Книги. сентябрь, 2013. пост 15

Шкала оценок:
1 - мусор, не брать в руки
2 – бумага стоит дороже напечатанного на ней текста
3 – литература домохозяек
4 – банальность и вторичность
5 - неплохо, читать для разнообразия
6 - качественная литература, стоит прочесть
7 - ещё чуть-чуть, и было бы блестяще
8 - блестяще, гигантское поле для размышлений
9 - шедевр, читать непременно
10 - Тора, Евангелия





О неандертальцах среди нас, культовом балканском «хобо»,
цензуре и разжигателях ненависти…


Нет, честное слово, я презираю поколение, идущее вслед за нами. Оно внушает мне отвращение
и ужас. Максим Горький песен о них не споёт, нечего и думать. Я не говорю, что мы в их годы
волокли с собою целый груз святынь - Боже упаси! - святынь у нас было совсем чуть-чуть,
но зато сколько вещей, на которые нам было НЕ НАПЛЕВАТЬ. А вот им - на всё наплевать.
В. Ерофеев, «Москва-Петушки»

Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою ибо,
делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе.
Притчи 25:21-22

Если сравнить живых с умершими, то живые говно.
А. Платонов, «Деревянное растение»


Привет! Сегодня – 15-я наша встреча в этом году – будем считать это юбилеем. Я по-прежнему – Неравнодушный Обыватель, и в таковом качестве с присущей мне любознательно-стью и неравнодушностью, но не без обывательщины, слежу за происходящим в нашем городе и нашей стране, не говоря уже о литературных новинках, чем и спешу поделиться с вами. Недавно закончил замечательную книгу Д. Фридмана «Пенис» - помимо всего остального, автор рассказывает об обычае древних египтян нанимать эфиопов для дефлорации своих невест из-за боязни подцепить в крови девственниц какую-нибудь смертельную заразу. Какое невежество! – воскликнете вы. И будете правы. А вот другой случай – из нашего времени. «Геям нужно запретить донорство крови, спермы, а их сердца в случае автомобильной катастрофы необходимо зарывать в землю или сжигать как непригодные для продолжения чьей-либо жизни». Это слова не древнего египтянина, а зам. ген. директора ВГТРК Дмитрия Киселёва (http://www.kp.ru/daily/26118.5/ 3012135/), хотя по смыслу сказанного ещё более нелепы. Каков вывод? Вывод однозначен - восторженная реакция публики на публичное заявление г-на Киселёва (последовавшая за ним) прекрасно отразила не только уровень развития усреднённого россиянина, но и степень его соответствия «неандертальским» (по словам иммунолога П. Трахтмана) и быдлячьим представлениям государственного телебосса Киселёва. А пяти тысяч лет цивилизации словно и не было. Ну да ладно – Б-г судья и серосте, и темноте. Давайте лучше поговорим о новых книжках – сегодня просто потрясающий литературный коктейль!

Но – капельку новостей.
NFN1. 16 августа, 93 года назад, родился самый известный алкоголик, скандалист и ма-терщинник 20-го века, человек, прославивший профессию «хобо», Чарльз Буковски. Об одном балканском «хобо» - в романе «Хобо» Горана Чирича.
NFN2. 18 августа Борис Акунин объявил об окончании работы над первым томом «Истории Российского государства» под названием «Часть Европы», и первого «беллетристического» тома той же «Истории…» «Огненный перст». Книги выйдут в декабре – тогда и поговорим.
NFN3. 19 августа, 22 года назад, в России произошла попытка государственного переворо-та, ГКЧП отстранил от власти президента Горбачёва и объявил о захвате власти. Путч провалился, и с 22 августа 1991 года мы живём в свободной демократической стране (за исключением последних 13 лет). Об этом - в новом романе «1993» Сергея Шаргунова (скоро расскажу о нём).
NFN4. 25 августа, 45 лет назад, в 12 часов дня на Красную площадь в Москве вышли восемь человек. В их руках были плакаты: «Да здравствует свободная и независимая Чехословакия!», «За вашу и нашу свободу!», «Долой оккупантов!», «Руки прочь от ЧССР!»... Двое получили сроки, двоих отправили в психушку, троих – в ссылку. Их имена - Бабицкий, Баева, Богораз, Горбаневская, Делоне, Дремлюга, Литвинов, Файнберг. Они спасали нашу страну от позора.



