Сервиз Мадонна

Сервиз «Мадонна»
Действующие лица:
1. Никита, предприниматель, 36 лет.
2. Марина, его бывшая жена, 35 лет, в разводе 5 лет.
3. Тася, их старшая дочь, 9 лет.
4. Ниночка, их младшая дочь, 6 лет.
5. Анна Михайловна, мать Никиты.
6. Полина, бухгалтер Никиты, 48 лет.
Действие всей пьесы происходит в квартире Никиты. Это квартира-студия, где кухня, коридор и гостиная объединены в одну зону. Прямо от входной двери виден кабинет хозяина квартиры. По правую сторону расположены совмещённый санузел и далее детская комната. Из кухни балконная дверь ведёт на застеклённую лоджию. В квартире сделан ремонт. Мебель простая, но дорогая.

Действие I.
Сцена 1.
Никита, Марина.
Утро, ближе пополудни. Никита в дорогом китайском шёлковом халате варит кофе в турке. Звонок  в дверь.

Никита. Сейчас, солнышки! (Задумывается на секунду.) Дверь же открыта! (Дверь открывается. Входит Марина.)
Марина. Привет.
Никита. Привет.
Марина сильно и резко тянет дверную ручку, дверь громко хлопает и не закрывается. Марина ещё раз пробует закрыть её с той же силой. Дверь так же «отскакивает» и не закрывается.
Марина. Почему у тебя дверь не закрывается? Сломана что ли?
Никита (подходит к двери, аккуратно её закрывает). Хлопать не надо, тогда всё закрывается.
Марина. Где дети?
Никита. Гуляют во дворе
Марина. Ты их покормил?
Никита. Конечно. Сами поели. Ты с поезда сразу сюда? А домой почему не зашла? Даже сумку не занесла к себе домой? Тут идти-то двадцать метров. В одном дворе живём. (Улыбается.)
Марина. Сам меня напугал по скайпу. Что с Тасей не так? Мог бы уж отложить, пока у меня соревнования не закончились. А то мне яхту обгонять, а я о Тасе думаю, не могу на гонке сконцентрироваться.
Никита (с раздражением). Так тебе что  дороже: соревнования твои или дети?
Марина. Ты же знаешь, что это мой заработок. И так-то я на эти деньги детей кормлю.
Никита. Детей я могу прокормить. Жили бы у меня.
Марина. Ты же сам видишь, что они не хотят у тебя жить. Это же девочки, им мама нужна.
Никита. Всем мама нужна, мальчикам тоже. И папа тоже нужен, не меньше, чем мама, может, даже и больше. У них вечно истерики, когда ты уезжаешь и приезжаешь.
Марина. Не преувеличивай. Тебе просто хочется одеяло на свою сторону перетянуть. Что с Тасей? О чём поговорить хотел?


Сцена 2.
Никита, Марина, Тася, Ниночка.
Раздаётся звонок в домофон. Никита отвечает, нажимает на кнопку домофона.

Никита. Таська с Ниночкой пришли.

Никита уходит на лоджию курить. Марина сидит в кресле в прихожей, ждёт дочерей. Те вбегают на роликах через минуту. Обнимаются, целуются.

Тася. Ниночка (наперебой). Мама! Мама приехала! Привет!
Ниночка (радостно). Мама, а почему ты не позвонила, что приехала? (Обе снимают второпях роликовые коньки.)
Тася (не даёт маме ответить Нине, тоненьким голоском). Мама, смотри, какого я зверушку сшила. (Убегает в комнату. Тут же прибегает с мягкой игрушкой, протягивает маме.) Я его назвала диножонок. Потому что сначала я перепутала выкройки динозавра и медвежонка. А когда сшила, то долго не могла понять, кто это получился. И решила, что это будет гибрид по имени Диножонок.

Марина берёт игрушку. Через секунду кладёт диножонка на кресло.

Марина. Собирайтесь. Пойдёмте домой. Идите собирайте вещи в сумку.

Нина бежит вприпрыжку в свою комнату. Тася берёт диножонка и тоже не спеша направляется в детскую. Никита выходит с лоджии. В этот самый момент убегает кофе. Шипит. Никита сразу направляется к плите, чтобы снять турку с огня и выключить электроплиту.

Никита (Марине). Кофе будешь?
Марина. Нет, спасибо. Как всегда, убежал.
Никита. Ага.
Марина (громко в сторону детской комнаты). Девочки, вам помочь?
Никита(раздражённо). Сами справятся. Не мешай им.

