Детство-7
Когда первые лучи солнца касаются земли, по всему Лукьянову раздаются звонкие крики петухов. Просыпаются птицы и начинают свой утренний концерт, которому могла бы позавидовать любая филармония. Наступает утро, и природа пробуждается, наполняя мир звуками и всевозможными запахами. Лето! Это время, когда каждый день приносит что-то новое и удивительное, время, когда можно полностью забыть об учёбе и просто наслаждаться жизнью — полным ничегонеделаньем.
Утром в лесу особенно росисто. Высокая трава-мурава стоит по пояс, словно море под ногами. Воздух чист и прозрачен, наполнен ароматами лесных трав и цветов. Если вот так прилечь в траву на расстоянии ста метров от дома, можно почувствовать себя частью природы и забыть обо всём на свете. Никто не найдёт тебя в этом зелёном укрытии, если только ты сам не убежишь в тот момент, когда будут гнать коров.
Пастух, как известно, по утрам бывает не в духе. Он трезв и серьёзен, и его резкий удар кнутом по земле может заставить сердце уйти в пятки. Но даже этот звук не может повлиять на твоё приподнятое настроение и нарушить гармонию природы, которая окружает тебя со всех сторон.
Лето переходит свой Рубикон, бесстрашно ступая в неизведанные дали. Сегодня, 12 июля, праздник Петра и Павла — день, окутанный вековой мудростью и традициями. Саша, хоть и не до конца понимает глубину этого дня, но чувствует, пришло время покоса.
Бабы-коровницы с косами отправляются в лес, чтобы начать свою трудовую песнь. И в этот момент вечер обещает стать особенно щедрым на веселье — можно будет покувыркаться в собранных на ночь душистых стогах, или забраться на самый верх стога и смотреть на звёзды, представляя себя там где-то далеко в других галактиках.
Мысли в голове Саши кружатся, словно листья на ветру. Ему кажется, будто он в космосе, среди звёзд и планет. Ведь летают же всякие собачки в космос, значит, и человек скоро отправится в неведомые дали. И в этом слиянии природы и мечты рождается ощущение единства с бесконечным пространством.
И он полетел, только чуть позже — следующей весной, 12 апреля, как раз перед Сашиным днём рождения. Этот день стал настоящим праздником для всех, наполнив сердца неописуемой радостью и гордостью за свою страну. Наверное, именно это и называется настоящим счастьем — когда ты носишься по улице без всякой причины и во весь голос кричишь: «Наши в космос полетели! Ура!!!»
Весь мир словно остановился, чтобы разделить этот исторический момент, а сердце билось в унисон с общим восторгом. Этот день стал символом новых открытий и достижений, напоминая о том, как важно мечтать и стремиться к звёздам. И что мы впереди планеты всей! Именно наш человек первым полетел в космос! И это так прекрасно!
Опять весна! Дышится легко и свободно, словно природа пробуждается вместе с тобой. Саша не замечает, как рацион питания стал более скудным: осталась лишь одна картошка да солёные огурцы, но зато как вкусно! Удивительно, что даже в таких условиях еда приносит радость.
Хлеб какой-то чудной, словно праздничный рулет — полоса белая, полоса серая. Но какая теперь разница, когда наши в космос полетели! Сердце наполнено гордостью и надеждой.
Снег сходит быстро, обнажая землю. Появились первые зелёные проталины — верный знак того, что весна вступила в свои права. Пора доставать мяч и бежать навстречу приключениям, которые дарит нам пробуждение природы. Впереди футбол и не по снегу в валенках, а на зелёной площадке.
Футбол! В те времена, когда ещё не существовало телевизоров, репортажи с футбольных матчей слушали по радио, и это были настоящие шедевры, которые переносили слушателей в самую гущу событий и заставляли чувствовать себя настоящими болельщиками на стадионе.
Николай Озеров, Ян Спарре — их голоса стали символами футбольных баталий. Но особенно выделялся Синявский — такие яркие образы, полные эмоций, звучали в эфире, что слушатели словно вживую переживали каждый момент игры. Их репортажи были не просто сообщениями о событиях на поле, а театром у микрофона, настоящим искусством, которое объединяло людей и дарило им незабываемые впечатления.
