Иван Грозный и сын его Иван
«Тема: Иван Грозный» сопровождала нас со школьной скамьи: при изучении истории, литературы. Наш кинематограф еще в сороковые годы выпустил в те годы двухсерийный фильм режиссера С. Эйзенштейна «Иван Грозный». Зачитывались повестью Алексея Толстого «Князь Серебряный».
Не забывают Ивана Грозного и в наши дни, снимая разные версии о жизни и деяниях «сего монарха».
До 1953 года нам представляли во всех этих «источниках познаний» образ Ивана Грозного строителем сильного Российского государства, создавшего систему подавления боярского сепаратизма называемую «опричнина».
А затем, при разоблачении культа личности Сталина, заодно и «разоблачили» и всех исторических героев сталинских времен. В первую очередь Ивана Грозного…
Так как триллер и в жизни, и в искусстве всегда привлекателен для рядового обывателя, то интерес к Ивану Грозному не пропадал и не пропадет во все времена…
Я не являюсь исключением. Поэтому эта картина в Третьяковке оставила у меня в памяти и в душе чувство тревоги и даже протест против необузданной и неоправданной ярости «власть имущего»…
Почему Илья Ефимович написал эту картину? Ответ я нашел, просматривая материалы по Третьяковке. Вот что я прочитал:
« Репина всегда интересовали пограничные психологические состояния людей. Испытывая сильные впечатления от увиденного или услышанного, он тут же стремился зарисовать это в образах своих героев, придавая им красноречивую мимику и содержательную пластику движений, раскрывающие их душевные потрясения. Так у художника родилась идея картины, создание которой ознаменовало наступление творческой зрелости мастера».Так появилось одно из выдающихся произведений Репина: «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года». Холст, масло, 199 ; 254 см.
Читаем далее:
«Когда картина появилась на Тринадцатой передвижной выставке, Петербург был взбудоражен. Взволнованные зрители буквально осаждали здание, в котором было представлено полотно Репина, а перед подъездом постоянно дежурил конный отряд жандармов. Вокруг работы велись ожесточенные споры. Прогрессивная молодежь и интеллигенция бурно восторгалась, а реакционно-настроенные петербуржцы неистово возмущались — как можно показывать цареубийство?! В конце концов, на выставку прибыл главный советник российского монарха и, увидев холст, не скрывая своего отвращения, ушел. Когда передвижная выставка приехала в Москву, Третьяков сразу купил картину для своей галереи, однако получил предписание не выставлять ее на обозрение. Знаменитому меценату ничего не оставалось делать, как подчиниться высочайшему приказу, и он поместил полотно в отдельной комнате, закрытой для обычных посетителей».
И далее произошло то, что должно было произойти:
«В 1913 в зале Государственной Третьяковской галереи случилось странное драматичное событие. Иконописец Абрам Балашов при осмотре полотна «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» вдруг с криками «Слишком много крови!» — набросился на него и изрезал ножом. Репин тут же приехал в Москву и совместно с бывшим своим учеником, уже известным художником и реставратором Игорем Грабарем, занялся восстановлением. Покушение на картину получило широкий резонанс в прессе. В зале Политехнического музея был устроен диспут на тему отношения простого народа к изображению царских особ. На нем присутствовал Репин, которого неожиданно обвинили в непонимании сложившейся в России ситуации и даже намеренном провоцировании зрителей на агрессию. Живописец был страшно раздосадован и сбит с толку. Он покинул Москву и решил больше никогда не приезжать в этот город».
Восстановление поврежденной картины точнее описано в статье РИА Новости «Вот уже целый век он живет с ножевым ранением» от 18 Января 2013 г.
«Сто лет назад, 16 января 1913 года, старообрядец Абрам Балашов с криком «Довольно крови!» напал с ножом на картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», висевшую в Третьяковской галерее. Картина изображает русского царя в момент, последовавший за тем, как он в минуту гнева ударом посоха в висок убил своего старшего сына Ивана. Крови на полотне действительно много — она ручьем струится по рукам Ивана Грозного...
Сотрудники музея сработали оперативно — из Эрмитажа немедленно был вызван реставратор, из Куоккалы, дачного местечка в Финляндии, сам Илья Ефимович. Директор Третьяковки Остроухов подал в отставку, вместо него руководителем музея был назначен Игорь Грабарь, из воспоминаний которого мы и знаем сегодня о тех событиях.
Репин приехал в Москву и решил помочь реставраторам. Когда Грабарь появился в музее, ему доложили, что Илья Ефимович уже все сделал сам и уехал. Грабарь знал о страсти Репина переписывать свои полотна и бросился к картине. Его худшие подозрения оправдались — Репин, воспользовавшись, случаем, заново переписал Ивана Грозного. Голова царя была совершенно новой, написанной в лиловых тонах, к которым художник в то время испытывал особо теплые чувства: и которые совершенно не вязались с общей цветовой гаммой картины. Грабарь, будучи в искусстве тоже человеком не последним, понял, что произведение надо спасать.
К счастью, Репин размешивал краски керосином вместо скипидара, они еще не успели затвердеть, и Грабарь смог их стереть. При этом он благодарил судьбу за то, что Репин быстро уехал, иначе его вряд ли удалось бы уговорить смыть новое изображение.
Когда же несколько месяцев спустя художник вновь увидел картину, он долго стоял перед ней, не совсем понимая, что произошло — то ли краски за это время потускнели, то ли он сам в спешке наложил не те тона, что хотел.
Такая любопытная история, изложенная в книге Сергея Мерцалова «365. Хронограф».
Илл. к http://www.proza.ru/2013/06/28/807
Свидетельство о публикации №213082700893
С дружеским приветом,
Владимир
Владимир Врубель 27.08.2013 20:49 Заявить о нарушении
Игорь Браевич 28.08.2013 09:57 Заявить о нарушении