Из детской выходит маленькая Ниночка, которая волочёт по полу очень большую спортивную сумку, наполненную менее чем наполовину.

Марина (заглядывая в сумку). Это всё? А где Тасины вещи?
Ниночка. А она их не стала собирать. Она спать под одеяло легла. Сказала, что диножонку надо выспаться.

Сцена 3.
Марина. Тася.
Детская комната. В комнате детская корпусная мебель, выполненная на заказ: двухъярусная кровать со встроенными шкафчиками, выдвижными ящиками, полочками и столиком. Напротив сушилка для белья. По всей комнате беспорядок из детской одежды, игрушек, тетрадок, карандашей, бумаги…За люстру подвешены китайские деревянные колокольчики и два больших разноцветных корабля с парусами, которых запускают как воздушных змеев. Тася с головой закрылась одеялом.

Марина (садится рядом на кровать, кладёт руку на одеяло). Тасечка, пойдём домой.
Тася. Папа сказал, что здесь тоже наш дом.
Марина. Тася, ты идёшь со мной и Ниной?

Тася молчит. Марина выходит из комнаты.


Сцена 4.
Никита. Марина. Ниночка.
В прихожей.

Марина (Никите). Что с ней?
Никита (с иронией). Ты же мать, должна знать, что с твоей дочерью.
Марина. Давай не при детях таким тоном. (Нине.) Нина, надевай обувь, пойдём.
Нина. А Таська? (Надевает ролики.)
Марина. Тася чуть-чуть подуется и придёт к нам. У тебя босоножки или кроссовки где? Давай ролики с собой возьмём.
Никита (вмешивается). Пусть, что хочет, то и надевает. Босоножки и кроссовки с собой можно взять.
Марина. Сумка большая – неудобно будет нести на роликах.
Никита. Вот сама пусть это и поймёт. Будет неудобно – переоденется сама. Может, удобно будет. (Нине.) Нина, тебе удобно будет на роликах большую сумку нести?
Нина. Не знаю.
Никита. Хочешь так идти – иди так. Не понравится – переоденешься прямо во дворе. Правда?
Нина. Ага. (Берёт большую спортивную сумку со своими вещами и, волоча её по полу, выходит из квартиры.)
Марина (Никите). Я зайду часа через два. Дома будешь?
Никита. Не знаю.

Марина выходит, громко хлопая дверью. Дверь не закрылась, соталась приоткрытой. Слышны уходящие шаги. Никита, почувствовав сквозняк, подходит к двери и аккуратно её закрывает.


Действие II.

Сцена 1.
Никита. Полина. Никита пьёт кофе за кухонным столом. Раздаётся звонок в домофон. Никита подходит к домофону, снимает трубку, отвечает, нажимает на кнопку. Возвращается к кухонному столу, садится на стул, делает пару глотков кофе из большой кружки STARBUCKS. Дверь открывается, заходит Полина, женщина средних лет, модно одетая, с короткой стрижкой. Осторожно прикрывает за собой дверь.

Никита. Привет.
Полина. Привет. Встретила твою младшую дочь во дворе. Это она с мамой шла? (Садится в кресло, снимает обувь.)
Никита. Да, мама с соревнований приехала, забрала её.
Полина. Хорошо в одном дворе жить. Детей далеко возить не надо. А старшую почему не забрала? (Встаёт с кресла, достаёт из своей сумочки расчёску, прихорашивается возле зеркала.)
Никита. Тася здесь осталась. Не пошла.
Полина (недоуменно нахмурившись). Почему? Случилось что-то?
Никита (негромко). Ломает её. (Вздыхает.) Я программу уже запустил. Кофе будешь?
Полина. Давай позже. Через полчасика. (Идёт в кабинет, садится за рабочий стол, заходит в программу, предварительно открытую Никитой, начинает работать. Громко Никите.) Сам-то уже начал сводить?
Никита (с кружкой кофе в руке идёт из кухни в кабинет). Да, там всё нормально. У меня всё сошлось. Ты просто забей данные в программу и документы подготовь. Я завтра-послезавтра закончу и в налоговую повезу. Тебе двух часов на всё-про-всё хватит?
Полина (не отрывая глаз от монитора, а пальцы рук от клавиатуры). Конечно, хватит. А что, торопишься куда-то?
Никита. Да, ветер пока дует, хочу на кайте покататься, часика четыре, может, пять надо катнуть.
Полина. На чём, на чём покататься?
Никита. На кайте. Наберёшь в поисковике слово «кайтинг», посмотришь информацию.
Полина. Да, мне-то зачем. Объясни в двух словах, да и всё.
Никита. На пруду на нашем многие катаются. Видела, наверное, когда к дому подходила.
Полина. Это с парашютами-то на досках, по воде?
Никита. Ну, это не парашют, конечно,  но типа того, ага.
Полина. Чем мужчина отличается от мальчика? Игрушки становятся дороже. А с детьми ты куда ездишь?
Никита. На вейкбординг.
Полина (смутилась). Ладно, не буду вдаваться в подробности… (Смотрит в монитор.) Все сделки заводить в отчёт? Поставь, пожалуйста, кофе. Я пока поработаю, не буду отвлекаться.