Сальвадор Дали совратил множество женщин, в частности, американок, однако эти совращения
обычно состояли из раздевания их догола в его апартаментах, жарке пары яиц,
помещении их на плечи дамы, и, без единого слова, указывании на дверь.
Л. Бунюэль

Книга 1. Гиллиан Флинн, «Исчезнувшая»
Для чего. Трудно устоять, если весь мир сходит от книги с ума.
О том, кто. Гиллиан Флинн (1971) – американская писательница и телекритик. Автор трёх романов. Хронологически последний из них я сегодня представляю. Второй по счёту - «Тёмные тайны» - уже издавался в России в прошлом году. А дебютный роман «Острые предметы» на днях появился на российских книжных прилавках. Все книги долгое время входили в десятку наиболее продаваемых в мире, переведены на 30 языков, а «Исчезнувшая» - признана лучшей книгой 2012 года по версии Amazon и других интернет-магазинов.
И ещё. Сам Стивен Кинг сказал, что «Гиллиан Флинн - гениальная рассказчица с острым, язвительным языком и умением передавать в своих книгах реальное ощущение страха».
Когда и где. 2007-2012 гг. Штат Миссури, США.
О чём. Супружеская пара Эми и Ник – внешне благополучная семья. Правда, у них нет де-тей, а возраст под сорок, но, в принципе, в этом нет ничего обычного. Эми – из богатой семьи, родители заработали много денег, издавая книги для детей про Удивительную Эми, прообразом которой являлась Эми. Ник – в прошлом журналист, ныне с сестрой содержит бар, купленный на деньги жены. Внешне – настоящий тихий омут – с мизерными страстишками и проблемками. Но на то он и тихий омут, чтобы приютить сами знаете кого. В день пятой годовщины свадьбы Ник возвращается из бара и видит, что всё в доме перевернуто вверх дном, а Эми бесследно исчезла. Полиция со временем начинает обвинять его, мирный городок стоит на ушах, а Нику светит тюрьма, вот только трупа нет. Но не всё так просто – это даже не завязка истории…
Кто. Ник. Эми – жена. Энди – любовница. Го – сестра. Мэрибет и Ранд – родители Эми. Таннер Болт – адвокат. Дези – влюблён в Эми. Джилпин и Бони – полицейские.
Как. Роман начинается неторопливо, тянуче, словно скучная семейная мелодрама. Сведения о главных героях добавляются к их первоначальному портрету нехотя и крайне дозировано. События почти не происходят – а то, о чём идёт речь, событиями не назовёшь. Ничего не предвещает катастрофы и пропасти. Тем не менее с каждой страницей их приближение ощущаешь всё отчётливей. Но именно, что приближение – поскольку чем больше узнаёшь подробностей из жизни персонажей, тем глубже погружаешься в нечто загадочное, заглядываешь за порог некоей тайны, даже тайн, выглядывающих из прошлого Ника и Эми. Развязка оглушает, как бывает в хорошей литературе. Но автор элегантно отыгрывает назад и, не строя из себя серьёзного и могущественного мага, во второй половине книги с юмором раскрывает карты – тем самым показывая разоблачение фокуса. Это очень располагает. Работа, одним словом, психологически выверенная и стилистически филигранная. Мне понравилось. А ещё понравилось, что стиль Флинн уже получил название, а значит вошёл в анналы - «роман о психопатах из глубинки».
Цитата. «– А разве женщины не считают, что все мужчины в душе двенадцатилетние соп-ляки? – Это если душа на месте».
Что, кроме. «Тёмные тайны». «Острые предметы».
На сколько. 6 баллов.


Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей - потому что ты не знаешь,
то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет.
Еккл., 11,6

