Депортированные народы


Одна  из самых ярких книг, прочитанных мною в юности - вышедший в 1948 году роман А.А.Первенцева “Честь смолоду”. В ней рассказывалось о пронесенной через всю жизнь детской любви, верности в дружбе и цене предательства, о воинском долге, и о том, что свою судьбу ты выбираешь и создаешь своими поступками себе сам, начиная с самого раннего детства.

Из книги А.Первенцева я впервые узнал о роли крымских татар в фактическом разгроме советского антифашистского партизанского движения в Крыму.
В этой главе я буду опираться на цифры и факты, приведенные в книге О.С.Смыслова “Пятая колонна” Гитлера”.

По данным Смыслова, татары среди всего населения   Крыма  в 1939 году составляли только 19,4 % (218 179 человек). В 1941 году,  когда  началась  война, в действующую армию было призвано около 20 000 крымских татар, которые при отступлении 51-й армии из Крыма сначала поголовно дезертировали, а затем начали прислуживать немецким оккупантам.

Татары активно использовались немецкими войсками в качестве проводников во время карательных операций против крымских партизан. Их помощь  оккупантам  была настолько эффективной, что по данным, например, на 1 июня  1943  года   во  всех  крымских   партизанских   отрядах  воевало всего 262 человека, главным образом русских и украинцев.

С 1942 по 1944 год в Крыму издавалась газета “Азат Крым” (“Освобожденный Крым”). В номере за 3 марта 1942 года эта газета писала: “После того, как наши братья - немцы перешли исторический ров у ворот Перекопа, для народов Крыма взошло великое солнце свободы и счастья”.

В номере за 10 марта 1942 года было опубликовано послание Гитлеру: “Великому Гитлеру - освободителю всех народов и религий! Две тыс. татар деревни Коккозы и окрестностей собрались для молебна... в честь германских воинов. Немецким мученикам войны мы сотворили молитву... Весь татарский народ ежеминутно молится и просит Аллаха о даровании немцам победы над всем миром. О, великий вождь, мы говорим Вам от всей души, от всего нашего существа, верьте нам! Мы, татары, даем слово бороться со стадом евреев и большевиков вместе с германскими воинами в одном ряду!.. Да благодарит тебя Господь, наш великий господин Гитлер!”.

В этом же номере газеты было опубликовано информационное сообщение: “Алушта. На собрании, устроенном мусульманским комитетом, мусульмане выразили свою благодарность Великому фюреру Адольфу Гитлеру-Эфенди за дарованную им мусульманскому народу свободную жизнь. Затем устроили богослужение за сохранение жизни и здоровья на многие лета Адольфу Гитлеру-Эфенди”.

После освобождения Крыма в 1944 году органами НКВД и НКГБ была проведена оперативная работа по выявлению и изъятию агентуры противника, изменников Родины, пособников немецко-фашистских оккупантов и другого антисоветского элемента. По состоянию на 7 мая 1944 года были арестованы 5381 человек, изъято у татарского населения 5995 винтовок, 337 пулеметов, 250 автоматов и 31 миномет.

Учитывая предательские действия крымских татар против советского народа и исходя из нежелательности дальнейшего проживания крымских татар на пограничной окраине Советского Союза, НКВД СССР внес И.В.Сталину предложение: решением Государственного Комитета Обороны выселить всех татар с территории Крыма. Что и было сделано.

Стоит рассказать и о причинах, по которым в 1941 году было принято решение о переселении немцев, проживавших на территории СССР, в Сибирь, на Алтай, а также в Казахскую и Киргизскую ССР.

Удивительна память человеческая: в 1941 году мне едва исполнилось шесть лет, я довольно часто болел простудными заболеваниями и очень радовался, когда лечить меня из служебной поликлиники отца приходила молодая врачиха, немка по национальности. Она никогда не делала мне больно при осмотрах и у нее всегда была для меня в запасе какая-нибудь конфетка. А летом 1941 года она ко мне приходить перестала - отец сказал, что ее куда-то из Москвы переселили, потому, что она немка, а немецкие войска приближаются к Москве.

На начало 1939 года в СССР проживало 1 427 222 гражданина немецкой национальности, в том числе в Российской Федерации 700 231 человек (кстати, в Крыму перед войной проживало 51 299 немцев - 4,6 % всего населения полуострова).