Никита ходит бесцельно по квартире. Поставил две турки с кофе. Пошёл в сторону детской, остановился перед самой дверью, вернулся на кухню. Налил воды из-под крана в большую кружку, подошёл к единственному во всём доме цветку, стоящему на подоконнике, полил, снова пришёл на кухню, постоял несколько секунд, взял сигарету из пачки и вышел на лоджию, чтобы покурить. Зажёг сигарету, сделал затяжку, задумался, затушил сигарету, вернулся в кабинет.

Полина. У тебя тут нормально всё, сходится. Я основные показатели завела, сейчас загрузятся. И только распечатать останется. Пойдём покурим.

Полина встаёт из-за стола, направляется на лоджию. Никита следует за ней, по пути озираясь на дверь в детскую.


Сцена 2. Никита. Полина. Тася.
На лоджии Никита и Полина курят.

Полина (спокойно). А что, хорошие у тебя дети. Переходный возраст пока не наступил. Радостный и беззаботный период детства.
Никита. Своего заводи. Молодая ещё.
Полина. Да куда уж мне. Не тот возраст. В молодости не решилась, а теперь уж и подавно. У меня племянник есть. Квартиру ему купила. Моя квартира тоже ему достанется.
Никита. Он же мужик. Сам пусть зарабатывает. Я же сам эту квартиру купил.
Полина. Тебе тоже отец и квартиру, и машину в стартовый капитал подарил, и, заметь, не однушку, и не отечественное авто. Денис, у меня племянник, и так всё детство с матерью, моей сестрой, в однушке провели. Пусть сейчас, хоть и однокомнатную я ему подарила, зато своя. Нечего с мамой в молодости жить.
Никита (затягивается). Ну, да. Сбрось маму с поезда, как советуют психологи.
Слышен звук убегающего и шипящего кофе. Никита тушит сигарету и с лоджии заходит на кухню, снимает с огня сразу две турки. Наливает из одной турки себе кофе, из другой – Полине, тоже в кружку STARBUCKS. Полина тушит окурок и тоже заходит с лоджии на кухню. Оба садятся за стол. Наливают сливки, Полина кладёт сахар, размешивает кофе. В этот момент появляется Тася.

Тася (Полине). Здравствуйте.
Полина. Здравствуйте.
Тася (Никите). Папа, я схожу погуляю. В библиотеку схожу, книги поменяю.
Никита (улыбается Тасе). Конечно! (Удивлённо-восторженным тоном.) Ты уже прочитала все книги, которые принесла из библиотеки!
Тася. Там только два детектива. Я тебе про них рассказывала.
Никита. Возьми нормальные книжки, а не эти ширпотребные детективы.
Тася (опустив глаза, идёт с двумя книгами к креслу в прихожей, надевает ролики). Папа, а можно я в библиотеку на роликах поеду.
Никита. Конечно, можно. В чём хочешь, в том и иди, хоть босиком (Улыбается.)
Тася. А за мороженкой в магазин тоже на роликах можно?
Никита (широко улыбается, подходит к небольшому шкафу в гостиной, берёт лежащий там кошелёк, достаёт деньги, подходит к Тасе и даёт ей купюру). Конечно, можно. Только если вы вдвоём с Ниной это мороженое съедите. Посмотри, может, она во дворе играет. Вместе до магазина сходите.
Тася. Пока. (Уходит, громко хлопая дверью.)
Дверь не закрывается. Никита подходит к двери, аккуратно её закрывает.
Полина (задумалась, смотрит серьёзно на Никиту, колеблется, сказать, не сказать, не выдерживает и начинает). Никита, хочешь переведу, что ты сейчас Тасе сказал.
Никита (бодро). Хочу. Скажи.
Полина. Твоя фраза, что нужно брать хорошие книжки, а не эти дешёвые детективы воспринимается как «книги, которые ты прочитала – плохие, ты сделала неправильный выбор, ты не умеешь выбирать и не умеешь находить хорошие книги». Всё, Никита, ты осудил её действия, а, значит, и её саму. Как ей, девятилетней, понять, какие книги хорошие, а какие ширпотребные. Приучи её к хорошей литературе. Вспомни, как ты учил её грибы собирать: ты же показал ей «правильные» грибы. А вот «правильную» литературу ей никто не показал, а только осудили за выбор «поганок». Сходи один раз к учителю, попроси список книг. Один раз и в библиотеку можешь сходить – выбрать вместе с ребёнком книгу. А дальше она сама справится. Да и пусть, что прочитала детективы, кто их не читал. У меня не было своих детей, и не мне тебя учить. Но ты посмотри, с какой кислой миной Тася эти книги взяла после твоих слов.
Никита. Ладно, пусть сама выбирает, пусть сама учится отделять зёрна от плевел.

