Вспоминая себя на ЗИЛе 32 - Святые девяностые 2

На моём фото одна из БАРРИКАД вокруг БЕЛОГО дома.
Именно эти, вот такие молодые ребята и строили баррикады, им ещё не требовалось пояснять, что такое страна развитого СОЦИАЛИЗМА, в которую предлагалось именно ИМ вернуться ГКЧпистами. Они уже успели пожить при этом социализме сами, а не со слов своих бабушек и дедушек. (Никогда не слушайте бабушек и дедушек, они вспоминают не факты жизни прошлых дней, а СВОЮ МОЛОДОСТЬ, а это, как говорят в Одессе, «две большие разницы»). Любая молодость дорога ВСЕМ, не смотря на лбой УЖАС вокруг вас тогда. Что может быть ужасней ВОЙНЫ, а вот послушайте ветеранов, они почти все вспоминают с воодушевление даже малые эпизоды своей молодости.

Маленькое отступление.
Вчера 26 августа 2013 года я с ЛЕНЬЮ (моей женой) ходил на благотворительный вечер в «ПАНОРАМНЫЙ кинотеатр «МИР» рядом с ЦИРКОМ на Цветном бульваре. Мы пришли за час до начала, чтобы купить билеты. Нам повезло, мы смогли купить их, и сразу пошли и сели на свои места. В зале кроме нас было человек десять, а зал на 2000 человек. До начала ПОЛЧАСА - в зале человек сто. До начала ДЕСЯТЬ минут - в зале человек триста. В 19-00 - всего треть зала.
Мы, конечно, пришли ради того, чтобы внести посильный вклад в общее дело, но нам важно знать, а как же другие? Где такие, как мы?
Друзья, это же ДЕМОКРАТЫ, у них с дисциплиной всегда плохо, как я мог такое позабыть. После СЕМИ часов они просто повалили валом, они шли ещё полчаса и, заполнили весь зал настолько, что человек триста просто стояли вдоль стен в проходах. Заметьте, не просто так, а по билетам, которые были дороже, чем в соседний ЦИРК.

Вечер был посвящен тем первым семерым правозащитникам, которые 45 лет тому назад в 1968 году осмелились выйти на КРАСНУЮ ПЛОЩАДЬ в защиту свободы в ЧЕХОСЛОВАКИИ с  очень простым лозунгом «ЗА ВАШУ И НАШУ СВОБОДУ», а также сегодняшним узникам, осмелившимся выйти ШЕСТОГО МАЯ 2012 года на БОЛОТНУЮ площадь.
Кстати, мы с женой Леной были там, на этом шествии шестого мая, но мы не были в первых рядах, и по этой простой причине даже не знали, что там что-то произошло. Просто там было гораздо больше  людей, чем сообщали официально, и нас не то что не забрали в «автозаки», коих было предостаточно, но мы вообще узнали о беспорядках, только вернувшись домой, Наше незнание об этих беспорядках лишний раз подтверждает, сколь велики были эти беспорядки,  что мы, присутствующие там, даже об этом не знали.
Кстати, у меня, как всегда, есть видеозапись нас и этого совершенно мирного шествия с шариками и флажками, где отсутствуют кадры о беспорядках, масштаб которых был совершенно локальный в первых рядах, да и то по причине того, что им перегородили дорогу, и им просто некуда было деться. Бесконечные повторы одних и тех же кадров по телевидению создают видимость большого столкновения, но по сравнению с общей массой участников в этом шествии, это практически ничто. 

Двадцать два года назад 19 августа 1991 года я также пошёл на защиту Белого Дома за ВАШУ и СВОЮ свободу, только и ВСЕГО.
Довольно часто в моей жизни происходят небольшие совпадения, произошло такое и на этом благотворительном КОНЦЕРТЕ. Среди приглашенных выступал артист  Сергей ЮРСКИЙ. Он читал БРОДСКОГО. Моё совпадение не связано с БРОДСКИМ.
Оказалось, ЮРСКИЙ вырос практически в старом ЦИРКЕ на Цветном бульваре, и он вспомнил и рассказал, как он мальчишкой бегал и играл на развалинах ещё более старого цирка, на месте которого и частично даже из стен которого возведён этот кинотеатр «МИР».
Я хоть и помладше ЮРСКОГО, но я также вырос рядом  с этим местом, и я точно также бегал и играл на этих развалинах. Ничего особенного в этом совпадении НЕТ, но боюсь, я был единственный в этом переполненном зале, кто мог такое заявить. Вот и всё, а теперь к БЕСКРОВНОЙ революции, которая поменяла страну.