Книга 2. Зоран Чирич, «Хобо»
Для чего. Это совершенно новое имя в России, меж тем на Балканах – это давно культовый автор.
О том, кто. Зоран Чирич (1962) - сербский писатель, автор пяти романов и четырнадцати сборников рассказов. В 1990 году дебютировал сборником стихов, но настоящего признания до-бился в 2001, когда его роман «Хобо» стал национальным бестселлером и получил  высшую литературную награду Сербии. Книга выдержала четыре издания и была переведена на другие языки (до России «Хобо» добрался только в 2013 году). Как писатель, Чирич неоднозначно принимается критиками и читателями – с одной стороны его давно считают культовым автором, с другой - поносят за сорокаэтажный мат, порнографические сцены и откровенный панк-контент. Помимо литературной деятельности, он работает в сфере СМИ - автором телепрограмм и иных медийных проектов, главным редактором на радио, обозревателем ежедневной газеты, колумнистом и т.д.
И ещё. Роман «Хобо» совершенно не укладывается в современную российскую повестку охраны традиционных семейных ценностей – его можно запретить по десятку оснований – наси-лие, жестокость, наркотики, содомия, фекалии, смерть, СПИД и т.д.
Когда и где. Конец 90-х. Сербия.
О чём. Хобо - это бродяга-разнорабочий, который странствует от города к городу в поисках найма. Хобо – не бомж, и тем более не профессиональный нищий. Он в первую очередь рабочий, просто главным в его жизни является Дорога, а работа может быть разной – в том числе и убийство за деньги. Главного героя романа друзья зовут Хобо, и это не случайно. Он живёт в небольшом городке, где всем заправляет Барон – местный мафиози, беспощадный и жестокий бандит и убийца. Хобо попадает в некую ситуацию, из-за которой становится «человеком» Барона и начинает выполнять приказы, связанные с убийствами должников и вымогательством у коммерсантов «дани». Жизненные пути Хобо и Барона пересекаются вскоре ещё раз – из-за женщины, что редко приводит к чему-то хорошему... Но это всего лишь канва, внутри которой существует душа Хобо – со своими адскими пропастями и небесными вершинами. И это совсем не гангстерский боевик (точнее, не только), не мочилово с любовной линией. Это рок-н-ролл уровня и порядка «Trainspottig» Уэллша, «Женщин» Буковски или «На дороге» Керуака. А пожалуй, и бессмертной поэмы «Москва-Петушки».
Кто. Зокс «Хобо». Бокан, брат Хобо. Аца Барон. Риста Сантос, должник Хобо. Пеня, коллега Хобо. Даница, девушка. Титус, должник Барона.
Как. Я очень давно не держал в руках настолько хорошей книги – по-настоящему, до глу-бины души, трогающей. И первое, на чём ловишь себя после прочтения – она подлинная, честная, она напоминает раннего Прилепина – «Санькю», например, которого я рыпнулся (с интеллигентским задором) пожурить за национализм и экстремизм, за что от своего друга Игоря заслуженно получил по мозгам: «Ты Санькю не трожь! Он настоящий!» Со временем я проникся этим ощущением, и сейчас ответственно заявляю – Хобо тоже – настоящий, хоть и подонок, и ничтожество (как и Санькя в чём-то). Но он, как правильно говорит другой наёмник, Пеня, - не «пациент», а «один из них», из «тех, кому нечего терять». Именно в том, что ему нечего терять, и кроется загадочная притягательность «обречённого» героя, жизнь которого оборвалась не в связи с физическими причинами, а в момент совершения морального выбора. Морального – потому что в моменте перехода Хобо на «сторону зла» тоже не всё так просто. В общем, искренне советую прочитать эту книжку. В качестве затравки упомяну потрясающую в своей инфернальности и символичности сцену с обсуждением гигантской какашки, оставленной в унитазе одной из любовниц Барона – очень похоже на диалоги из фильмов Тарантино.
Цитата. «Ему была известна самая гадкая тайна: великодушие это сила, и нужно уметь пользоваться и тем, и другим. В этом разница между властелином и хозяином».
Что, кроме. Ничего на русском языке.
На сколько. 7 баллов (я бы поставил 8, но тогда «Хобо» возглавил бы рейтинг, а это не со-всем справедливо к другим восьмёрочникам).


Искусство никогда не должно вызывать сверхэстетические эмоции – возбуждение, ужас, отвращение, шок. Фото обнажённой писающей женщины может вызвать эрекцию, но с «Писающей» Пикассо совсем другое дело, хотя это потрясающе эротическая живопись. Когда посмотришь фильм, где показана резня, хочется отвести взгляд, а перед «Герникой», хотя картина изображает тот же ужас, взгляд радуется.
М. Кундера, «Встреча»