Полина и Никита делают пару глотков кофе. Раздаётся звонок в домофон. Никита подходит к домофону, нажимает на кнопку.

Никита. Марина пришла.
Полина. Ладно, идти надо. (Встаёт из-за стола, направляется к креслу в прихожей.)
Никита. Кофе бы хоть допила. Никто не гонит.
Полина (надевая обувь). Время гонит. Сегодня ещё одним отчёт готовить. А там дел-то они понатворили. Закрывать всё надо, разгребать. (Уходит, негромко прикрывая за собой дверь.)


Сцена 3. Никита. Марина.
Входит Марина, хлопая дверью. Удивлённо смотрит на незакрывшуюся дверь. Снова сильно закрывает, но на этот раз не отпускает дверную ручку, а удерживает её. Поэтому с громким хлопком дверь закрывается.

Никита. Привет.
Марина. Привет. Тася с Ниной гуляют. Что сказать хотел? (Усаживается в кресло в прихожей.)
Никита. Может, кофе? На кухню пройдёшь?
Марина (иронично). Ну, если всё настолько серьёзно. (Пауза.) Кофе не буду.
Никита. Ну, если для тебя тема воспитания детей – это несерьёзная тема. (Пауза.) Каждый по-своему оценивает.
Марина (оставаясь в кресле). Ну, тогда я здесь посижу. Давай ближе к делу.
Никита (садится на диван в гостиной). Пока ты там на соревнованиях своих была, я Тасю в детский лагерь отправлял на неделю. Они там на лошадках каждый день катались. Когда забирал, общался с психологом. (Пауза.)
Марина (перебивает). Со своим опять?
Никита. Нет, там, в лагере, детский психолог. (Пауза.) А при чём тут мой личный психолог?!
Марина (улыбается, иронично). Ничего, ничего. Продолжай про Тасю.
Никита. Ты свои ухмылки оставь при себе.
Марина. Да, всё, проехали. Давай уже про Тасю говори.
Никита. У них были разные тренинги, упражнения. В рисунке они отражали свои переживания, эмоции, внутреннее состояние. Ну, там были определённым образом построенные задания...
Марина. Это понятно.
Никита. В общем, суть такова. По словам психолога, все дети, как дети, а у Таси скрытая внутренняя агрессия, направленная на саму себя, нежелание жить и склонность к суициду, к саморазрушению. (Делает быстрый глубокий вздох и резкий выдох.) Вот. Уж не знаю, как ты там детей воспитываешь, но вот такие результаты.
Марина (иронично). Ах, вот что это всё значит. Значит, я опять во всём виновата! А ты детей не воспитываешь, значит! У тебя они как будто не живут, с тобой не общаются!
Никита. С тобой они гораздо больше времени проводят.
Марина. Давай не будем одеяло каждый в свою сторону тянуть. Что есть, то есть. Развелись, так развелись. (Ехидно.) Я уж не буду напоминать, кто был инициатором развода.
Никита. А я не буду напоминать, кто стал причиной развода.
Марина (возмущённо). Никита, ты в своём уме?! Ты ходишь, ходишь всё к своим психологам. А у меня такое ощущение, что они не открывают, а закрывают тебе глаза за твои деньги. Это не я гуляла, не я пьянствовала, не я курила при детях. И я вдруг стала причиной развода?! (Меняет тон на уравновешенный и спокойный.) Так, всё. Хватит о прошлом. Извини, если что не так. Давай о настоящем. Поставь, пожалуйста, чайник. Я буду чай. (Снимает обувь, проходит на кухню, садится за стол.)
Никита. И ты извини, что задел. Действительно, нам надо о Тасе поговорить.
Марина. О Тасе ли? Всё, что ты перечислил: и скрытая внутренняя агрессия, направленная на самоё себя, и нежелание жить, и склонность к саморазрушению – это же всё тебя касается. (Улыбается.) Ты глаза-то открой. Это ж твой автопортрет, Никитушка. (Улыбается.) Яблоко от яблони недалеко падает.
Никита. Я всё это уже переосмыслил. Это не про меня.
Марина (иронично). Ты сам-то в это веришь? (Меняет тон на спокойный, доверительный.) Я много думала тогда ещё, пять лет назад, после развода. Потом ты мне книжки эти, по практической психологии, подсовывал. Из института какие-то знания всплыли. Где-то из своей жизни примеры подтверждающие, из жизни окружающих. Слушай, дорогой, что я тебе скажу. Это мой личный взгляд: можешь согласиться, можешь не согласиться, дело твоё.
Никита заваривает чай, ставит перед Мариной на стол стеклянный чайник, кружку STARBUCKS, банку с вареньем, вазочку с печеньем.
Никита. Вот, попробуй, очень хороший чай. Из Китая привёз. Здесь такой не продают. Варенье. Сам варил. (Садится, делает несколько глотков кофе.)
Марина в это время наливает совсем немного чая в кружку. Собирается  с мыслями.
Марина. Я тогда много-много думала-передумала. А потом дети, соревнования – некогда было думать. Обиду ещё на тебя долго держала. Потом в какой-то момент раз… и отпустило. Легче, спокойнее на душе стало. И какими-то, совершенно разными, путями стала приходить информация по капелькам. И у меня такая ясная, чёткая картина вырисовалась насчёт тебя. Мы всё-таки не чужие друг другу люди, я всё равно иногда думала о тебе.
