Арфа и холодильник

Арфа и холодильник…

Интересно…Казалось бы, что общего между этими двумя своеобразными предметами?.. Поверьте,  это только так кажется, на первый взгляд. Их роднит  глубокая философия  нашей не менее глубокой жизни. Ну, например, представим себе некий огромный морозильник, скажем для рыбы, куда можно спокойно загрузить арфу. Или так: старый советский холодильник, вполне добросовестно справившийся  со своими обязанностями, разбирают на части; затем этот метал  обрабатывают и в итоге из него изготавливают струны для арфы, или саму арфу…Как видим эта истина относится к теории вероятности. Помним у Шекспира:  Александр Македонский умирает, из его праха изготавливают глину;  затем из этой глины вылепливают затычку для пивной бочки…Не так ли и с нашим холодильником?..    Ну, оставим пока  схоластику, и поговорим об этих уникальных предметах  отдельно…
***
Это было в далёком 2006 году. Я тогда только поступил в консерваторию и  был полон  горячего энтузиазма. Мой педагог  по специальности  NN,  посоветовал мне купить сразу же новый хороший смычок, так как мой был весьма прост и неважен. У очень хорошего мастера  я взял два смычка на пробу, дабы выбрать из них лучший. Итак, это зачин сей истории. А дальше было вот что…
Стояла глубокая осень, первая осень в качестве студента консерватории. Да…Я сообщил своему педагогу, что взял два смычка на пробу. Договорились, что он сам поиграет на каждом из них как более опытный «эксперт», и скажет какой мне брать…Всё что произошло далее, достойно лучших ранних рассказов Чехова.  Придя с двумя смычками в назначенное время на специальность, я не обнаруживаю там своего педагога. NN оставил записку в классе на столе, она гласила, что он «по семейным обстоятельствам» проведёт сегодня урок со мной у себя дома, в такое-то время.
Слегка озадаченный  этим  я бреду по пустынной улице домой к своему педагогу. Он проживал не далеко от консерватории,  и я не успел ещё задуматься над жизнью,  как уже подошёл к дверям своего учителя. Стучу.
-А ты подошёл… здравствуй, проходи!
- Здравствуйте!- я прохожу в квартиру…и с ужасом обнаруживаю, что тут страшный разгром, полным ходом идёт капитальный ремонт!.. Всё кругом в пыли и клею, пол только что выкрашен, и идти можно лишь  по тоненьким  досточкам,- чувствуешь себя канатоходцем…      С горем пополам примостившись в углу, я достаю смычки и даю NN. Мой педагог как бы «между делом» играет то на одном, то на другом, и наконец, говорит:- «вот этот бери, он получше будет!».. Всё это длится не более пяти минут. И тут мой преподаватель, нисколько не смущаясь, даже как-то так заправски объявляет:
- А теперь мы с тобой сейчас  вынесем  старый холодильник на свалку!
Я слегка обескуражен. Так вот оно что! Мне становится понятен смысл записки в классе…Вот какие «семейные обстоятельства»!! Надо учиться, однако, смекалке у NN. Так можно сразу сочетать «приятное» с «полезным». Однако «полезное» как и следовало ожидать, отбирает у нас гораздо больше времени и усилий, чем проба смычков…Холодильник моего педагога стоял как назло в самой дальней комнате. Он был уже пустой. Это был весьма почтенный, старый советский холодильник. Он был весь в пыли. Тут надо сделать лирическое отступление и сказать, что я пришёл к NN в новом, почти концертном костюме…Но вернёмся к холодильнику. Мы долго крутились возле него пытаясь отодвинуть его из угла. Наконец мой педагог с трудом зацепляется за основание и двигает «берлагу» на середину комнаты. Вся эта возня длится уже минут десять. С весёлой заправской улыбкой, мой преподаватель объявляет:
- Так, ты бери вот здесь за основание, я пойду впереди, и смотри осторожно, пол окрашен, будем  идти по досточкам!..
Я думаю, не один грузчик не выполнял столь ювелирной работы, какую творили мы с NN. Я ухватился за острый железный выступ и приподнял наш «талисман». Руки резала сильная боль,- но мне было всё равно - «искусство требует жертв!». Мы начали свой путь…               
О том, как мы с моим педагогом тащили  через три комнаты этот проклятый холодильник, можно писать диссертации. Скажу лишь, что мы ни разу(!) не соскочили с досточек на пол…Вспотевшие, и измученные в конец, мы подбираемся к входным дверям. Начинается спуск  нашего детища со ступенек.  NN живёт в частном доме, и на крыльце у него, довольно крутые, пять- шесть ступеней. Это был кромешный ад…Помню только, как в какой-то момент из моих мокрых рук  холодильник предательски стал падать…Ещё мгновение и эта «туша» завалилась бы прямёхонько на моего преподавателя…Я закричал:
-Стойте! Он падает!..