Книга 3. Капка Кассабова, «Двенадцать минут любви»
Для чего. Предназначена романтически настроенным личностям, мечтающим танцевать танго.
О том, кто. Капка Кассабова (1973) – поэтесса и писательница. Её жизненный путь доволь-но извилист – она родилась в Болгарии, училась в Софии во французском колледже, после паде-ния Берлинской стены эмигрировала в Новую Зеландию, в 2000-х жила в разных странах Европы, пока не обосновалась в Шотландии. Капка – лауреат нескольких литературных премий Британского Содружества, автор поэтических сборников, фантастических романов, травелогов о Берлине и Нью-Дели. Она много печатается в журналах (The Guardian, The Times Literary Supplement, Vogue, The Sunday Times и др.), ведёт передачи на радио. Её книги переведены на семь языков.
И ещё. Роман «Двенадцать минут любви» - отчасти автобиографичен. Она сама пишет о нём так: «Моя история подлинная и отражает историю самого танго, где ты одной ногой в реаль-ности, а другой - в иллюзии; в чём-то победитель, в чём-то проигравший; где часть тебя наслаждается, а часть умирает».
Когда и где. Наше время, Аргентина.
О чём. Я недаром упомянул о романтичности натур, которые возьмут в руки эту книгу. Потому что она – от начала и до конца – попытка влюбить читателя в аргентинское танго. По форме она – то мемуары, то травелог, то дневник, но имманентно – повторюсь – одно сплошное признание в любви к танго. Не уверен, что есть такое понятие, как тангоголик, но в книжке рассказывается как раз о таких людях. Тема танго настолько отрывается от своего утилитарного обыденного значения «танца» (как довольно нелепого и глуповатого с моей точки зрения способа времяпрепровождения), что я не побоюсь назвать это произведение «танго-романом». Герои этой книги – настоящие маньяки – они готовы отдать последние деньги за урок танго у прославленного маэстро, и поэтому бросают всё и едут в Буэнос-Айрес. Они даже мыслят в категориях танго и чувствуют танго-ощущениями. Их философия – танго, а смысл жизни и вершина счастья - те 12 минут, которые длится танда - сет из трёх-четырёх композиций в одном стиле без смены партнеров.
Кто. Капка. Джеймс. Натан. Гретель. Чичо и Лусия.
Как. Я абсолютно равнодушен к танго (и к любому классическому танцу) – равнодушен до бессердечия, ну, может быть, мотивчик танго мне кажется приятным на слух – что же касается настоящих танцев (как, впрочем, и фигурного катания, и художественной гимнастики, и синхронного плавания, и всех тому подобных зрелищ), я их откровенно недолюбливаю. Но речь должна быть не только обо мне – есть люди, кого завораживают сцены танго в кино, заводит группа Gotan Project, у которых подкатывает комок к горлу при звуках музыки Астора Пьяццоллы, кто считает этот танец особым состоянием души. Вот для них – «Двенадцать минут любви» будут просто душевным бальзамом. А во мне после прочтения равнодушие, увы, не сменилось даже любопытством, что говорит либо об абсолютной моей танго-глухоте, либо о не слишком высоком уровне мастерства автора.
Цитата. «Танго поёт о быстротечности времени и руинах, которые оставляет за собой. Напоминает о доме, разбитом сердце, городе, пьяных ночах и о маме. Размышляет о катастрофах прошлого и предвосхищает грядущие беды. Раскрывает тайну жизни лучше, чем любая поэма или философский трактат».
Что, кроме. Ничего на русском.
На сколько. 4 балла.


Писатель, произведения которого не имели успеха, легко становится желчным
критиком: так слабое и безвкусное вино может стать превосходным уксусом.
Ф. Достоевский