(Делает глоток чая.) Ты вот мне сейчас сказал про Тасю, а я сразу вспомнила, с чего всё началось.  …Попала мне как-то в руки книга автора Кащенко (в поезде у напарницы взяла полистать). А у этого Кащенко опыт работы с детьми более тридцати лет. Так вот, этот автор говорит о двух причинах, двух обусловленностях развития личности: о наследственной и социальной. Социальная основная проблема воспитания наших с тобой детей – это, понятно, наш развод и дальнейшая неустроенность, что твоя, что моя, в личной жизни. Они на это всё смотрят и никакого хорошего примера для своей будущей жизни не усваивают.
Никита. Ну, это понятно. Алкоголиков всяких находишь.
Марина. Ты как будто лучше. Дети смотрят, как ты то с одной, то с другой.
Никита. Их и было всего две.
Марина. И ни с одной ужиться не смог. А дети потом в слезах и подавленные ко мне прибегают.
Никита. Когда это было?
Марина.  Когда ты со второй расстался. Они же привыкают. (Пауза.) Ладно, давай дальше. Это только вторая причина, социальная. А вот первопричина – наследственная. Причём, наследственность передаётся от отца к дочерям, а от матери к сыновьям. Так что вот откуда ветер дует. Я нисколько не удивляюсь заключениям этого детского психолога. Это ж всё про тебя и про твою мамашку. Эти ваши попытки суицида от нечего делать. Материальных проблем нет – тоска, придумать же что-то надо. Тебе ж есть-пить не давай, а дай только пострадать, да себя изнутри порасковыривать. А от кого это тебе досталось?! Ясно, что не от отца. У тебя мать вешалась, ты вены резал. У твоей матери было всё: жильё, муж, сын, работа, сервиз «Мадонна». У тебя есть и квартира, и машина, и дети, и деньги. Чего ей не хватало и тебе не хватает?! Почему твоя мать запивалась?! Почему ты каждый день раньше пил?! Почему сейчас тебе спокойно не живётся?! А ниточка-то тянется. И у тебя не одна, а две дочери. Это Ниночка пока ещё маленькая, а потом что будет….   с её-то характером.  Да ещё насмотрятся на нашу с тобой жизнь неустроенную.
Никита. Это не наследственные, а исключительно социальные причины. Детей воспитывают их родители: как воспитывают, то дети и впитывают. Не можешь ты никак со стороны посмотреть, как у тебя дети портятся. (Вздыхает.) Да, нечему удивляться… Про сервиз-то почему вспомнила? (Усмехается.)
Марина. В детстве у подружки в гостях видела. Завидовала. Думала, чтобы в доме было счастье, надо иметь ковры на стенах и сервиз «Мадонна». (Улыбается.) Ладно, хоть отчим поменял моё мировоззрение, мир показал в его живых красках: спорт, книги, природу, любовь к моей маме. Примером показал, а не словами.
Никита. Ну, это только твоё предположение, что поменялось мировоззрение. (Пауза.) А сервиз тот я разбил, нет, на помойку выкинул, когда квартиру старую продавал. (Горько усмехается.)
Марина. Ты на себя тоже глаза, наконец, открой. Это внешне ты копия отца. А всё твоё поведение, твоя неудовлетворённость, отсутствие духовно-нравственных ориентиров, загазованность твоего мозга – это всё от твоей матери. Внешне ты успешен, как и твой отец, а внутренне ты потерян, ты не можешь до сих пор себя найти, и это тебе от мамы твоей. Ты ведь её лет двадцать уже не видел.
Никита. Зачем? Мы разные взрослые люди. У нас у каждого своя жизнь.
Марина. Это мать твоя. Она девять месяцев тебя носила. Мать, которую ты не хочешь любить!
Никита. За что её любить?! За то, что она меня ещё в детстве на стакан поменяла?! Она давно уже спилась! Всё! Хватит об этом!
Марина. Нет, Никита, не хватит. Это твоя любимая привычка – уходить от проблемы. А проблема в тебе, внутри тебя сидит. А от себя не убежишь. Сколько ты по миру ездил: Лондон, США, Азия, Европа. Что-то ценного там нашёл? Везде ты одинаковый. Ты до сих пор не можешь её простить, всё будет сидеть внутри тебя и разъедать. Ладно, если только с тобой останется эта твоя ржа, это ещё полбеды. Так ведь потом ещё на Тасю с Ниной перейдёт. Ты о них подумай!
Никита. Не преувеличивай!
Марина. Сам начал этот разговор! (Изменяет тон голоса на спокойный, твёрдый, уверенный.) Вспомни, пожалуйста, и всегда помни две заповеди: «Возлюби ближнего своего, как самого себя» и «Чти отца своего и мать свою». Никита, вот когда ты не просто осознаешь, а примешь эти слова всем сердцем своим и всем разумением своим, только тогда, надеюсь, этот ржавый механизм сдвинется с места и начнёт работать.
Никита. Я полностью освободился психологически от своей матери.
Марина. Если ты говоришь, что «освободился» от неё, тогда почему ты не хочешь с ней общаться?
Никита. Зачем?! У нас у каждого своя отдельная взрослая жизнь.
Марина. Ты боишься найти её. А если боишься, значит, «не освободился». Ладно, дело твоё. Давай лучше подумаем, что с Тасей делать будем.
Никита. А что с ней делать?! Растёт себе и пусть дальше себе растёт. Любить её надо. Вот и всё. Просто любить.