Накануне войны советская разведка зафиксировала попытки абвера внедрить свою агентуру из числа местных немцев в службы Киевского особого военного округа, особенно в те подразделения, которые занимались материально-техническим снабжением Советских войск, вступивших на территорию Западной Украины.

В 1939 и 1940 годах в руки советской разведки попали архивы польских, румынских, латышских, эстонских спецслужб, из которых стало известно о проявлении Германией большого интереса к вербовке советских граждан. Главным критерием их вербовочных подходов был так называемый “принцип немецкой крови”. Прояснилась и та роль, которую сыграли фольксдойчи в создании “пятой колонны” в Австрии и Чехословакии при захвате этих стран фашистской Германией.

В преддверии военных действий абвер, используя контрабандные методы,  приступил к вооружению групп украинских националистов и фольксдойчей на советской территории.

В ночь на 22 июня 1941 года переодетые в красноармейскую форму украинские националисты из батальона “Нахтигаль” (“Соловей”) и фольксдойчи из полка “Бранденбург-800” сумели воспрепятствовать эвакуации и уничтожению документов советских военных и гражданских учреждений в Брест-Литовске и в Литве.

15-17 июля 1941 года также переодетые в красноармейскую форму абвергруппы подразделений “Нахтигаль” и “Бранденбург-800” совершили нападение на штаб одной из крупных частей Красной Армии в лесу под Винницей, но их атака была отбита.

Подобных фактов летом 1941 года было очень много. Их проявления были внезапными - никто не ожидал враждебных действий от “своих”, от людей в красноармейской форме, знающих советские порядки и очень чисто говоривших по-русски. Угроза участия русских немцев в войне на стороне Германии существовала вполне реально и только благодаря переселению немцев в глубь страны этого удалось избежать.

Операция была сложной. Только на переселении в августе 1941 года немцев из республики немцев Поволжья было задействовано 1200 сотрудников НКВД, 2000 работников милиции, 7350 красноармейцев. Руководил всей операцией замнаркома внутренних дел СССР Серов.

Операция была и очень жестокой - в ее ходе пострадало много невинных людей. Но положение на фронтах к августу 1941 года складывалось исключительно тяжело, территориальные потери страны, потери промышленного потенциала и людских ресурсов были настолько огромны, что над СССР реально нависала угроза поражения в войне. Было бы недопустимой глупостью пойти на риск и проигнорировать возможность участия полутора миллионной диаспоры проживавших на территории СССР немцев в войне на стороне фашистов. Альтернативы переселению немцев в таких условиях не было и быть не могло.

Кстати, аналогичным образом после нападения на Перл Харбор американцы поступили со своими гражданами японской национальности – все они были интернированы и пробыли в специальных концентрационных лагерях до конца войны. А ведь никакой угрозы оккупации японцами территории США не было.

Подверглись репрессиям и некоторые народы Северного Кавказа, в частности чеченцы и ингуши.

Чеченская автономная область была создана в 1922 году. В 1929 году из состава Северо-Кавказского края Чечне была передана ее столица - город Грозный. В 1934 году Чечня совместно с Ингушетией образовали Чечено-Ингушскую автономную область, преобразованную в 1936 году в автономную республику.
 
С самых первых дней Советской власти Чечня являлась постоянно тлеющим очагом бандитизма. Еще в 1924 году в информационном  обзоре  штаба  расквартированного здесь 9-го стрелкового корпуса отмечалось: “...бандитизм на территории корпуса не имеет ярко выраженной политической формы, по своему характеру - чисто уголовный, скрытый в массе горского населения, живущего своеобразными бытовыми условиями и традициями, воспитанный религиозным фанатизмом и бывшим политическим режимом (колонизаторство). Родовая вражда, кровная месть, национальная ненависть и неуважение, стеснительные земельные условия, обилие оружия у населения, географические условия - все это в той или иной степени влияет на развитие бандитизма...”.

Широкомасштабные операции по зачистке территории Чечни от бандформирований и изъятию оружия у местного населения проводились летом 1925 года, в ноябре-декабре 1929 года, в марте 1932 года. Следующее обострение обстановки было отмечено в 1937 году. На территории республики в период с октября 1937 года по февраль 1939 года действовали 80 бандитских группировок, которые окончательно были уничтожены только в 1939 году. В ходе операций были арестованы и осуждены 1032 участника бандформирований и их пособников, изъяты 5 пулеметов, 21 граната, 8175 винтовок, 3513 единиц прочего оружия. Однако уже в 1940 году в Чечено-Ингушетии были отмечены новые проявления бандитизма.

