Я строю город

                Я СТРОЮ ГОРОД
               
                «А эта кровь - тебе угодна, Ягве?»
                Максимилиан Волошин «Путями Каина»

    …Как он красив – мой Брат!.. Почти как его конь. Нет. Всё-таки его конь чересчур красив. Пользы от такого немного…. Разве что мчаться навстречу ветру по бескрайней Степи…. Пожалуй, он и бороны не вытянет, не то, что плуга…. В нашем крестьянском деле он бесполезен. Разве вытащит он, к примеру, скажем, дубовый пень из выжженной лесной делянки, выбранной под будущее поле?.. Нет, не вытащит. А если даже и вытащит, то, наверняка, подорвёт становую жилу, после чего ему одна дорога – в казан.
    Нет, нам такие кони ни к чему. Нам конь потребен на тягло, а не под седло…. Оно, конечно, неплохо – погарцевать на таком красавце перед девками…. Ну, гож, конечно, для дальних переездов…. Да куда ехать-то?.. Степь, она, на две стороны  - до виднокрая. Где-то там, на юге, говорят, большая вода – Море…. Вода в нём солона как ропа. Что проку в той воде?.. Ни посевы полить, ни скотину напоить. Рыбы много? Так у нас и в Реке её хватает…. На восток – всё та же Степь без конца и без края…. Почва вытоптана бесчисленными стадами бизонов, джайранов да сайгаков….
    На север – стена Леса, вот она передо мною – сразу за выжженной делянкой….
    Запад…. Там,  на краю степи синеются горы…. Брат говорил там дивные пастбища на склонах…. И текут там с гор стремительные  прозрачные речки. А вода в тех реках сладка да студёна…. Да только земли годной под пашню там мало. А значит и там нам делать нечего.
    …Так что ни к чему нам такой конь, некуда на нём ехать. Всё, что надо для жизни  - здесь, рядом. И, покуда есть нескончаемое Море Леса – нам есть чем жить. Здесь – всё: дичь, орех, ягода, мёд, луга для выпаса скота…. А главное – будущая пашня под хлеб, удобренная золой выжженного Леса…. Что ещё нужно человеку?.. Нет, пусть Младший Брат носится по степи, ночует в хлипких шатрах, гоняет гурты от пастбища к пастбищу…. Человек должен иметь крепкий дом, а не ветхое временное пристанище…. Младший говорит, что ему «скучно» на одном месте. Нет, вы слыхали?.. Ему, видите ли, скучно! «Скученность», как он говорит, ему  не по нутру. Простор ему подавай! А что пользы от того простора?.. Нет, для овечьих гуртов, превращающих цветущую Степь в  голую пустыню – самое то…. Кто спорит: овцы это и шерсть, и мясо, и сыр, и кожи…. Да вот, за хлебушком-то Младший ко мне едет!.. Никуда – без хлеба-то…. А я без его баранины – проживу. Пусть мясо у меня на столе лишь по Большим Праздникам, зато хлеб – каждый день!.. А хлеб – он труд любит, от шастания по Степи   взад-вперёд он не вырастит….
    Брат смеется, говорит, что я из-за стены Леса света не вижу, глазами в землю уткнулся. А он, де, с высоты своего седла ближе к Великому Тенгри…. Что ж, может и так. Да только не столько глазами я уткнулся, сколько – руками!.. Вольно ж ему вертеть аркан над головой, выискивая глазами овна на заклание. Мои руки черны от сдобренной пеплом жирной от лиственного перегноя земли…. Каждый её комок прошёл через мои руки: выброшен на поверхность   из борозды плугом, разрыхлён бороной…. Хлеб мой труден, но сладок…. Когда я, прижав свежий каравай к груди, отхватываю ножом  пахучие ломти и раздаю их своим домашним за обеденной трапезой…. Есть ли более высокое в Мире Таинство?..
    Сегодня – Праздник…. Пришло время принести толику нажитого в жертву Великому Тенгри…. Руки, приложенные к делу – это много. Очень много. Но всё же  - не всё. Надо воздать должное Небесам за своевременные дожди, увлажившие почву и напоившие ниву…. За щедрое Солнце, дарующее тепло всякой Жизни…. Небеса переменчивы. Они могут ниспослать не только тепло и влагу, но и град, ранние заморозки, суховеи…. А Солнце, оно ведь может быть не только животворящим, но и испепеляющим….   А потому малая толика ещё не до конца сжатого урожая – необходимая жертва Небесам….
    …Аркан Брата нашёл Жертву…. Взвалив на плечи молодого белого барашка, Младший быстрым шагом идёт к Жертвенному Камню…. Привычными движениями простирает агнца на камне и закалывает его ножом из обсидиана…. Дымящаяся горячая  кровь шипит, стекая на раскалённый солнцем Камень…. Брат довольно смеётся – Жертва принята…. Мясо барашка вечером будет вариться в казане….
    …Моя очередь….. Я щедро сыплю зерно на Жертвенный Камень…. Подношу к горке зерна тлеющий трут…. Внезапный порыв ветра гасит трут и широко разбрасывает зерно среди плевел Степи…. Мой Младший хохочет  и ликующе кричит, что моя жертва не принята Небесами…. Он любит быть первым, мой Младший…. Почти как его конь на выгуле, несущийся впереди табуна….
    Я молчу и лишь усмехаюсь в густые пшеничные усы…. Глупец! Несмышлёныш…. Он ещё не понимает…. А я предвижу…. Предвижу время,  когда желтеющая нива покроет всю Степь до самого виднокрая!.. Где будет тогда мой Брат со  своими стадами и табунами?.. Ему не станет места в Степи, и он уйдёт в свои столь любимые Горы…. Жертва принята, чтобы он не говорил…. Сегодня вечером Праздник….
