Злободня

В рекламируемую гимназию, расположенную аккурат в центре, семенил недавно. Хотелось «изнутри», узнать: каковы проблемы-вопросы, связанные с преподаванием русского языка и литературы? Объединённые сейчас в один предмет и существует ли эта злободня? Чего всё-таки «младому племени» не хватает на уроках: желания, учебников, часов. А м.б. методика изложения, разноречива и спорна?

Непрохонжа

Начальство отсутствовало. Назвался, документ в подтверждение зам по учебной работе. «Зачем ЭТО «Вечорке?» – неприветливо так из уст. Автор что-то мямлил про аховую подготовку, ошибки в правописании выпускаемых учеников, колонку в газете и т.д. Дама, вторично прочитав удостоверение журналиста, кисло: будет разрешение – приходите. Бесхитростная мысль,  как говорили в детстве на малой родине – непрохонжа.
Город не без добрых людей – подсказали. Зашёл в техникум отраслевых технологий. Чистый комплекс зданий. В уютном холле – большущий монитор, в креслах – ватага раскрепощённой молодёжи. Кто глазел на поучительные клипы на экране (как вести в компании), кто-то уделяет внимание  сотовому.
В учебном отделе знакомят с Ларисой Борисовной Журавлёвой. Радушно беседуем.
  Монолог
– Ежегодно дают учебные группы, – толкует неспешно педагог. Боль в сердце – от багажа знаний вновь поступившей ребятни. Элементарно не понимают, чего от них хотят. Словесно пересказать текст, записать верно, уяснить, выразить мысль – не в состоянии. Письменная речь не развита. До обидного мал словарный запас. Суррогат «великого и могучего», а главное – небрежение к слову. Диалог вести с ними трудно. Это промахи-косяки средней школы. Хотя… винить её сложно, костерить нельзя! Языковые часы урезают, мало занятий и по литературе. Зато разноречивые, часто меняющиеся стандарты предлагает руководство образования.
А нам даётся лишь год. Година! Как не изучить, а хотя бы  дать представление о Л. Толстом, Ф. Достоевском, М. Лермонтове и др. классиках?  Желание знать поболее у студентов есть, хотя в группах не без урода… Кое-что всё-таки удаётся. И не узнаю «своих», сияю на заключительном этапе! Они – специалисты с личным уже мировоззрением.
Это мнение Л. Б. учителя с 40-летним стажем работы.
–А кроме уроков, кружки, факультативы есть? – спрашиваю.
– Имеются, – отвечает. – Газета «Студенческий дрейф» видит свет ежемесячно. Корреспонденции с фото на разные темы учебы пишут учащиеся. Заправляет выборный редактор – из их числа. Издание, по-моему, интересно-благодатное, упрочило авторитет.
Третий год активничает клуб «Позиция», – продолжает Лариса Борисовна. Обсуждаемые темы различны. Лишь «горячие» отмечу: «А как это по-русски?», «Книга или Интернет?», «Быть России иль не быть?», «Жизнь, зачем ты мне дана?» и др. На проектных заседаниях – стихотворцы-писатели, военные. Приглашаются и священнослужители, депутаты, заметные горожане. Гости рассказывают-слушают, доброжелательно отвечая слушателям. У членов клуба без каверз – «ушки на макушке». Многие (без принуждения) в заседаниях прорех не делают, в том числе и старшеклассники. Значит, что-то их цепляет. Думается, всё-таки интерес говорить хорошо на русском, знать язык, выговор, произношение. Как руководитель, воздаю хвалу активному Диме Дембицкому, делающему  сообщения о поэзии. Заходите и вы – дадим слово, – лукаво улыбаясь напоследок.
  Горе
Однако образовательные стандарты (новые) повергают в уныние. Разработчиками Федеральной программы (фамилии ретивых известны) открыто замалчиваются  имена Шолохова, Лескова, Астафьева, Вампилова, Рубцова. Им крайне несимпатичны и Белинский с Чернышевским, и Солженицын с Лакшиным. Куда без этих великих русских глыб? Куда! Не хочешь, а задумаешься о тихой дерусификации школьной программы… По-моему, системное разрушение среднего образования. Рекомендуют образчиков В. Пелевина, А. Эппель (стыдоба, но  не знаю: мужчина, женщина?) Однако это всё-таки цветочки, но стоит ли ждать ягодок? Версия ясна: разработчики получили идеологический заказ, честно его отработав… Но он  п р о т и в  наших детей и внуков, по сути против каждого гражданина отчизны. Вне всякой логики! ЕГЭ, несмотря на протесты учителей, родителей, учёных – узаконен. Объединив цинично в один предмет русский язык и литературу, мы получили  п р о ф а н а ц и ю…
Поэтому хочу напомнить вещные слова великого писателя Владимира Галактионовича Короленко: «В детях хочется видеть продолжение самого себя, для них хочется счастья, а если горя, то, какое знаешь, поймёшь и разделишь сам!» 
Автор, понимая, разделяет горе своих внуков… Читает ли сейчас молодёжь его, Гаршина, Пришвина? Уверен, что нет. И это   з л о б о д н я…
Уходил чуточку успокоенный: не всё так беспросветно. Имеется много поучительного. Не все студенты поглощены всесильной паутиной-Интернетом. Настенный, не пустомельный агитпроп. Библиотека ухожена: книги, газеты-журналы на любой вкус. Есть, есть ещё островки знаний, имеются опытные, усердно вкалывающие трудяги-учителя.
Литература, как безнадёжно-стоически, – говорил Михаил Зощенко, продолжается…


Рецензии