Книга 4. Артур Клинов, «Шалом»
Для чего. Первый роман малоизвестного белорусского автора. Крошечный тираж. А вдруг вы откроете восходящую звезду раньше других?
О том, кто. Артур Клинов (1965) – белорусский художник. В 80-е годы - активный участник нонконформистского движения. Создатель одной из первых в Беларуси неформальных арт-групп «Сообщество БЛО» (1987). Участвовал в около ста совместных выставках за рубежом, а также в 30 персональных. С 2002 года издатель и главный редактор журнала по современной белоруской культуре pARTisan. C 2009 работает в кино, как художник и сценарист. Составитель и издатель энциклопедической серии альбомов по современному белорусскому искусству «Коллекция Партизана». В 2011 году представлял Беларусь на 54-й международной Биеннале в Венеции.
И ещё. Недавно в Белоруссии вышел второй роман писателя – «Стеклотара».
Когда и где. 2000-е. Германия – Белоруссия.
О чём. Авантюрный роман о не очень успешном и много пьющем скульпторе - инсталля-торе, который погряз в быте (тёща-жена-дочь), бедности и неустроенности, и с которым на вы-ставке в Германии произошло духовная метаморфоза, переменившая его жизнь – ему на глаза на барахолке попался кайзеровский шлем прусского солдата… Он купил его на последние деньги, одел и решил больше никогда не снимать – тем самым из самого себя сделав Художественный Манифест в духе Человека – Собаки (знаменитый перформанс Олега Кулика). Дальше было путешествие по Европе, случайные связи, пьянство, таможенники, «родная» Белоруссия, жена, милиция, тёща, безработица, непонимание, одиночество, безденежье, самокопание и постоянное пьянство. Не буду пересказывать – идея вполне очевидна – это своеобразный аналог ерофеевской поэмы «Москва – Петушки».
Кто. Андрейка. Ингрид – случайная связь. Фёдор – старожил берлинского сквота. Буян – берлинский художник. Света – жена. Марина Прокопьевна – тёща. Фадеич – ректор. Витёк - товарищ, автор радикальных акций из Могилёва. Пожарный. Славяне. И т.д.
Как. Аналогия с поэмой «Москва – Петушки» напрашивается сама собой. Вопрос только, хорошо это или не очень. С одной стороны, любые реплики всегда хуже оригинала, да и мощь первоисточника не задавишь. Ерофеев к тому же гений абсолютный и непревосходимый – тут, старайся - не старайся, даже близко не постоишь. С другой, как мне показалось, Клинов и не ста-вил перед собой задачи на создание нечто эпохального и культового. Просто его бэкграунд – собственная творческая биография, опыт сотрудничества со многими великими перформанистами, круг общения, специфика воззрений на современное искусство – плюс писательский талант – не оставили ему выбора – и появился художественный текст. Реализовалась потребность высказаться – на очередном языке – языке слова, после высказываний на многих других языках – скульптуры, фотографии, рисунка, кино, арт-проекта и т.д. Что касается того, как всё получилось – ограничусь скромной, без фанатизма, похвалой.
Цитата. «Я много лет гнил в окопах у подножия пирамиды как простой солдат великой ар-мии искусства. Но меня всё достало! Считайте, что это мятеж! Бунт!»
Что, кроме. Ничего на русском языке.
На сколько. 5 баллов.


Селективное игнорирование – краеугольный камень воспитания. Не надо всё время следить за детьми.
Родители должны прямо сидеть в седле и окидывать своё войско аристократически
благосклонным и очень близоруким взглядом.
Г. Кейллор

Книга 5. Лина Жутауте, «Каникулы Тоси-Боси»
Для чего. Узнать, чем потчуют литовских детей.
О том, кто. Лина Жутауте (1977) – литовская художница. Закончила факультет искусств Шауляйского Университета. Более семи лет работает иллюстратором детских книг, сотрудничает с ведущими литовскими издательствами, специализирующимися на учебной литературе. Лауреат международной премии Г.Х.Андерсена. Её книги про «Тосю-Босю» заняли первое место среди книг для самых маленьких в Латвии в 2010 году. «Каникулы Тоси-Боси» - третья книга автора о Тосе-Босе. 
И ещё. На литовском языке имя девочки Тоси-Боси звучит, как Каке-Маке.
О чём. «Каникулы Тоси-Боси» - не просто книжка с картинками, это интерактивное учеб-ное пособие с заданиями, ребусами, загадками. Также она вмещает настольную игру, раскрашки, страницы для вырезания и рисования, и даже схемы упражнений для утренней гимнастики. Книги Лины Жутауте – это часть образовательного проекта издательства Clever, которое, помимо Лины Жутауте, открыло русскому читателю такие замечательные имена, как Оскар Бренифье и Эрве Тюлле. В 2012 году издательство Clever получило «Книжную премию Рунета» в номинации «Художественная литература». По своему опыту скажу, что его павильоны на книжных выставках – одни из самых изящных и весёлых, а сама Лина Жутауте – очень милая и «помешанная» на детях и их развитии молодая женщина.
Кто. Тося-Бося.
Как. Моему младшему эксперту, трёхлетнему (без пяти минут) Кириллу, книжка очень приглянулась – после нескольких упражнений он некоторое время продолжал её листать, вглядываясь в картинки. Я проинтервьюировал эксперта – мне было сказано, что для более адекватной и объективной оценки произведения необходимо приобрести все прочие истории о Тосе-Босе, и только тогда он сможет вынести окончательное заключение. На данный момент он рассматривает данное пособие как удовлетворительное, а предварительное мнение, сформулированное авансом, как в целом позитивное. Некоторые иллюстрации при этом, добавил эксперт Кирилл, нуждаются в доработке, – чем он и занялся по окончании интервью – при помощи фломастеров. Я полностью разделяю высказанную точку зрения, и ставлю книжке неплохую оценку.
Цитата. «Воскресное утро…. Тося-Бося проснулась и открыла один глаз».
Что, кроме. «Тося-Бося и сбежавшие уши». «Тося-Бося и Гном Чистюля». «Фердинанд и Пуш». «Два поросёнка».
На сколько. 5 баллов.