Продолжение моих воспоминаний о защите БЕЛОГО ДОМА в ночь с  19-го на 20-е августа 1991 года.
После столь ОГЛУШИТЕЛЬНОГО перстроения боевой техники, уже совсем глубокой ночью стал накрапывать совершенно мелкий дождь, настолько мелкий, что все обходились без зонтов, да и вряд ли они были у многих. Я так и не нашёл своих ДПРовцев и как  все фланировал, а попросту шатался из одного места в другое по двору БЕЛОГО дома. В конце коцов я решил завести беседу с такими же неприкаянными как я,  это была мама моего возраста с дочкой лет восемнадцати, мы стали слонятся вместе, сидеть было не на чем, либо стой, либо ходи.
О чем говорили, честно, не припомню, наверное, обо всём, что приходило в голову. Конечно, всех волновал главный вопрос - будет ли  ШТУРМ  и если будет, то когда? Так как наши танкетки затихли, то опять воцарилась ТИШИНА. Время от времени те, у кого сдавали нервы, выкрикивали, что слышат гул танков, тогда все старались притихнуть и  прислушаться, но было тихо, даже ни одной машины не проезжало по набережной, это было просто удивительно.
Иногда из динамиков, которые были просто вынесены из конференц-зала и подключены к микрофону раздавались очередные сообщения, и  все  бежали поближе, чтобы послушать. Иногда открывались окна на втором или третьем этаже Белого Дома, из открытого окна в толпу защитников выбрасывали ксерокопии постановлений ЕЛЬЦИНА с его подписью, выбрасывали газету «КУРАНТЫ» в виде боевого армейского листка и ещё многое другое бумажное экстренное. Выбрасывали всё что могли там напечатать своими силами на ксероксах.
Конечно, желающих ухватить эти сообщения было предостаточно, но и я имею в своем архиве эти листки указов и газету «КУРАНТЫ» с оторванным углом, но это столь же знаменательно и свидетельствует о моей  победе в борьбе за обладание столь ценным РАРИТЕТОМ.
Вот так прислушиваясь к лязгу гусениц танков, борясь за печатные раритеты  и   ведя светские беседы со своими новыми знакомыми, мы провели  всю ночь на ногах, и вот уже начало светать. ШТУРМА и ТАНКОВ в ночь на 20 августа 1991 года не  было, и почему-то все были уверены, что это должно было произойти непременно НОЧЬЮ, а раз уже рассветает, то и волноваться теперь не о чем. Рассвет всем казался началом чего-то нового, но ГКЧП пока ещё  сидело в Кремле и не собиралось уходить добровольно.
С началом работы МЕТРО в шесть утра уже 20 августа, с приходом первых составов с пассажирами произошло то, чего мы, ЗАЩИТНИКИ, совершенно не ожидали. Со стороны «БАРРИКАДНОЙ» И «КРАСНОПРЕСНЕНСКОЙ» станций  шли не просто люди, шла огромная толпа новых ЗАЩИТНИКОВ. Если я со своими друзьями по несчастью мог ночью ходить вокруг БЕЛОГО ДОМА, то с  рассветом  картина резко поменялась. Встало СОЛНЦЕ и пришло столько народа, что они просто окружили весь Белый Дом таким плотным кольцом, что пройти было уже невозможно и можно было только стоять по стойке СМИРНО, причём вплотную друг к другу.
Развернули знаменитое стометровое полотнище российского флага и опоясали им автобусы теле - и радиостудий. На балконе появился ЕЛЬЦИН, и многие другие из его правительства, и начался  достаточно большой митинг, причём не тот, что был двадцать второго совершенно грндиозный, когда ГКЧП уже капитулировала, а тот, что был ДВАДЦАТОГО, когда ГКЧП ещё сидело в Кремле. На балконе выступающего ЕЛЬЦИНА два охранника старались прикрыть его двумя чёрными с виду обычными кейсами, но при таком большом скоплении людей совершить теракт из толпы практически невозможно, да  его и не намечалось.

