Обществу мат?

Долг журналистики — успокаивать обеспокоенных и тревожить ублаготворенных.
          Джером Лоуренс
 
Когда-то великолепный поэт Геннадий Шпаликов, обсуждая (теоретически) роль мата в устной речи, заметил, что на мате можно проверять человека. Хорош человек или плох. Когда матерится плохой человек, тебе стыдно и за мат, и за этого человека; когда хороший (в частности, поэт Александр Пушкин), ты восхищаешься великолепием русской речи. А у нас нет ничего более русского, чем язык!

Опочивальня
Ехал на днях в маршрутном такси № 2. Почти центр города, ул. им. Шилова. Стайка школьной молодёжи, галдя и толкаясь – заполнила до отказа салон. Жутко, ох и жутко было слышать их разговор. Вызывающе изощрялись в молодёжном стёбе, мате. Куражно! Говорят нарочито громко. Стеснения – абсолютно никакого. Специально педалируя матерщину, смотрите, мол, какие мы взрослые! Если бы не юные, лет 15-16, мордашки – точь в точь отсидевшие в тюрьмах зеки. Невзрачная картечь вырастает в жиганы…
- Ребята, женщин постесняйтесь!
-А зачем? - писк девицы в рваных джинсах, шнуром от сотика в ухе.
- Материтесь в своей опочивальне, здесь же не глухонемые. 
На минуту галдёж смолк. Младое племя смотрело бездумно- внимательно на отжившего уже своё старика.
Погань духа
Куда бежать от непроглядной погани духа? Печатного места недостаточно разбирать причины матерщины. Скажем так: мат прочно и надолго оккупировал некогда «великий и могучий русский язык». Нормальная речь без матерных вкраплений – большая редкость… Блатную феню вдалбливают в наши головы ежедневно-ежечасно. Дикое положение, по-моему, власть устраивает. К примеру, в 2005 г. выпустили для широкого распространения недешёвый двухтомник словаря русского мата. Тиражу можно позавидовать!.. «Ящик» уже не включаю: стрелялки-догонялки, разборки братков, море трупов и постельных сцен. Обжиралово, развлекалово, кир-кир-коровщина, Петросян со своей бабой, ржачная масскультятина на всех каналах – осточертела  до печёнок очень многим.
Полноправная оккупация матерками разговорного языка – оттуда. Справедливый полицейский на телеэкране – «Мент в законе». Поэтому и разговаривает начальник по кличке «Волчара» на блатном жаргоне, что с подчинёнными, что с подозреваемыми. Цензура отсутствует, мы готовы норму заменить, патологией  делая вид, что беда на пользу всем. Сколько можно, ведь за 20 лет «реформ» – массовая  быдловизация  населения видна без микроскопа.
 Молчали мужчины, женщины смотрели в окно увлечённо, будто там летел Гагарин. Шофёр врубил децибелы среднеазиатской музыки. Приглядываясь к ватаге, думал, подобно булгаковскому Шарику – «эту сову надо разъяснить». Сердце моё  торкнулось. И в пижонских солнцезащитных очках водителя прошу остановиться. Выбросил рядом сидящего недоумка, остальные выскочили на подмогу сами. Успел-таки, поставить на горох циников-балбесов… Полицейский возник из-за маршрутки неожиданно, как снайпер. Зло на этот раз наказано и пресечено.
Андреналинчик
К вечеру устало-замотанный дежурный, пожимая руку, – напишут представление в школу. Родителей штрафанут. И лейтенант, работающая «по трудным подросткам», вторила: ставим на учёт, проведём собрание по факту! Дело лечебное, – соглашался я, расписываясь в бумагах, потирая место от зуботычины.
«Отморожено-свежий» ширпотреб забирали из кабинета родители, зло косясь на меня. Были на редкость спокойны за агрессивных чад,  ну подумаешь, матерились.
Заинтересованный юридическим «фактом», не дождавшийся «выхлопа» полувоенной бюрократии зашёл в школу. Интеллигентный директор Василий Васильевич познакомил с учителем русского языка и литературы. Педагог с 38-летним стажем Наталья Николаевна Турченко, заведение девять, рассказывает:
- Изучение русского заканчиваем в 9 классе. В неделю три урока литературы и урок русского языка. Ориентир – на новый Закон «Об образовании»; внедряем свежие технологии, рекомендуя современную литературу. 25 школьников, души которых – поле брани, посещают факультативы. Предлагаю, к примеру, проанализировать художественный текст произведения. Затем – разбор темы. Сейчас изучаются «Отцы и дети», «Преступление и наказание» и др. книги классиков. Из зарубежных писателей – Т.Драйзер. Мальчиков больше интересует литература, скажем так, с уклоном в технику.
Ничему плохому школа, конечно, не учит. Хотя есть у нас «трудные» подростки, временные болячки типа мата пытаемся решать. Не всё удаётся, конечно, но стараемся.
-А где «Три мушкетёра»? «Жизнь и приключения Робинзона Крузо»? «Дети капитана Гранта»? Джек Лондон, наконец? Фёдор Михайлович, без сомнения, глыба, но… в силу возраста скорбные разумом подростки и девушки поймут ли?!
Я благодарю вежливых педагогов и ретируюсь.
Ничего себе, временные болячки! В выпускном классе 1 (урок!) русского и три! урока физкультуры. Когда ж руководство образования поймёт: здоровая нация, прежде всего, душевно здоровая. М.б., тогда и вернёмся к норме, когда небо наверху – это небо, а земля есть и будет землёю. Когда матом пишут в общественных туалетах, а на экранах и в театре им не пользуются. И извращения человеческие трактуются по медицинской линии, а не провозглашаются современной нормой жизни.
Выражусь посконным языком. Если переходим на грибы-поганки – блатной суржик, молодёжный стёб и матерщину, это предвестие кончины языка. Однако можно выиграть — как выигрывает больной от точного диагноза, каким бы тяжелым он ни был.


Рецензии
Мат совершенно не украшает речь.

Илларион Герт   27.02.2015 18:43     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.