Христос не может являться евреем.
И я должен доказать это, только сперва не по-научному. Вот так!
Й. Гёббельс, «Михаэль…»

Я вижу руины домов и деревень при свете вечерней зари…
Я вижу остекленевшие глаза и слышу душераздирающие стоны умирающих. Я больше
не человек. Меня охватывает дикая ярость. Я чую кровь. Я кричу: «Вперёд! Вперёд!» Я хочу стать героем.
Й. Гёббельс, «Михаэль…»


Претендентом на сентябрьский «TOPSHIT» является, без сомнения, издательство «Алго-ритм», которое выпустило в серии «Проза великих» (!!!) роман одного из главных нацистских преступников Йозефа Гёббельса (видимо, из уважения к автору его фамилия впервые написана по-русски так, как она читается в подлиннике) «Михаэль. Германская судьба в дневниковых записях» (об уважении говорит и хвалебная аннотация издательства, неприкрыто сочувствующая взглядам автора). Впервые он был издан в 1929 году – естественно в Германии, в 1987 – в Нью-Йорке, и вот теперь добрался до России. Вообще, издание фашистской и антисемитской литературы – по сегодняшним цивилизационным меркам довольно мерзкое занятие – и в силу исторического опыта, и с точки зрения морального аспекта прибыли от этой деятельности, а главное – по причине беспредельно низкого художественного уровня таких текстов и отсутствия у них мало-мальски крепкого научно-философского базиса. Другими словами – все эти националистические и расистские книжонки не только откровенно скучны и бездарны, но и насквозь лживы и антинаучны. Книга «Михаэль» Гёббельса лишь слегка выбивается из этого списка – и то, поскольку написана в 1924 году – без учёта некоторых более поздних событий. Но менее мерзкой быть не перестаёт – это всё та же мировоззренческая жвачка европейских интеллектуалов начала 20 века, пронизанная идеями Сверхчеловека, Мессии, апокалипсиса - с одной стороны, и антисемитизмом (где бытовым, а где – зоологически-людоедским) – с другой, но только в изложении патологически жестокого, злобного, невежественного человека, переполненного нереализованными амбициями и колоссальными комплексами.
Но чтобы это понять, её нужно прочитать (как мне кажется) – однако это невозможно, поскольку книга изъята из продажи по требованию прокуратуры, как экстремистская. И вот здесь – главная проблема подобной литературы. Одни уважаемые люди говорят, что если антисемитизм, как любую дикость, не запрещать, он может стать общим местам, что само по себе ужасно – с этой точки зрения запрет книги оправдан. Другое мнение таково (и я на его стороне) – свобода слова должна быть абсолютной, и любое произведение имеет право на жизнь, насколько мерзким и человеконенавистническим оно бы ни было. Последнее, однако, не означает, что имеет смысл изучать его в школе или опускаться до его обсуждения или анализа. Всё, что по их поводу могло быть сказано, сказано уже давно – в том числе, и уроками истории ценой в миллионы жизней.
Что же до быдла, которому такого плана литература может попасть в руки, - я готов спо-рить, – она ничего не добавит к его ненависти, быдлу нужны более простые слова, а лучше всего формулы – лозунги и жесты. Они гораздо ближе его куриным мозгам. А вот людей, набравшихся терпения, сил и времени для изучения этой скучной и напыщенной националистической тарабарщины (которая в отличие от не менее скучной «Mein Kampf», даже не экстремистская), не нужно ставить в дурацкое положение: «Не читал, но осуждаю». Лучше давайте другое не читать – вполне себе разрешённое и отчасти одобряемое современной российской парадигмой (про героическое прошлое, великое настоящее и светлое будущее). Например, все остальные книжки издательства «Алгоритм», специализирующегося в частности на национал-патриотической тематике и низкопробной мифологии, - «Женщину фюрера» О. Грейгъ, «Тайную доктрину Третьего Рейха», Проханова (его всё-таки, давайте, будем), Кара-Мурзу, Мухина, Бушина, Старикова, далее по списку. А, кроме того, что не будем читать книги, давайте ничего не будем говорить и про сам «Алгоритм», от которого идёт настолько мерзкий душок.
А возвращаясь к роману «Михаэль» Гёббельса, подведу беспристрастный итог. Во-первых, его вы не купите - это запрещено. Во-вторых, этим идиотским запретом вокруг малотиражной книжки поднята такая шумиха, что лучшей рекламы и не пожелаешь. В-третьих, несмотря на влияние, оказанное на автора «джентльменским набором авторитетов» германского интеллигента - от Гёте, Вагнера и Ницше до Достоевского и Иисуса Христа – оно прослеживается в тексте, - произведение представляет собой отчасти наивную и незрелую, но упорно-пропагандистскую попытку формулирования идей ультранационализма, а художественной ценности не имеет. И в-четвёртых. Как я не пытался избежать банальности «праведного гнева» при оценке книги, у меня ничего не вышло – я скатился в него. Такой же неудачей закончилась и попытка придумать порок, который бы вместил весь негатив, исходящий от книги, - и поэтому я оставляю первоначальное слово «ненависть». Позор – разжигателям ненависти!