Саша с огромным удовольствием слушал репортажи о матчах, даже если не имел возможности увидеть игру своими глазами. Он доставал из кладовой старый резиновый ватерпольный мяч, который за зиму терял форму и становился похож на колючего ёжика, свернувшегося в клубок. Ударять по нему было рискованно — мяч был твёрдым и увесистым, но выбирать не приходилось — другого мяча под рукой не было. Пора начинать...
В футбол играли все, даже те, кто, казалось, не мог попасть по мячу. Они стояли на воротах, самоотверженно защищая свои команды, или сидели в запасе, переживая за исход матча и готовые в любой момент прийти на помощь товарищам. Но всё равно были причастны к этому празднику футбола, который продолжался всё лето.
Игры проходили постоянно, объединяя ребят в едином порыве. Противостояние шло: улица на улицу, но и против ребят из пионерских лагерей, которые привносили в игру свою энергию и задор. И так продолжалось всё лето.
Купаться ходили на пруд в ёлочках — это было единственное место, где можно было ополоснуться после матча. Реки и озера в округе не было, но жизнь всё равно била ключом. Существовали два пруда, один из которых прятался в густом ельнике. Это было излюбленное место отдыха буквально всех.
Народу на пруду было много, но места хватало всем. Пусть вода и была цвета молочного шоколада, но это никак не омрачало настроение отдыхающих. Несмотря на это, ребята после очередного матча с удовольствием купались там, а потом возвращались домой в синяках, с разбитыми коленками, наполненные энергией и яркими впечатлениями.
Дома их ждал обед, а затем — сладкий сон, в который так клонило после сытного приёма пищи. Вечером, когда сумерки окутывали посёлок, можно было отправиться на «летнюю веранду» и насладиться просмотром фильма. Это было настоящее кинематографическое приключение под открытым небом.
«Веранда» была незамысловатым, но трогательным проявлением цивилизации тех лет. В лесной чаще, неподалёку от посёлка, возвышалась кирпичная будка, перед которой было огорожено небольшое пространство. Скамейки, экран, растянутый между двух крепких столбов — всё это создавало ощущение настоящего кинотеатра. Как же это было удивительно — сидеть под звёздным небом и смотреть кино на свежем воздухе!
Многие из тех, кто посмелее, усаживались бесплатно на сучьях рядом растущих дубов, чтобы насладиться фильмом. Однако такой отдых таил в себе риск: можно было неожиданно свалиться, если задремлешь на свежем воздухе.
Нередко случалось так: придёт Сашка, устроится поудобнее в первых рядах, прочтёт титры и погрузится в сладкий сон. Проснётся он только тогда, когда на экране появится слово «конец». Встанет, укутается в тёплую телогрейку и начнёт расспрашивать ребят о том, о чём был фильм. А тут уж и роса ложится на траву, и становится зябко — пора отправляться на свой любимый чердак, поближе к звёздам и космосу.
Шло время, и Саша не только прекрасно освоил велосипед, но и стал настоящим любителем велопрогулок. Вместе с друзьями он погрузился в «великую велосипедную эпопею».
Каждое утро он садился на велосипед и отправлялся к Алексею. Там уже все были в сборе — его бывшие знакомые по «автобазе», которые теперь объединились в дружную компанию велосипедистов. У каждого из них был свой велосипед, и они с нетерпением ждали начала новой поездки.
Недавно они вместе посмотрели фильм «Адские водители», и наш фильм «Укротители велосипедов» подлил масла в огонь. Теперь их уже не устраивала обычная езда — им подавай приключения.
Почему бы не разогнаться как следует и не врезаться в этот трухлявый пенёк? И так — до тех пор, пока от него ничего не останется. А впереди — яма, через которую нужно перескочить. Одно неверное движение — и можно перелететь через руль в два счёта. Что будет потом — неважно, главное — вперёд, навстречу приключениям!
И вот они уже на пути к станции, где их ждут прекрасные шлаковые дорожки и неплохие трамплины. Но и этого оказывается мало — через несколько минут они уже на пруду, окружённом елями.