Действие III.

Сцена 1. Никита. Марина. Тася. Нина.
Звонок в домофон. Никита идёт к домофону, отвечает, нажимает на кнопку.

Никита. Дети пришли.
Марина. Ага. Чай допью. Две минуты и ухожу.
Никита. Да, ладно, не торопись. (Уходит на лоджию курить.)

Открывается дверь, на роликах заезжают Тася с Ниной и наперебой начинают громко и радостно говорить. Дверь остаётся распахнутой.

Тася (тонким высоким голоском). Мама, привет! Мы бабушку привели!
Нина (кричит). У нас, оказывается, ещё одна бабушка есть!
Марина (тихо, недоуменно). Какая бабушка?!
Тася. Мама! Мы тебя сейчас с нашей второй бабушкой познакомим!
Нина. Да. Мы ничего не знали про неё, а она нам сказала…
Тася (перебивает). Не сказала, а спросила. Она подошла к Нине и спросиила: «Ты Кораблёва?»
Нина (громко). Таська! Не перебивай! Я говорю! А Таська подходит и говорит: «Мы Кораблёвы!»
Тася. А она нам говорит: «А папа у вас Никита Кораблёв?»
Нина. Я ответила, что это наш папа, а я Нина Никитична Кораблёва.
Тася. А она говорит: «А я ваша бабушка. Я мама Никиты».


Сцена 2. Никита. Марина. Тася. Нина. Анна Михайловна.

Дверь в квартиру по-прежнему открыта. Девочки стоят в прихожей у кресла. Марина встала из-за стола и смотрит то на дочерей, то на Никиту. Никита выходит с лоджии, его лицо покраснело, взгляд серьёзный, нахмуренный. Марина идёт к Нине с Тасей, Никита плетётся за Мариной.

Нина (кричит). Сюрприз! Баба Аня, заходи!

Тася жмётся к стене у входа, не зная чего ожидать, но готовясь к очередной скандальной сцене; смотрит снизу вверх на папу, молчит.

