Я - учитель

Я учитель, и я этим горжусь – даже сейчас, когда престиж нашей профессии упал.
Я вижу миссию учителя прежде всего в том, чтобы  воспитать в детях благородство и чувство справедливости, умение отвечать за свои поступки и готовность помочь тому, кто нуждается в помощи, милосердие  и сострадание.
Я имею честь преподавать великую русскую литературу. Я хочу, чтобы мои ученики всем сердцем восприняли те благородные духовные ценности, за  которые так горячо ратовали русские писатели. Они учили любить своё Отечество, но «не с закрытыми глазами», как говорил П.Я. Чаадаев, ратовали за свободу и достоинство личности, за то, чтобы «жить не по лжи».  Этому хочу научить детей и я.
Чтобы ученики поверили педагогу, он сам непременно  должен быть личностью, должен быть наделён тем, что мы называем харизмой.   Он не должен нравиться всем – это невозможно! – не должен быть идеальным: он  должен быть живым (как у Б. Пастернака: «…Быть живым – живым, и только! Живым, и только – до конца!»).  Должен быть убеждённым в том, что проповедует, страстным, смелым и честным.
 «…Я готов скорее отдать голову на отсечение, чем отказаться от  того, что я говорю, чему я учу своих питомцев».
Я готова подписаться под этими словами В.А. Сухомлинского…
Я безгранично верю в воспитательную силу книги. Как говорил один известный педагог,  «школа – это прежде всего книга. Воспитание прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения». Именно поэтому своим долгом считаю приобщение детей к чтению, воспитание вкуса к книге, формирование читательской культуры и  прилагаю массу усилий для того, чтобы чтение было для ученика первейшей духовной потребностью.
Я верю в воспитание красотой. Она облагораживает душу, утончает чувства ребёнка настолько, что он становится восприимчив к слову.  Именно  поэтому я всегда уделяла внимание общению детей с искусством. «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить плохого»,- гласит старинная украинская мудрость.
Уроки литературы – уроки особенные. Согласна со своим коллегой Л.С. Айзерманом  в  том, что самый страшный их враг – холодное равнодушие. Эти уроки должны быть уроками «воодушевления, эмоционального подъёма и даже «нравственного прозрения».
 Я вижу свою задачу в том, чтобы привить детям любовь к литературе и родному языку, научить читать, научить мыслить  «с помощью писателя, радоваться ему и на нём расти» (Айзерман Л.С.). Не  сумма знаний, а мысли и чувства  ученика важны мне. Мне важно, чтобы ученик не просто мог бойко  ответить на экзамене, а чтобы он задумался над « вечными» вопросами русской классики. Настоящий учитель словесности – тот, кто не просто даёт информацию, а учит чувствовать и понимать, кто знает, как важно  достучаться до сердца школьника.
На своих уроках я всегда стремилась познакомить  детей с настоящей русской литературой без купюр, т.е. даже в далёкие «застойные» годы, когда творчество  многих замечательных писателей было под запретом, я  рассказывала старшеклассникам  о поэзии Серебряного века, о В. Высоцком,  М. Булгакове, В. Гроссмане,  А. Солженицыне,  В. Шаламове, А. Галиче  и др. авторах, которые пришли в нашу программу лишь в 90-е годы. Я испытала особую гордость, когда увидела, что официальная   программа  совпала с моей,  которую я разработала сама вопреки всем запретам. Мои выпускники всегда были особенно признательны мне за то, что я открыла им неизвестных тогда в нашей стране, опальных, но по-настоящему талантливых писателей и поэтов.
Учитель должен постоянно совершенствоваться, много читать  и обладать таким качеством, как желание поделиться всем, что узнал нового.
Я убеждена, что он не должен ограничиваться лишь преподаванием на уроках: необходимо приобщать детей к своему предмету и после них. Для педагога-словесника это означает, что нужно проводить литературные вечера, создавать школьный театр, на сцене которого будут блистать ученики, проявлять себя, пробовать, творить, влюбляться в литературу и школу.
Спустя годы выпускники благодарно вспоминают школьные спектакли и литературно-музыкальные вечера, с которых для многих началась любовь к искусству.
Со своими воспитанниками я всегда много общалась вне школы, потому что считаю, что учитель должен увлечь ребят не только своим предметом. Я водила  детей в походы, возила их по стране, путешествовала с ними  по другим странам и, надеюсь, передала им свою тягу к странствиям, ведь это тоже познание мира.
Да, наша профессия требует самоотдачи, часто – в ущерб личной жизни.
  Разные профессии выбрали мои выпускники, но мне приятно, что многих я «заразила» любовью к литературе, и они стали педагогами, в том числе –учителями.
Я горжусь многими своими учениками, и не только теми, кто достиг высот в карьере. Горжусь их достойными поступками, горжусь тем, что они хорошие люди.
 «Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся…,»-заметил Ф.И. Тютчев. Но как хочется, чтобы оно отозвалось в душах наших воспитанников самыми добрыми  делами и  воспоминаниями!...
У учителей, как и  у врачей, есть своя  Гиппократова клятва .  Они должны не просто «не навредить» –  они должны откликаться на любую беду, спасать, но не медицинскими инструментами, а словами, которые важно уметь находить. И приобщать к прекрасному миру знаний. Всех! Никому не отказывать в желании узнать что-то новое!
 Вот почему  в течение многих лет я читала лекции старушкам в клубе при ЖЭКе (конечно же, абсолютно бескорыстно!), принимала участие в городских литературных вечерах, выступала перед самыми разными аудиториями. Я считаю, что каждый учитель должен заниматься просвещением.
 Учитель – это просветитель и воспитатель, который воспитывает прежде всего своим примером.  Если он говорит о милосердии на своих уроках, значит, сам  должен быть милосердным;  если проповедует гражданственность в связи с  литературными произведениями, которые изучают в школе, значит, сам должен быть гражданином не на словах, а на деле: должен уметь «выйти на площадь» за правое дело; если обсуждает с детьми книги о животных, значит, и сам должен помогать попавшим в беду «братьям меньшим». Я хочу сказать, что слово учителя не должно расходиться с делом: не должно быть двойной морали, ибо это  - самое губительное для воспитания.
Мечта стать учителем была мечтой моего детства. Может быть, потому, что мне очень повезло с педагогами. Всю жизнь я благодарно вспоминаю своих дорогих наставников. Это благодаря им мне захотелось быть   только учителем, только учителем  словесности, только учителем в своей родной школе № 24!
 Моя мечта сбылась: мои учителя  на долгие годы стали моими  коллегами. Они были для меня образцом во всём. Удалось ли мне стать такой, как они? И да, и нет. Но я  знаю, что им за меня не стыдно.
Я счастлива, что когда-то верно угадала своё призвание. Я люблю свою работу, свою родную школу и  детей.  32 года  я отдала тому, что люблю, без чего не представляю своей жизни, во что вкладываю силы своей души. Эти силы всегда возвращаются ко мне от моих питомцев – моих любимых учеников.
В самом начале педагогического поприща ученики написали мне стихи:
Вам сегодня наш дарит класс –
Жаль, конечно, да ладно, берите уж!-
68 прекрасных глаз-
Вдвое меньше сердец и душ!
Это самый главный – бесценный - подарок, который я получила в жизни.
Высокая миссия педагога для меня в том, чтобы делать счастливыми эти сердца.


Рецензии
Учитель - это самая нужная профессия. С уважением.....

Владимир Сергеевич Мусатов   30.08.2013 03:53     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.