В ночь с тринадцатого на четырнадцатое

С 7 января на Руси начинаются Святки. Время колядок, ряженых, гаданий. Ведь раньше, когда не было радио, телевизоров, интернета и иных развлечений, а работать  было грех, ничего не оставалось делать, как бездельничать. Но и бездельничать ведь можно с пользой.

По народным поверьям, Святки - особая пора, своего рода рубеж, "водораздел" времени. На этом рубеже, при определенных условиях фрагменты будущего прорываются в настоящее и могут быть увиденными и услышанными. Особенно любили Святки молодые девушки - они гадали, ясное дело, на замужество, на суженого-ряженого...

Вот как проходила староновогодняя ночь в пятидесятые годы прошлого столетия В деревне Новая, Комиссаровского сельского Совета, Оленинского района. Вспоминает одна из жительниц этой деревни:

"Ещё с вечера молодые парни и девчата рядились,кто во что только мог: в ход шли старинные сарафаны, дедовы портки, тулупы, вывернутые наизнанку, и так далее и тому подобное... И вперед - по деревне - кому дверь подопрут кольями, кому трубу стеклышком закроют. Станет хозяйка утром печь растапливать, а дым не в трубу, а в избу валит. Смотрят хозяин с хозяйкой в трубу, небо видят, и понимают, что молодежь резвилась. Сами такими были.

Близится полночь, значит, пора гадать. Девчата стараются избавится от парней, только помехой будут. А тем тоже интересно узнать о своей суженой, и тайком от девчат они бегут к избам, стучат в окно и спрашивают: " Как мою суженую звать-величать?" А в ответ: "Фекла!" Или еще какое имечко подберут посмешнее. Девчата тем временем соберутся у кого-нибудь в избе и поют "Свят вечора". Для этого в мужскую шапку каждой девушке надо положить свою вещичку - булавку, брошку, какую-нибудь безделушку.

Начинается песня:
"Я по берегу хожу,
Полотенце стелю.
Я ещё похожу,
И ешё постелю".
В это время из шапки тащат вещицу. Чья вещица - тому и песня. А песня-то плохая, к покойнику... Дальше поют. Забыла я слова, но к замужеству, как-то так звучала:
"Я перекину дугу
На чужую сторону..."
Так и поём "Свят вечору" пока всё из шапки не перетаскаем.

Мало нам этого. Бежим на перекрёсток валенки с ноги бросать. В какую сторону валенок упадет - туда и замуж идти. А парням-то без нас скучно, они выследят нас на перекрёске и утащат валенки - Замуж хотите? Сначала босыми походите! Вот и приходилост домой босыми идти.

А потом самое страшное гадание начиналось. В полночь перед зеркалом надо положить белый лист бумаги, насыпать на него золы, а на золу поставить стакан с водой. В стакан надо опустить золотое кольцо. Сидишь и загадываешь: "Приди суженый, ряженый". И ждешь, в кольцо смотришь, кто там появится? Я сама так не гадала - страшно. А подружки мои пробовали и видели, как в кольце появляется их суженый. Самое интересное, что потом они за этих ребят замуж выходили.

Я и сама себе мужа нагадала на Святках. Перед сном нащипала лучины и мосток под своей подушкой построила. Спасть легла. И приснился мне сон - мою полы в какой-то казарме, кругом солдатики сидят, и вдруг на середину комнаты выходит военный. Тут я и проснулась. Над тем, что приснилось - посмеялась, да и забыла. Прошло полгода. На Иванов день, это престольный праздник в нашей деревне, повезла я в Оленино мешки с грузом. А раньше-то возили на лошадях. И уже за Ворониным сломалось у телеги колесо. Делать нечего. Разгрузила я телегу, да назад, в свою деревню. А на дороге мне и встретился мой суженый. Приехал из армии на побывку. Шел в военной форме к нам в деревню на праздник. понравились мы друг другу, повстречались месяц, он уехад. И полтора года о нем ни слуху, ни духу. А вот, поди ж ты, судьба! Все равно так получилось, что встретились мы и поженились".

Что еще добавить к расказу моей знакомой? Только что-нибудь из собственного опыта. Гадали мы уже в середине семидесятых, опять же, прошлого столетия. И тоже большой популярностью пользовалась у нас ночь с тринадцатого на четырнадцатое. И бумагу жгли, и воск лили и ьумажки с именами под подушку клали. Кто приснится, чье имя утром, только раскрыв ясны оченьки, вытащим из под подушки. за того и замуж идти... Хотите верьте, хотите нет - но сбывалось же!!!

2003 год


Рецензии