Нина (радостная). Мама! Познакомься, это баба Аня! (Указывает рукой на фигуру в коридоре.)
Марина (в сторону). Легка на помине. Только вспоминали. (Замолкает, не зная что ещё сказать.)
Никита (вглядывается пристально в женщину, которая стоит в коридоре, не смея заходить в квартиру сына). Ну, заходи, раз уж пришла.

В прихожую неуверенно заходит небрежно одетая пожилая женщина, сухопарая, её лицо, кисти рук в морщинах, под глазами набухшие и уже опавшие мешки. Смуглость и дряблость кожи ещё более подчёркивает рано наступившую старость. Руки дрожат. Волосы непонятного цвета острижены коротко и небрежно. Одета в поношенное трико, футболку, старые кроссовки.
Никита осматривает вошедшую женщину с головы до ног. Затем переводит свой взгляд на её лицо, внимательно смотрит, узнавая сильно постаревшую за двадцать лет разлуки «знакомую-незнакомую» мать. Молчит.

Нина. Папа! Это наша бабушка?
Анна Михайловна (Нине). Ваша, ваша. Бабушка Аня я.  (Смотрит на Марину.) Анна Михайловна я. (Смотрит на Никиту. Ласково.) Здравствуй, Никитушка, здравствуй, сынок!
Никита (приходит в себя). Тася, Нина, сходите, погуляйте пока. У нас тут разговор взрослый. (Марине.) Ты тоже хотела уже идти.
Марина (дочерям). Девочки, вы пока идите. Я скоро буду. Ключи, если что, у вас есть. Бегите, я скоро.
Тася с Ниной уходят. Тася возвращается.
Тася. Папа, а можно ещё мороженку?

Никита подходит к шкафу, берёт кошелёк, достаёт купюру, подходит к Тасе и даёт ей деньги, закрывает за ней аккуратно дверь.
Анна Михайловна жадным взглядом смотрит на деньги и кошелёк. Никита, обернувшись, замечает её взгляд, смущается, кладёт кошелёк на место.


Сцена 3. Никита. Анна Михайловна. Марина. 
Стоят в прихожей, смотрят друг на друга.

Никита. Марина, ты хотела идти.
Марина. Ну, уж, нет. Сейчас-то я точно не уйду. Должна же я, наконец, со своей свекровью, пусть и бывшей, познакомиться. (Анне Михайловне.) Здравствуйте, мама, меня зовут Марина. С Никитой у нас двое детей, Тася и Ниночка. Развелись мы пять лет назад, когда  Ниночке годик был, а Тасе четыре годика. Живём сейчас с Никитой в одном дворе, так что дети могут жить и у папы, и у мамы.
Никита (Марине). Всё сказала, что хотела?
Марина. Я ещё чай попью с Анной Михайловной. Никита, ты нас хоть чаем напои. Можно мы присядем. А то что-то застоялись.
Анна Михайловна (переводит взгляд с Марины на Никиту). Да, да. (Плаксиво.) Никитушка, сынок…(Чуть не плачет.)
Никита (матери). Давай вот без этого. Пришла, так говори, зачем пришла. Садитесь обе за стол. (Указывает на кухонный обеденный стол.)

Все направляются на кухню. Никита наливает из кулера воду в чайник, включает его. Марина с Анной Михайловной садятся за стол. Обе смотрят на Никиту.

Никита (матери). Где живёшь? Там же?
Анна Михайловна. Там же, Никита, там же. Папа твой как купил мне там квартиру, там и живу. (Еле сдерживая слёзы.) А ты, Никита, стал копией папы, как он в молодости.
Никита. Давай не будем папу трогать: он хоть воспитывал меня. Но ты-то! Ты-то меня на стакан променяла. (Переходит чуть ли не на крик.) Жила без сына столько лет! Так сейчас-то что тебе надо?!
Марина. Никита, но это же мама!
Никита (кричит). Не вмешивайся! Мать – та, которая воспитывает, а не та, кто рожает, а потом гуляет и бросает.
Анна Михайловна (руки, голова, взгляд опущены). Отец твой всегда гулял. Он гулять начал, когда я ещё тобой беременная была. А я, как из декрета вышла, мстить начала. А потом уж не смогла остановиться: водка проклятая засосала. И аборт тоже он заставил меня сделать, так бы двое вас у меня было.
Никита (громко). Ну, что ты это всё вспоминаешь! Зачем! Какие ещё двое?! Зачем всё это?! Зачем ты пришла?!
Анна Михайловна. На тебя, Никитушка, посмотреть, один ты у меня. Деток вот твоих увидела, внучек своих, сердце защемило. (Утирает рукавом слёзы.)
Никита. Посмотрела? Всё? (Марине.) Ты познакомилась? Довольна? Все свободны. Можете идти.
Марина. А чай?
Никита (срывающимся голосом). Какой чай! При чём тут чай! (Матери.) Тебе деньги нужны?
Анна Михайловна (растерянно). Деньги… А, ну, это, деньги, да… Да, нет, не надо, не надо, Никитушка, что ты…


Сцена 4. Никита. Марина. Анна Михайловна. Тася. Нина.