РЕЙТИНГ «THEBEST2013»

НАЗВАНИЕ КНИГИ/ ГОД ИЗДАНИЯ/ СТРАНА/ РЕЙТИНГ/ ИМХОНЕТ

1. Ричард Фейнман, «Вы, конечно, шутите… !»/ 2012 (1985)/ США/ 8/ 8,6
2. Исаак Башевис-Зингер, «Шоша»/ 2012 (1978)/ Израиль/ 8/ 8,3
3. Евгений Водолазкин, «Лавр»/ 2012/ Россия/ 8/ 8,3
4. Юкио Мисима, «Моряк, которого разлюбило море»/ 2011 (1963)/ Япония/ 8/ 7,8
5. Жозе Сарамаго, «Евангелие от Иисуса»/ 2009 (1991)/ Португалия/ 8/ 7,1
6. Виктор Пелевин, «Бэтман Аполло»/ 2013/ Россия/ 7/ 9,9
7. Вилейанур Рамачандран, «Мозг рассказывает»/ 2012/ Индия/ 7/ 9,5
8. П. Авен, А. Кох, «Революция Гайдара»/ 2013/ Россия/ 7/ 9,0
9. Зоран Чирич, «Хобо»/ 2012/ Сербия/ 7/ 9,0
10. Павел Санаев, «Хроники раздолбая»/ 2013/ Россия/ 7/ 8,6
11. Максим Кантор, «Красный свет»/ 2013/ Россия/ 7/ 8,6
12. Карл Фруде Тиллер, «Замыкая круг»/ 2013/ Норвегия/ 7/ 8,5
13. Марек Эдельман, «Бог спит»/ 2013/ Израиль/ 7/ 8,0
14. Джек Керуак, «В дороге»/ 2012 (1960)/ США/ 7/ 7,6
15. Эммануэль Каррер, «Лимонов»/ 2012/ Франция/ 7/ 7,0
16. Амос Оз, «Мой Михаэль»/ 2012 (1967)/ Израиль/ 7/ 6,8
17. Питер Хёг, «Дети смотрителей слонов»/ 2013/ Дания/ 7/ -
18. Арто Паасилинна, «Лес повешенных лисиц»/ 2013/ Финляндия/ 7/ -
19. Ферран Адрия, «Семейный ужин»/ 2012/ Испания/ 6/ 9,5
20. Вера Полозкова, «Осточерчение»/ 2013/ Россия/ 6/ 9
21. Б. Грин, «Параллельные миры и глубинные законы космоса»/ 2013/ США/ 6/ 8,7
22. Виктор Франкл, «Сказать жизни «Да!»/ 2013(1946)/ Австрия/ 6/ 8,7
23. Михай Чиксентмихайи, «Поток»/ 2013/ Венгрия/ 6/ 8,7
24. Э. Радзинский, «Апокалипсис от Кобы», книга 3/ 2013/ Россия/ 6/ 8,5
25. Максим Кронгауз, «Самоучитель олбанского»/ 2013/ Россия/ 6/ 8,5
26. Джеффри Евгенидис, «А порою очень грустны»/ 2012/ США/ 6/ 8,4
27. Флинн Гиллиан, «Исчезнувшая»/ 2013/ США/ 6/ 8,4
28. Эрленд Лу, «Фвонк»/ 2013/ Норвегия/ 6/ 8,0
29. Марина Степнова, «Женщины Лазаря»/ 2011/ Россия/ 6/ 8,0
30. Блейн Харден, «Побег из лагеря смерти»/ 2013/ Сев. Корея/ 6/ 7,7
31. Павел Басинский, «Святой против Льва»/ 2013/ Россия/ 6/ 6,0