— Ну что, слабо? — подстрекал главный заводила. — Боитесь? Тогда я! Никто и рта раскрыть не успел, как он с разгону влетает в пруд вместе с велосипедом. Вот это да! Лидер наш вылезает из воды, весь мокрый, с велосипеда вода ручьём стекает, на переднем колесе «восьмёрка» образовалась, по ноге течёт кровь. Но он победитель, а это, как известно, главное!
Осень пришла, сменив лето, и всё вокруг окрасила в жёлтые тона. Птицы потянулись на юг, словно корабли, уходящие в дальнее плавание. Настала пора возвращаться к учёбе — в школе начался новый учебный год.
Саша перешёл в пятый класс. Появилось много новых предметов, но ближе к сердцу, конечно, гуманитарные науки — особенно география. Как иначе, когда отец каждый день рассказывает увлекательные истории о дальних странах, о различных приключениях и удивительных открытиях.
— Саня, дорогой, ты просто обязан поступить в мореходку! Я уже в возрасте, и кто знает, сколько мне ещё отпущено. Ты ещё молод, но уже должен думать о своём будущем. В мореходном училище за тобой присмотрят, а когда меня не станет, кто ещё о тебе позаботится. Да и мир такой большой, столько удивительных стран. Твои сверстники навряд ли это увидят, а ты сможешь бороздить моря и океаны, как настоящий герой! А я буду спокоен, зная, что ты в надёжных руках. Чёрный хлеб я тебе сейчас даю, а белый ты сам сможешь заработать. Иди по жизни смело, но помни, что я всегда буду о тебе думать. — говорил отец.
Но мать стала унывать, предчувствуя близкое расставание с сыном. Материнское сердце не обманешь, оно чувствует, что пора принимать трудные решения. Но время ещё есть. В мореходку нужно поступать после 8 класса, а сейчас только пятый — может быть, что-то изменится...
Саша был большим любителем лыж, но понимал, что не может уделять этому виду спорта всё своё время — впереди ждала дорога в Ростов, где снега, как говорится, днём с огнём не сыщешь. Поэтому он бежал на тренировках как бы на «вторых ролях», вкладывая в занятия столько сил, сколько мог.
Как же сладостно было посидеть в спортзале после тренировки! Сняв лыжи и прислонив их к стене, он усаживался на деревянную лавочку, и она казалась ему такой мягкой после очередной изнуряющей тренировки. Он вдыхал аромат смолы, которую ребята разогревали в коридоре с помощью горелок. Но как бы ни был приятен отдых, пора было возвращаться домой — мать заждалась, да и голод давал о себе знать.
А на улице царила ночь, небо было усыпано звёздами, а луна, полная и яркая, стояла в зените — разгар декабря. Посёлок постепенно засыпал, одно за другим гасли окна в домах, и только в некоторых ещё виднелся голубоватый свет телевизора, отражавшийся на занавесках. У кого-то зажглись огоньки на ёлках, хотя до Нового года ещё несколько дней. Снег под ногами весело хрустел, морозный воздух был особенно свеж.
Утро. В школу не идти — каникулы. В доме морозно и зябко. Батареи остыли за ночь, и огонь в печи заметно поубавился. Не хочется вставать в такую холодину, но он слышит, как мать кочережкой загремела — золу из духовки выгребает, снова печь заправлять будет.
А вот и солнце робко показалось на горизонте, окрасило оранжевым сначала окно в спальне, а потом и большую комнату. Морозные узоры на этом окне заиграли во всей своей зимней красе, и комната на мгновение напомнила жилище Снежной королевы. Вот уже и батареи начали мерно постукивать — тепло снова пошло по ним. Пора было вставать, делать зарядку, завтракать, а потом — на лыжню.
Снег искрился и переливался всеми цветами радуги, так ярко, что на него невозможно было смотреть. Тени вокруг были сине-фиолетовые, таинственные. И вот, с каждым шагом, с каждым толчком лыжных палок, он набирал скорость, и уже ничего не было видно, кроме убегающей вдаль лыжни, по которой он скользил, сливаясь с зимним пейзажем.
2012г*)*
Свидетельство о публикации №213082800354
Мне кажется, Вы также к этому относитесь.
Отлично написано!
Читать - одно удовольствие!
Спасибо, Сергей!
Спасибо от всей Души!!!
Григорьева Любовь Григорьевна 30.06.2022 09:39 Заявить о нарушении