Раздаётся звонок в домофон. Никита подходит к домофону. В это время Марина наливает чай себе, Анне Михайловне, открывает банку с вареньем. Тут же открывается дверь, заходит Нина.

Нина (не закрывая за собой дверь). Это, папа, шутка: я раньше зашла, а Тася там в домофон звонит, как будто мы там обе стоим. А на самом деле я уже здесь! Папа, ты открыл Таське?
Никита. Открыл. Ниночка, сходите с Тасей ещё погуляйте.
Нина. А почему?
Марина. Девочки, идите вместе чай пить.
Никита. Чай они позже попьют.

Нина смотрит то на отца, то на мать, не зная, что же ей делать. Приходит Тася, закрывая громко дверь. Дверь хлопает и не закрывается.

Никита (Тасе). Вы поели мороженого?
Тася. Да, мы больше не хотим. Я пить хочу.
Нина. Я тоже.
Никита. Попейте. И, пожалуйста, погуляйте ещё минут десять-пятнадцать.
Нина. А мы не хотим больше гулять.

Девочки проходят на кухню, наливают в кружки воду из кулера, пьют, смотрят на Анну Михайловну.

Никита. Солнышки, погуляйте, пожалуйста, ещё десять минут.
Тася. Папа, а можно за шоколадкой в магазин сходить? За такой маленькой-маленькой шоколадкой?
Никита. В холодильнике много шоколада. Придёте, поужинаете сначала, а потом шоколад.
Тася. Ну, тогда мы не пойдём гулять. (Смотрит внимательно на бабушку.)
Нина (подходит к Анне Михайловне). А ты правда-правда наша бабушка? А где ты живёшь?
Никита (громко). Так, дети в свою комнату. Быстро. Все вопросы потом. Мы сейчас закончим тут пару вопросов. А бабушке уже уходить надо, она торопится. Анна Михайловна смотрит жадно на внучек, но возражать сыну не смеет, молчит. Тася с Ниной нехотя идут в свою комнату.


Сцена 5. Никита. Марина. Анна Михайловна.

Анна Михайловна. Ладно, пойду я, ехать надо.
Никита. У тебя хоть деньги на проезд есть?
Анна Михайловна. Так это, недалеко ведь, дойти пешком можно.
Никита. Пожалуйста, не приходи больше. У тебя своя жизнь, у меня своя. У нас нет ничего общего. Всё, иди. (Марине.) И ты тоже иди.

Марина с Анной Михайловной поднимаются из-за стола, идут в прихожую, надевают обувь. Марина первая надевает обувь. Анна Михайловна  смотрит на Марину, как будто бы ждёт, когда та освободит кресло, чтобы присесть на  него и надеть кроссовки.

Марина. Я думаю, что за сквозняк, а тут дверь не закрыта.
Никита. Это Тася закрывает так же, как её мама.

Марина уходит, по привычке сильно дёрнув дверь, та не закрывается. Второй раз Марина закрывает тоже сильно, но при этом держит ручку двери. Дверь с громким хлопком закрывается.

Анна Михайловна. Никита…
Никита (раздражённо). Давай не будем. Ушло – ушло.
Анна Михайловна (сидя в кресле, завязывает шнурки на кроссовках; как будто замялась, поворачивает  голову в сторону шкафа, смотрит на кошелёк, лежащий на полке). Никитушка, сынок.
Никита делает вид, что не замечает взгляда матери. Открывает входную дверь. Стоит, ждёт.
Анна Михайловна медленно поднимается с кресла. Уходит, забыв или не осмелясь закрыть за собой дверь.
Никита аккуратно закрывает дверь.


Сцена 6. Никита. Нина.

В гостиную из детской на большом зелёном мяче с держателями-рожками впрыгивает Ниночка.

Нина (весело). Папа! У меня зуб шатается! Я его шатала, шатала и расшатала!
Никита (бодро). Вырвем его, значит. Сейчас поужинаем, а потом посмотрим на твой зуб и вырвем его!


Рецензии