Конечно, в какой-то степени причинами вооруженных выступлений являлись ошибки при проведении коллективизации, попытки в ряде населенных пунктов административного закрытия мечетей. Но факты упрямо свидетельствуют, что за всеми вооруженными выступлениями в Чечне всегда и прежде всего стоял самый банальный уголовный бандитизм.

При приближении в 1942 году линии фронта бандитские проявления стали приобретать антисоветскую направленность, что проявилось, прежде всего, в уклонении от призыва в Красную Армию и массовом дезертирстве из ее рядов.     Например,  в    марте   1942  года  из    призванных 14 576 человек дезертировало 13 560, причем все дезертиры сразу же перешли на нелегальное положение, ушли в горы и присоединились к бандам.

В октябре 1942 года местные авторитеты, связавшись с немецкими парашютистами и по указаниям немецкой разведки организовали за спиной Красной Армии вооруженные выступления в Шатоевском, Чеберлоевском, Итумкалинском, Веденском и Галанютском районах. Чеченцы укрывали парашютные десанты германской разведки, переправляли немцев через линию фронта, оказывали содействие диверсантам.

Арестованный НКВД полковник германской армии Губе Осман на допросе показал: “Среди чеченцев и ингушей я без труда находил нужных людей, готовых предать, перейти на сторону немцев и служить им. Меня удивляло: чем недовольны эти люди? Чеченцы и ингуши при Советской власти жили достаточно зажиточно, в достатке, гораздо лучше, чем в дореволюционное время, в чем я лично убедился после 4-х месяцев с лишним нахождения на территории Чечено-Ингушетии... Я не находил иного объяснения, кроме того, что этими людьми из чеченцев и ингушей, настроениями, изменническими в отношении своей Родины, руководили шкурнические соображения...”.

Наступил момент, когда терпение Советской власти лопнуло. 23 февраля 1943 года началось выселение чеченцев и ингушей с территории Северного Кавказа. До 29 февраля в железнодорожные эшелоны были погружены и отправлены в казахские степи 478 479 человек, в том числе 91 250 ингушей.

Отвлекаясь от темы, можно заметить, что после XX съезда КПСС это решение было отменено. В 1957 году чеченцы и ингуши вернулись на место прежнего проживания. Более того, в 1957 году из состава Ставропольского края республике были переданы три района - Наурский, Шелковской и Надтеречный. Если не считать острых конфликтов с осетинами, все вроде бы пошло нормально, беспорядки и проявления бандитизма прежних массовых размеров уже не имели. Чечено-Ингушская   АССР  в   1965 году была награждена орденом Ленина, в 1972 году орденами Октябрьской Революции и Дружбы народов, а в 1982 году – орденом Трудового Красного знамени.

После событий 1991 года и распада СССР новые демократические власти во главе с Б.Н.Ельциным разделили ЧИАССР на две республики – Чеченскую и Ингушскую и предоставили им полную, ничем не ограниченную самостоятельность. Более того, под давлением националистов из республик ушла российская армия, оставив местному населению боевые самолеты, танки и бронетранспортеры, артиллерию, громадное количество стрелкового оружия, средств военной связи, склады боеприпасов, военной амуниции.

В Чечне начался беспредел – вытеснение и уничтожение русских и других нечеченцев, похищение людей, торговля рабами, бандитизм. А.Казинцев в книге “На что мы променяли СССР?” отмечает, что за годы правления Д.Дудаева в Чечне были убиты от 10 до 30 тысяч мирных русских жителей республики.

Бандитизм и терроризм потекли на территории соседних административных образований, в том числе в Москву и Петербург. Демократические власти России спохватились и в 1994 году началась Чеченская война, которая унесла сотни тысяч жизней и в ходе которой на территории Чечни была уничтожена вся промышленность и практически весь жилищный фонд в городах и сельской местности.

