набросок или так будет спокойней

 А вдруг украдут,-думал я , держа в руках отцовский набросок ,сделанный еще в1953 году,- хотя мало кто его видел, но уже было столько попыток, и лишь по счастливой случайности он еще здесь. Но а если не выставить сейчас, то когда же выставить, никогда?
 Так я находился в нерешительности перед выставкой "Три поколения" и в конце концов решил выставить ,но не набросок,а его цветную ксерокопию, которую на глаз, да еще под стеклом в раме невозможно было отличить от оригинала. -Так будет спокойней -,подумал я и был доволен, что мне удалось решить эту проблему. И тут мои мысли ушли далеко в детство, которое я вспоминаю отдельными эпизодами...
 Мне вот-вот должно было исполниться четыре года, я уже с нетерпеньем ждал своего дня рождения, в надежде получить подарки. Но в тот 1953год мне не суждено было праздновать дня рождения как и не был отпразднован праздник 8марта. Настроение в стране было далеко не праздничное. Помню маму плачущей с полотенцем в руках (от обилия слез обычный платок ей не хватал), но эти слезы были вызваны не недавней кончиной Сталина (за него уже было отплаконо), а чем-то более для нее трагичным. Помню отчетливо фразу "самолет не прилетел, неужели он разбился". Дедушка не отходил от телефона, а бабушка несвойственно для нее молчала. Все ждали возвращения из Москвы моего отца, который там находился в командировке в связи с кончиной Сталина, и самолет, который, несмотря на росписание, никак не прилетал в Тбилиси. Из того дня больше ничего мне не запомнилось, а вот утро следующего дня помню прекрасно. Проснувшись от голоса мамы, первое что я увидел, это как мой отец стоял перед моей кроваткой и держал в руке какую-то игрушку, это была детская деревяная пирамида,изображающая Кремль с красной звездой на макушке. Бабушка что-то пекла, а дедушка внимательно рассматривал какой-то рисунок. Этот рисунок или даже набросок (хотя для наброска он был слишком прорисован) был причиной папиной поездки в Москву на похороны Сталина и дальнейших наших волнений, которые не ограничились (как потом оказалось) несколькими днями,как мы тогда предпологали. На рисунке был изображен Сталин в гробу. Под рисунком стояла надпись "Колонный зал Дворца Советов и дата 8марта 1953год," а также подпись папы. Отца послали в командировку исполнить именно этот рисунок. Вместе с папой в тот день рисовали представители всех союзных республик. Каждому художнику выделили по десять минут на исполнение этого исторического наброска. Я могу представить волнение отца, да и других художников, рисующих того , кто даже мертвым вселял страх и перед которым дрожал весь мир. После возвращения в Тбилиси, никто не заинтересовался результатом поездки, никто не попросил отчета. Дорогостоящая командировка никого уже не волновала. Как видно, за несколько дней, что папа находился в Москве,в стране и ее правительстве произошли существенные перемены. Рисунок под стеклом в раме провисел у нас лет десять. Затем к нам обращалиь разные музеи с просьбой уступить его. Просьбы в последствии переросли в требования. Но ни отец, ни дедушка ни за что не хотели отдавать его. Мы вынуждены были снять рисунок со стены и спрятать его, а всем говорили что его дома уже нет, что папа унес его, не знаем куда. После этого несколько раз взламывали двери папиной мастерской (она находилась в другом районе города), там все переворачивали и уходили ничего не забрав. И вот только в 2002году я выставил этот рисунок на обозрение (не упустив случая среди своих знакомых все-таки пустить слух ,что это фотокопия). Никакой попытки украсть рисунок не было, я даже подумал, что можно было выставить и оригинал, но никогда нельзя быть уверенным, что грабители глупее тебя, в конце концов это их профессия и они в этом смысле и хитрее и опытней. На этом с тем наброском было кончено без всяких эксцессов. После выставки я вновь посадил оригинал в свою рамку и больше его не трогал.
 Не так давно, я все-таки решил выставить его на обозрение, и выставить в виртуальной галерее отца на сайте Артлиб. Я дал этот рисунок и на второй день заметил как оценка, которая стоит на профиле, резко упала. Как видно изображение Сталина кого-то из пользователей или посетителей Артлиба очень разозлило и они понизили оценку автору,( которого тоже нет в живых.). Я подумал, что это несправедливо, чтобы автор страдал только за то, что его сыну захотелось показать рисунок, который практически мало кто видел и который, в сущности, исторический, ведь Сталина с натуры при жизни никто не рисовал, а посмертных не так уж и много. Это рисунок, из за которого мы в семье ни раз волновались и сумели сохранить до сегодняшнего дня, в конце концов я убрал из галереи сайта и оценка отца восстановилась. Так спокойней.


Рецензии