    …Буза, кумыс и чехирь льются рекою…. Мой Брат пляшет…. Как он изящен – мой Брат!.. Почти как его конь при выездке…. Как он весел…. Веселы и его нукеры…. Он пришёл сюда со своими стадами  малым отрядом, женщины его кочевья остались в стойбище…. Он крепкий семьянин – мой Брат…. Бережёт своих женщин от чужого взгляда. Зачем брать женщин на Праздник?.. Пусть прядут шерсть в стойбище, доят скот, присматривают за детьми…. Зачем женщины на Празднике, если у Старшего женщин целая Весь?.. И вот теперь, опившись бузы, объевшись баранины и свежеиспечённого хлеба, они смотрят на моих женщин голодными глазами…. Как будто от их кочевья не один дневной переход, а год конного пути…. Я гляжу, уже не только смотрят…. Ну, да ладно, дело молодое…. Лишь бы девок не забижали….
    В горницу вбегает гридень, слышу крик: табун травит урожай!.. Хватаю за плечи Брата, заигрывающего с молодицей: что, кони, не стреножены?!.. Он пьяно отмахивается….. Отталкиваю его от себя…. Выбегаю из сруба, бегу к полю…. Рядом бегут гридни с факелами…. Что вижу я?.. Стреноженный табун моего Брата травит пшеничное поле…. Урожая больше нет.
    …Кричу: где пастух?!!.. Ко мне подводят опившегося бузой, пьяно хихикающего нукера…. Вырываю из его рук камчу, хлещу поперёк лица…. Он вскрикивает, падая на колени…. Сквозь зажатые пальцы – кровь…. Врываюсь в табун и хлещу  стреноженных лошадей направо и налево. Кони ржут от испуга и боли, встают на дыбы, падают…. Каждый удар оставляет кровяную полосу от зашитой в камчу свинчатки…. Мимо меня к одному из упавших коней с криком «Орлик, Орлик» проносится Младший…. Отбросив камчу я устало иду к меже, отделяющей ниву от Степи…. Взгляд мой падает на стоящий на меже Жертвенный Камень…. Неужто я не прав и моя жертва была неугодна Небу?..
    …Позади слышу  крик Младшего: из-за жалкой травы ты забил моего «Орлика»!.. Как ему объяснить, что Хлеб - ни трава?..  За спиной слышу приближающийся топот…. Оборачиваюсь…. Как горяч мой Брат!.. Почти как его Орлик в драке с другими жеребцами…. В руке у него засапожный нож…. Легко ухожу от замаха и с криком «Охолонь!»  шуйцею  толкаю его правое плечо…. Мой Брат  лёгок как пёрышко…. Почти как его Орлик  в скачке…. Он падает аккурат виском на Жертвенный Камень….. Кровь струится по выбитой в Камне канавке и стекает в землю…. Великий Тенгри!.. Неужто, Ты приемлешь только   кровавые жертвы?..
    …Спросят теперь меня: «Где Брат твой?» - что мне ответить?.. А вокруг меня уже ухают топоры моих гридней,  как колосья под серпом падают нукеры моего брата…. Со славной дружиной  придёт мой Младший в Вирий  после огненной тризны…. Как и положено Моему Брату….
    …Горит Сруб, принявший  на последний постой Моего Брата и его  дружину. Нет теперь здесь места ни мне, ни Роду Моему: Земля, принявшая кровь, если и принесёт большой плод, то будет он горек ….
    И ныне проклят я от Земли, принявшей кровь Брата моего, и нет мне покоя под этим Солнцем….
    …Путь мой лежит на восток, подале  от синих гор, о которых мечтал мой Брат… Я не бегу Смерти, ибо Смерть позади моего седла – я её привёл в этот Мир…. Я не бегу отмщения, ибо я проклят, но семижды  отмстится тому кто убьёт меня…. Ибо судьи мне - я сам, да Великий Тенгри…. Нет у меня страха за самого себя, ибо кару свою ношу в себе…
    …Но со мной мои сродники…. Моя жена, ждущая сына…. Мои гридни, их жёны и дети….  Я в ответе за тех, кто пошёл со мной, чтобы разделить мою участь…. Как защитить их, их дома и нивы?.. 
    …Окончен долгий путь…. С высокого берега новой Реки я гляжу на окружающий простор….  Мои гридни рубят первое дерево под Сруб…. Они ещё не знают, что первый столб будет вбит в землю здесь на холме, и это будет уже не Весь, а Город…. Я строю Город. Град, защищённый частоколом, чтобы не нужно было сторожиться народу моему, а жить в спокойствии….
    …Ибо я не сторож Брату моему!!!..
    …Но сердце моё полно боли…. Кто скажет мне, что делать, когда в мой Город придёт Брат мой?!.. А он придёт….


Рецензии
Просто зам-мечательно! Очень глубоко! Вот ведь какое дело: у меня вылеживается недоконченная новелла "Каюша", предполагаю что таким именем Ева звала своего старшего сына. По сути дела, эта новелла есть диалог матери, потерявшей сына и его брата. Ваша миниатюра несомненно внесет в мою новеллу новые нотки. Спасибо Вам! Удивляюсь Вашей плодовитости. Хочу спросить: публикуетесь ли Вы? Ваши произведения заслуживают расширенной аудитории! Еще раз говорю Вам спасибо!

Борис Оболдин   21.03.2021 07:49     Заявить о нарушении
Благодарю, Борис! Моя плодовитость оставляет желать лучшего. Я там написал письмо на Вау электронную почту.
С уважением

Игорь Сахно   21.03.2021 10:33   Заявить о нарушении