После этого митинга 20 августа днём я решил, что имею право поехать домой поспать, но поспать сразу мне не пришлось, так как я заехал к своим друзьям архитекторам, но не к тем, с кем я делал проекты, а к тем своим школьным, которые в большинстве своем стали архитекторами. Встреча была у САШИ КОСИЦЫНА по случаю их возвращения из похода на байдарках по Карелии. Этот Саша как  раз тот  случайный однофамилец  моего хорошего знакомого - зам. директора ЗИЛа.
Поэтому, к сожалению, мои друзья не могли стать защитниками БЕЛОГО ДОМА, и их участие выразилось в расспросах меня, как оно там  все было. Я, как мог, пересказал всё что видел и за одно хорошенько поел у них, что также было кстати. Жил я от САШИ совсем недалеко, и где-то  поздно ночью я только добрался до постели и проспал до следующего дня.
Когда я проснулся, то всё, что могло говорить, говорило о том, что ХУНТА спровоцировала гибель трёх молодых ребят, что так же повлеяло на ещё больше недовольство НАРОДА,и вот они сдалась на милость победителям, то есть, на мою милость. Конечно, их арестовали, а один Пуго даже застрелился, а ЗРЯ. Просто о в своём понимании был честен до конца, и к сожалению для себя, мерил теми мерками, как у них было принято. Застрелюсь сам, подумал он, все равно всех расстреляют. На самом деле, их всего-то ненадолго посадили за решётку.
Сразу хочу подчеркнуть разницу между ДЕМОКРАТИЕЙ и АВТОРИТАРИЗМОМ, который у нас сейчас растёт.
Наверное, не стоит сравнивать того, что сделала ХУНТА для страны, и то что сделал олигарх ХОДОРКОВСКИЙ, мелачь за которую он осужден и сидит уже 10 лет не сравнима с их ХУНТОЙ.

ХУНТА ГКЧП реально захватила власть в стране, а ХОДОРКОВСКИЙ всего-то хотел сам распоряжаться своими собственными деньгами. Хочу - строю лицей, хочу - развиваю свою компанию, вот только и всего, что он хотел совершить. Он даже налоги сдуру заплатил и смело прилетел в страну из-за границы. А мог не прилетать и не сидеть 10 лет своей жизни. Но он начитался хороших книжек и прилетел в лапы к власти без чести и совести. Конечно, СЕГОДНЯ, когда всё уже шито белыми нитками, он не прилетел бы.  Но тогда даже я на его месте прилетел бы.
Я много чего понаделал всякого мелкого, когда все говорили - не делай. Зато прожил так, как хотел, и вот ощущаю себя СЧАСТЛИВЫМ. Не быть, а ОЩУЩАТЬ. Это не хуже, чем БЫТЬ.
Так плохие демократы вскоре всю эту хунту отпустили на свободу, и они ещё потом в Думу пролезли, и, заседая там, палки в колёса вставляли ходу истории.
А вот ХОДОРКОВСКИЙ и ЛЕБЕДЕВ, уже десять лет сидят при хорошем ПУТИНЕ, и им недавно скостили ДВА месяца из одиннадцати лет, как пример всемирного бесчеловечного судопроизводства. Путинское ПОМИЛОВАНИЕ войдёт во всенародный аналог, как крайнее издевательство над заключёнными.

