121. В. Агошков. Москва - муза природы, ч. 8

В.Агошков. Москва - муза природы, ч.8


часть 8.

Мы уже писали о том, что первоначально славяне словами «влага, жидкость» называли и «молоко!». В польском «млека» – болото, ручей.
По-древнерусски «молокита» – болото!

Как говорится, век живи – век учись: Московская Лужа – это «Музы молоко», т.е. «дойной коровы молоко!» Тогда и с.Коровье Болото в Кромском районе будет читаться, как Коровье Молоко!

Если река Волга – от «влага», то не следует ли отсюда, что и Волга есть «молочная река»?!

Видимо, близки по смыслу и слова «молокита», «молозиво». Современный Толковый словарь русского языка так определяет слово «молозиво»: жидкость, выделяемая грудными железами женщин и самок млекопитающих перед родами и в первые дни после родов, близкая по составу к молоку.

Кстати, в Тверской области есть и река Молога! Может быть, Молоза?! А что обозначает слово «болото»? Оно тоже принадлежит всем славянам; индоевропейского характера.

Сравни: литовское «балтас» – белый; албанское «балте» – грязь, топь, болото и т.п. Первоначально «болото» – прилагательное среднего рода со значением «белое».
Болото названо «белым» или по растущим на нём траве …или по пепельно-серому цвету высохшей грязи…

Подобные рассуждения наших учёных не лишены оснований, но, на наш взгляд, белым мог быть, прежде всего, туман над болотом. Если «балтас» – это белый, то, видимо, Балтика, Балтийское море и названы так потому, что здесь много «болот» и «белых ночей».

Впрочем, вернее всё-таки именовать моря Балтийским, Белым по причине нахождения их на северо-западе от наших мест. А Чёрное, или Чёрмное, море находится на северо-востоке! В таком случае оно получило название от греков-византийцев?!

Московская область насыщена «дойными» (и в этом смысле «двойными») гидронимами. Так, южнее города Москвы течёт река Моча: Мока-Муга-Муза (сравни: друГ-друЗья, т.е. Г//З). Недалеко мы видим ещё одну реку – Рожайка (!).
Руза-Рузайка-Рожайка?! Следовательно, Руза, как и Муза-Москва – это рождающая река, т.е. Руза-Руда-Родник-Родина! Южнее Можайска находятся речки Рудня, Руть и прочее.

И ещё об одном наблюдении. Учёные, о чём мы писали в самом начале, отметили, что «-ск-» могло чередоваться с «-зг-» (сравни: промозглая погода).
Тогда Москва = Мозгва =Музгва. Выходим на Муза и на …Мозг! Столица России Москва и есть мозг страны.

П.Я. Черных считал слово Москы диалектом славян-вятичей, у кривичей ему соответствовало слово «вълга» (Волга). Если согласиться с тем, что слово Муза произошло от «молозиво», то тогда Москы следовало бы написать так: Молскы. Если в данном слове «мо» – приставка, обозначающая совместно, вместе, а «кы» – суффикс, то «лс, лз» Молскы может чередоваться с «лг» Вълга!

Не означает ли это, что и Волга есть «коровья, телячья река»?! В таком случае, видимо, не случайно мы находим у города Дубна, стоящего на реке Волга, населённые пункты Коровино (западнее) и Крева (северо-восточнее).

Правда, гидроним Волга подсказывает нам слово «ВОЛ». Вспомним кромской лог Воловий. А может быть, он не Воловий, а Вологий-Воложий, т.е. Влажий, Влажный?! А мы-то посчитали его сухим от отсутствия воды?!

Не исключено, что и московские реки Волошня, Волгуша – от «вологий, влажный», а к «волоку» они имеют отношение уже на втором этапе своей «жизни».

Если есть река-Вол (Волга) и (дойная) река-Корова (Москва), то должна быть и река Телячья?! Почему мы решили искать след «любви» двух речек? Да потому, что наши предки верили в любовь не только людей, животных, но и речек!

Так, по территории Орловской области протекают реки Ока, Цон и Рыбница. До встречи с собою и Ока, и Цон имеют почти одинаковое расстояние. По легенде, Цон – это Батюшка! (Цон-Оцон-Отец?!) Ока, в таком случае, могла быть Матерью (Ока-Сока-Сука?! В тюркских языках – Сестра!). Рыбница-Робница – это их «ребёнок!»

А где река Телячья могла находиться на территории Московской области? В районе города Можайска мы видим такие населённые пункты, как: Бычково, Бараново, Козлаково, Сивково, а вот требуемого названия нет!

Бычково – от «бычок»; можно согласиться и с таким названием. Хотя, стоп: в соседней, Тверской области находим и нп. Телятьево, стоящий у истоков реки Вязьма.

Данную статью мы писали ещё до приобретения Атласа Московской области, в котором нашли и такие топонимы: нп. ТЕЛЯКОВО (в районе р.Оки); урочище ТЕЛЯКОВО (находится недалеко от с.Карачарово, рек Искона и Талица, Елица /=Телица/ и нп. Бычково /на берегу р.Москвы/, нп. Милятино /от «милка»/; ещё одно ТЕЛЯТЬЕВО /на р.Протве, рядом – приток Роженка.

Можно долго говорить по поводу названия города Москвы. И главное здесь: не забыть о том, что славяне пришли не на голую кочку, а данная местность уже была заселена другими народами, как-то именовавшими и реку Москву.

На наш взгляд, общим у всех племён и народов прошлого было стремление обожествить природу, связать те же реки с плодовитостью. Поэтому готовы поддержать точку зрения С.К. Кузнецова, который считал Москву «рекой-медведицей».

Уж слишком много на территории Московской области рек и речек с подобным именем: Мечка, Медведица и пр. Мы насчитали более 20 названий. Здесь и урочища Медведка и Медведки, Медвежье Болото, река Медвенка; нп. Медведки, Медведково, Медвежьи Озёра.

У славян было своё божество: Муза, т.е. дойная корова! Москва-Москы и стала для наших предков рекой-коровой! Произошло удачное наложение славянского «коровьего» имени на финское «медвежье» название, поскольку данные животные были для здешних племён священны и олицетворяли плодотворное, животворящее начало.

По поводу наложения имён можно сказать следующее. В Кромском уезде Орловской губернии было Кирово городище. Во времена Советов здесь возник колхоз имени… Кирова! Если Кирово городище было названо, скорее всего, в честь крымского царя Гирея-Кирея, то колхоз – в честь большевика Кирова. Однако коммунисты соединили оба названия…

см.далее.

(С) В.И. Агошков.


Рецензии