  Мы его бросили на ступени, малость обождали, пришли «в себя» и на последнем  рывке кинули его с честью в мусорный жбан…Я помню, чувствовал гордость, от сей грандиозной эпопеи. Поглядев внимательно на свой костюм, я прихожу к выводу, что теперь это скорее рабочая одежда шахтёра, а не концертный костюм скрипача.   И всё- таки мы сделали это!!
Помню, как возвращавшись домой, я вспоминал наш «переход через Альпы», и мне казалось, что за этим я и приходил. О смычках уже как-то забылось…
Но вернёмся к арфе. Она тоже ждёт своей очереди…Прошло ещё два года. Я учился уже на третьем курсе консерватории. Наш студенческий симфонический оркестр должен был отправиться на концерт в Ставропольскую филармонию. В то время я занимал должность ассистента инспектора оркестра. То есть, в сущности, был его правой рукой, или «вторым инспектором», ну да не важно, всё это конъюктурщина. Итак, мы отправляемся на гастроли из Ростова в Ставрополь. В мою задачу входило носить и отвечать за консерваторские пульты для нот, и следить за арфой, которая для консерватории была  бесценна…Ранним осенним утром вся наша оркестровая студенческая «братва» в весёлом  ожидании толпится у стен РГК.  И вот мы видим подъезжающие к нам два автобуса.  Но, что это?!.. Перед нашим взором два весьма стареньких, видавших виды авто, один из которых « Мерседес» середины восьмидесятых, а второй – андеграунд с выставки - «Мерседес» начала семидесятых (где его нашли вообще!)…На кузове автобуса был нарисован портрет Че Гевары  и написано « Cuba  libre»…Короче - «Куба рулит!»...          Мы слегка обескуражены, но всё же довольны. Затаскиваем в старый «Мерс» арфу и пульты - в этом «андеграунде»  предстояло  ехать и мне… Весь наш путь не имеет отношения к основной теме рассказа, поэтому я опускаю это. Скажу лишь, что этот старый автобус  семидесятых годов,- оказался ведущим, так как его шофёр был хозяином этой фирмы. Фирмы, которая явно «веников не вяжет»…    Ну так вот, наш «старик» шёл головным. Он пыхтел и тарахтел  всю дорогу. На обратном пути мы вообще поломались и стояли на трасе целый час…Мы часто так и говорили с гордостью, вспоминая наш портрет на автобусе: «Повстанцы  едут, берегись!»…Теперь пару слов о нашем самоотверженном шофёре. Это был молодой парень лет тридцати, высокий, чернявый и весьма красивый. В него сразу же повлюблялись, как и водится многие девочки с оркестра. Этот парень был одет под стиль своего автобуса:- на нём была кожанка семидесятых,  джинсы с «клёшем» и элегантные мужские сапоги с высокой змейкой. Он был молчалив и слегка «приблатнён». Рома, так звали нашего героя, свято соблюдал стиль и атмосферу семидесятых, царившую в автобусе:- всю дорогу у нас в салоне  звучала музыка той золотой эпохи:  Тото Кутуньо, АВВА, Самоцветы, Песняры и т.д. Короче погрузились «с головой» в эту чудную  ретро-атмосферу…Везде, где бы ни проезжал наш автобус - все оглядывались и весело улыбались - видимо облик  Че Гевары вдохновенно действовал на людей... И вот блестяще отыграв концерт, на следующий день мы поздно вечером возвращаемся в Ростов.  Рома гнал нашего «старичка» как мог - мы опаздывали по графику…Ну вот и шумный Будёновский проспект. Другой автобус, где находился наш дирижер, и инспектор оркестра  ехали другим путем, и подошли к консерватории  совсем  с другой стороны. Меня вдруг  осеняет  зловещая мысль:  а ведь теперь целиком на мне одном  весит ответственность за арфу и консерваторские пульты…               Как я один всё это донесу?!.. Мы уже подъезжаем по Будёновскому к  ЦУМу, который стоит на противоположной части проспекта. Отсюда до стен консерватории примерно метров сто пятьдесят.  Рома паркует автобус  прямо к тротуару  у ЦУМа. Студенты молниеносно начинают выходить и покидают наш  ретро - транспорт. Я судорожно звоню инспектору оркестра… «Абонент временно недоступен»... О Боже!!.. Что делать?.. В автобусе остались только я, шофёр, и арфа с многочисленными железными пультами в придачу. Тут к нам подходят два инспектора «ГАИ» и стучат в окно:- мол, убирайте транспорт!!..  А надо сказать  наш автобус стоял так  неуклюже, что перекрыл  всё движение по проспекту.  Всё что произошло далее, мне не забыть уж никогда…
Рома принимает молниеносное решение: надо срочно  вытаскивать проклятую арфу и пульты, и убирать автобус. И вот тут началось!..