Проснувшись к вечеру на 21 августа и насмотревшись свежих новостей вновь, но уже  без «Лебединого озера», я только 22 августа опять попал к БЕЛОМУ дому на этот грандиозный митинг ПОБЕДЫ с которого я зашёл на работу к своему школьному другу Виктору. Он тогда работал в институте США и Канады. Там проходило собрание передовых коммунистов, примкнувших к ЕЛЬЦИНУ, сразу после собрания я с ним пошёл на площадь Дзержинского, где собирались демонтировать памятник самого ДЗЕРЖИНСКОГО.
Мы были на площади и вместе со всеми наблюдали, как его снимали с пьедестала. За столько лет участия в различных стройках и будучи в какой-то степени не только строителем, но и близким в чём-то к искусству, меня удивило, что те, кто демонтировали памятник, плохо понимали, что делают, и что есть что.
Складывалось впечатление, что они действовали согласны с той БАЙКОЙ, которая уже давно ходила в народе. Это БАЙКА о том, что памятник как бы отлит из золота партии и замаскирован под бронзу. Так вот, у меня такое впечатление, что организаторы демонтажа в чем-то верили  в эту БАЙКУ. Иначе мне нечем оправдать, почему при демонтаже  были два десятитонных крана, если сам памятник от силы должен весить не больше пяти тонн, а то и меньше.
Допустим, что многие обыватели думают, что памятники целиком отлиты из металла, хотя на самом деле памятники полые внутри как колокол. Даже наши пластилиновые макеты машин, о которых я писал в предыдущих главах, были точно так же, только снаружи сделаны и пластилина, а внутри у них деревянные каркасы.
А там на площади пригшали два таких мощных крана - это явный перебор, и это говорит о том, что процесс был совершенно стихийный, без всякой инженерной подготовки.
Дзержинский, висящий на тросах, повешенный за бронзовую шею - это очень символично, но лучше бы те здания, что кучей роятся на ЛУБЯНСКОЙ площади, «с крыш которых до сих пор видна СИБИРЬ», лучше бы все эти дома передали детям  для кружков  различного  творчества: судомодельногых, кройки  и  шитья, танцевальных и других полезных стране в БУДУЩЕМ. В разумном мире так много полезных вещей. А там рядом  универмаг «Детский мир», ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ музей и СОЛОВЕЦКИЙ камень для короткой памяти ПОТОМКАМ установлен.
22 августа у БЕЛОГО ДОМА состоялся огромный митинг победителей, обычно вся хроника именно с этого митинга, но двадцатого на митинге ещё при ХУНТЕ народу было чуть поменьше, только и всего.
Практически, я выполнил поставленную цель. Я закончил своё воспоминание о ЗИЛе святыми событиями 1991 года, опять же так совпало, что пишу всё это я в августе 2013 года, а это ни  много ни  мало, ровно 22 года от тех событий, считай целое поколение.
Несколько слов в послесловие.

Да, я горжусь, что мне посчастливилось участвовать в этом историческом событии. Пройдёт время, и в отличие от октябрьского ПЕРЕВОРОТА в 1917 году, это событие 1991 года будет не забываться с годами, а наоборот, будет ВОЗРАСТАТЬ по своей значимости в будущем. Я эти годы уже сейчас считаю - СВЯТЫЕ ДЕВЯНОСТЫЕ, и они такими будут ВОСПРИНИМАТЬСЯ многими. И совсем скоро, сразу как закончится эта мягкая, но всё же диктатура ПУТИНА, наступят другие времена. То, что происходит сейчас - это бесспорно ПЛОХО, но могло быть и ещё ХУЖЕ. И об этом также не стоит забывать.
Вот на этой ОПТИМИСТИЧЕСКОЙ ноте я заканчиваю это повествование и призываю вас сделать ещё одно усилие и прочесть  мою биографию.

Десять лет назад у меня был юбилей, и мне стукнуло 60 ЛЕТ. К тому юбилею я подготовился ХОРОШО и написал свою биографию. Она, естественно, есть на «ПРОЗЕ.РУ», но вам же лень лезть искать и  читать. Вот я хочу её подкорректировать на сегодняшний момент и  напечатать в конце этой книжки. Сами понимаете, в биографии исправлять нечего, она же какая есть, такая и есть, следовательно, корректировка только  в добавлении этих десяти лет. Ну, вот и всё, писал я всю эту писанину полтора месяца, но очень плотно, почти не вставая со стула.
В следующих двух главах:
Подкорректированная, а вернее, дописанная БИОГРАФИЯ.

Продолжение:
33. – Биография часть №1                http://www.proza.ru/2013/08/27/965


Рецензии
Если Вы, Эдуард, доберётесь когда-либо до восьмой главы моей повести, Вы узнаете о моём отношении к этим событиям. Хотя застали они меня далеко от Москвы, в Донбассе.

Сейчас полным-полно таких, кто не желает понимать исторической значимости случившегося. Молодёжи всё до феньки, а среди стариков уж больно много тех, кто помнит колбасу по два двадцать, - и больше ничего помнить не желает. В первом, вводном абзаце Вы с абсолютной точностью выразили то, что происходит с нашей памятью и нашим сознанием. Другое дело, что действительные результаты (особенно отдалённые результаты) любых эпохальных перемен парадоксальным образом не совпадают с ожидаемыми.

Чувствую, что Вам всегда, при любых обстоятельствах, важно было оставаться человеком. Чувствую и ценю это качество.

Будьте здоровы!

Александр Коржов   18.04.2014 16:23     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.