Еще оно воспоминание из ранней юности. Кажется, в 1951 году из армии пришел парень из нашего двора. Он призывался на срочную службу в 1948 году, служил в Прибалтике во внутренних войсках и домой вернулся с двумя орденами Красной Звезды за участие в борьбе с местными бандформированиями. Из-за довольно приличной разницы в возрасте (он был то ли 1929, то ли 1930 года рождения) я с ним близко не дружил. Фамилию его я забыл, помню, что звали его Валентином. У меня сохранилась фотография с одной из вечеринок нашей кампании, на которой запечатлен и он, сидящий на диване с двумя нашими девчатами. По-настоящему с кем сражался в Прибалтике мой сосед через пять лет после окончания Великой Отечественной войны, я узнал много позже и узнал вот что.

С первых дней немецкого вторжения на территорию СССР вступило в действие литовское националистическое подполье. Его вооруженные группы нападали на подразделения Красной Армии и милиции, подавали сигналы заходившим на бомбометание немецким самолетам. Практически в каждом населенном пункте существовала группа диверсантов. После полной оккупации Литвы разрозненные вооруженные националистические группы были реорганизованы в 24 стрелковых батальона общей численностью около 13 000 человек.

По данным отчета командования местного подразделения СС от 1 декабря 1941 года “...литовскими партизанами и оперкомандами айнзатцгруппы “А” было уничтожено  со  2  июля  1941 г. <по декабрь того же года> 99 804 еврея и коммуниста”.

В Латвии к лету 1944 года общая численность созданных полицейских, пограничных, вспомогательных частей и формирований СД составила 54 504 человека. Еще 32 418 человек служили в рядах СС, 628  - в авиационном легионе, 10 584 - в организациях Тодта, 12 159 - в немецких воинских частях. Латышские охранные и полицейские батальоны участвовали в уничтожении большого еврейского гетто в городе Слоним Барановичской области, а также в карательных операциях против партизан на юге Белоруссии.

В   Эстонии   создание   полицейских  формирований началось осенью 1941 года и за короткий срок из местных жителей было создано 26 батальонов общей численностью около 26 000 человек.

На Украине полиция из местных жителей именовалась “Украиньско шуцманство”, а в Белоруссии - “Самооборона” и “Белорусская краевая оборона”. В феврале 1943 года численность этих подразделений достигала 70 000 человек.

Личный состав всех полицейских формирований набирался в Прибалтике, на Западной Украине и Западной Белоруссии главным образом из добровольцев - местных жителей. В советских Украине и Белоруссии, а также на территориях оккупированной части РСФСР сюда набирались люди, имевшие претензии к Советской власти, уголовный элемент, освобожденные из лагерей советские военнопленные, а также лица, не желавшие ехать на работы в Германию. Попадали в полицейские части и жители, входившие в антфашистское подполье.

О.С.Смыслов отмечает, что “в каждом районе (Прибалтика, Белоруссия,  Украина)  специальные   отряды   националистов обычно   решали три задачи:
1) партизанские действия и контрмеры;
2) аресты и казни коммунистов и <советских> чиновников;
3) уничтожение евреев”.

Естественно, что по мере освобождения временно оккупированных территорий СССР все лица, активно сотрудничавшие с немецкими оккупантами, выявлялись и наказывались. Меры воздействия были самые разные, в зависимости от тяжести и доказанности совершенных преступлений - расстрел, виселица, тюрьма, лагерь, ссылка на поселение в отдаленные районы страны. Наказание всегда было заслуженным и справедливым.

Но недобитки оставались. Отходящие немецкие войска оборудовали для них убежища, оставляли оружие и боеприпасы, продукты питания, обмундирование. С этими бандами, на первых порах довольно многочисленными, имеющими родственные связи с местным населением, борьба велась еще долго, велась до полного физического уничтожения или пленения бандитов. Вот так и получилось, что в 1951 году мой сосед Валентин вернулся с обычной вроде бы срочной солдатской службы в армии с двумя боевыми орденами Красной Звезды.


Рецензии
Борис. Депортация - слово жесткое. Про депортацию немцев, вы пишите, что "проигнорировать возможность участия полутора миллионной диаспоры проживавших на территории СССР немцев" было невозможно. Но ведь это все население на всей территории страны, с детьми, стариками, женщинами. Значит это звучит не корректно. Вчера, как раз и был день памяти тех событий. Катерина

Екатерина Адасова   29.08.2013 09:53     Заявить о нарушении
Спасибо за замечание. Я понимаю, что сама проблема и как ее решали неоднозначны. Самое главное - постараться извлечь урок и не повторить ошибок.
Борис Сидоров

Борис Сидоров   29.08.2013 10:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.