С горем пополам мы протаскиваем арфу через сиденья,- она всё время зацепляется за что-то, мы спешим, сиденья начинают рваться, Рома  чертыхается во всю, а «гаишники» постукивают в стекло и видно уже в гневе. Весь Будёновский стоит в ожидании того, как два чудака  вытаскивают что-то из старого автобуса. Стоит страшный гул автомобильных гудков… Я представил, как сейчас должно быть сотни людей за рулём проклинают нас двоих… О, Боже!!.. Я весь мокрый.
Наконец мы вытаскиваем злополучную  арфу прямо на проезжую часть. В этот момент с неё падает на дорогу красный балахон. Все прохожие весело озираются на это «шоу».  Мне и весело и немного стыдно одновременно…Машины продолжают отчаянно сигналить. Мы с Ромой тащим арфу по асфальту к тротуару. К нам подходят два «гаишника» и с такой снисходительной усмешкой спрашивают:
; Ребята, вы из какой деревни приехали?..
Я начинаю нервно смеяться.  Рома совершенно спокойно и хладнокровно говорит: ;« Мы будем пульты выносить, вы можете пока посторожить это?» (он имеет в виду арфу).
Гаишники совершенно одурели. Такого они ещё не видали… Один из них, смеётся с нас как с двух идиотов, другой кивает с усмешкой: «посторожим  мол,  деревня!!». Однако дорога каждая секунда.  Бежим за пультами. С автобуса  на нас ободряюще смотрит наш  друг          Че Гевара…На ходу я подбираю красный «повстанческий» балахон с арфы. В автобусе на задних сиденьях лежит  три - четыре десятка тяжёлых железных пультов…Мы судорожно хватаем их. Начинаем быстро выбрасывать прямо на проезжую часть. Рома говорит:
- Сейчас я быстро отгоню недалеко машину, приду, и мы тогда донесём  до вашего заведения…
Вот какие ещё бывают шофера в наше время!!. А ведь он мог вообще мне не помогать, этот парень в стиле семидесятых…               
Итак, мы выкинули пульты на дорогу. Проспект продолжает отчаянно сигналить, а пешеходы уже просто собрались в кучу и весело наблюдают за этим «шоу».  Мне, однако, не до веселья…Я начинаю перетаскивать пульты с дороги на тротуар. Пульты выпадают из рук и падают прямо под колёса. О, Господи!.. Машины тормозят и сигналят, всё похоже на какой-то армагедон. Рома стремительно угоняет автобус к ближайшей остановке. Я остаюсь один со всем своим добром. И вот чудная картина…Она навсегда осталась в моей памяти. Представьте: посередине проезжей части гордо стоит одинокая арфа, её охраняют два гаишника, чуть в стороне стою я, и около меня на дороге валяется огромная куча пультов…Кто-то из прохожих даже не выдержал, и сфотографировался на этом чудном фоне.
Гаишникам было тоже весело: не каждый день ведь они охраняют арфу!!.. Ну вот со всех ног, наконец бежит Рома. Мы взяли с ним нашу дорогую арфу в красном балахоне  и подняв её над головой, гордо понесли через весь проспект, как знамя победы…Пока мы её тащили, наши друзья  гаишники принялись охранять железные пульты. Ну вот и консерватория…Неужели!?.. Бросив арфу прямо в холе, мы побежали за пультами. Гаишники видимо уже вошли в «роль». Они с таким достоинством охраняли пульты, будто это куски золота валяются на дороге…Да уж…Наконец тремя рейсами мы перетащили и пульты. Я не знал, как мне благодарить Романа. На всю жизнь я запомнил этого чудного парня, «в стиле семидесятых», который целый час потратил на эту нервную возню…
Ну вот. Как видим арфа и холодильник всё же чем-то схожи меж собой, не так ли?..
2011.


Рецензии