? "Военнослужащие обязаны дорожить военным товариществом, помогать товарищу словом и делом." Зайцев так и назвал свою заметку: "Военное товарищество".
    "Старший матрос Сыроежка отлично овладел специальностью оператора, допущен к несению самостоятельной вахты. А в изучением радиотехники дело у него не ладилось. Его товарищ, комсомолец Виктор Пирсов, наоборот, хорошо изучил радиотехнику и принципиальную схему станции, а на практических занятиях сбивался, допускал ошибки.
    - Поможем друг другу, - предложил товарищу В. Пирсов. - Я займусь с вами радиотехникой, а вы потренируете меня в определении координат цели..."
    Всё как-будто правильно. Только с концовкой Зайцев поспешил: "Совместные занятия дали свои результаты. Старший матрос Л. Сыроежка повысил свои знания в радиотехнике, а его друг В. Пирсов стал более уверенным на практических занятиях. Нет сомнения, что он тоже скоро будет допущен к самостоятельной вахте".
    - Правильная концовка, говорит командир. - Теперь вам обоим следует подтянуться, чтобы её оправдать. Иначе стыдно будет.
    Вообще командир придаёт большое значение корреспондентской деятельности Зайцева. Каждую заметку он приказывает мне вырезать из газеты, наклеивать на бланк "Боевого листка" и вывешивать в классе. Все номера "Боевых листков" я подшиваю в специальной папке, которая сохраняется в сейфе.
    - Живая история нашего подразделения, - называет командир эту папку.
    У Пирсова тоже своё отношение к писанине Зайцева. Он не обижается, что Зайцев ради сюжета иногда выставляет его в невыгодном свете. Скажем, в заметке о нашем товариществе написал, что Пирсов сбивается на практических занятиях.
    А Виктор радуется, что Зайцев написал о нём. Говорит:
    - Пусть лучше так пишет, чем никак. И обмана я здесь не вижу.  Пусть читают люди.  И нам когда-то будет приятно прочитать, вспомнить.
    Он тоже вырезал из газеты заметку, приклеил её в своём альбоме. И ещё с большей энергией начал объяснять мне премудрости радиотехники.
    - А усиление сигнала обеспечивается усилителем промежуточной частоты, который имеет широкую полосу пропускания.
    Учи, учи меня, дорогой побратим! И сам учись. У нас с тобой впереди ответственная служба. Вскоре начнутся учения, круглосуточная вахта. Командованию не нужны твои оправдания: забыл, не знаю. Ему подай бесперебойную работу станции, докладывай координаты цели. А для этого надо много знать, ой, как много!
    Вон Петька так же учит. Он — старшина отделения операторов, у него дважды спрашивают. И куда его шутки девались?


Рецензии