32. А. Терехов, «Натренированный на победу боец»/ 2012 (1995)/ Россия/ 6/ 4,5
33. Милан Кундера, «Встреча»/ 2013/ Чехия/ 6/ -
34. Альберт Эйнштейн, «Мир, каким его я вижу»/ 2013 (1931)/ США/ 6/ -
35. Александр Иличевский, «Город заката»/ 2012/ Россия/ 6/ -
36. Оке Эдвардсон, «Танец ангела»/ 2013/ Швеция/ 5/ 10
37. Ирвин Ялом, «Пробемы Спинозы»/ 2012/ США/ 5/ 9
38. Ян Зендкер, «Искусство слышать стук сердца»/ 2013/ Германия/ 5/ 8,8
39. Артур Клинов, «Шалом»/ 2013/ Белоруссия/ 5/ 8,7
40. Харуки Мураками, «1Q84», книга 3/ 2012/ Япония/ 5/ 7,8
41. Маржан Сатрапи, «Персеполис»/ 2013/ Иран/ 5/ 7,8
42. Заза Бурчуладзе, «Adibas»/ 2011/ Грузия/ 5/ 7,5
43. Дж. Ллойд, Дж. Митчинсон, «1227 фактов…»/ 2013/ Британия/ 5/ 7,3
44. Джесси Келлерман, «Гений»/ 2012/ США/ 5/ 6,5
45. Мэри Блюм, «Баленсиага»/ 2013/ Франция/ 5/ -
46. Мигель Сихуко, «Просвещённые»/ 2013/ Филиппины/ 5/ -
47. Борис Гребенщиков, «Трамонтана»/ 2013/ Россия/ 5/ -
48. Паоло Вирно, «Грамматика множества»/ 2013/ Италия/ 5/ -
49. Ричард Бренсон, «Достичь небес»/ 2012/ Британия/ 5/ -
50. Солон, «Космические хроники»/ 2013/ Албания/ 5/ -
51. Бенджамин Лакомб, «Ундина»/ 2013/ Франция/ 5/ -
52. Уголовный кодекс в картинках (А. Меринов)/ 2013/ Россия/ 5/ -
53. Капка Кассабова, «12 минут любви»/ 2013/ Болгария/ 4/ 8,8
54. Франческо Фьоретти, «Тайная книга Данте»/ 2013/ Италия/ 4/ 8
55. Пол Янг, «Хижина»/ 2013/ Канада/ 4/ 7,6
56. Джоан Роулинг, «Свободная вакансия»/ 2013/ Британия/ 4/ 7,6
57. Мартин Сутер, «Кулинар»/ 2013/ Швейцария/ 4/ 6,5
58. Мо Янь, «Страна вина»/ 2013/ Китай/ 4/ 6,2
59. Януш Вишневский, «На фейсбуке с сыном»/ 2013/ Польша/ 4/ 5,7
60. Эдуард Лимонов, «Illumination»/ 2012/ Россия/ 4/ -



РЕЙТИНГ «TOPBABYBOOKS»

НАЗВАНИЕ КНИГИ/ ГОД/ СТРАНА/ РЕЙТИНГ/ ИМХОНЕТ
1. Масаси Кисимото, «Наруто», книга 20/ 2013/ Япония/ 7/ 8,2
2. Ллойд Джонс, «Мистер Пип»/ 2013/ Новая Зеландия/ 7/ 7,0
3. Эрик Карл, «Очень голодная гусеница»/ 2013 (1969)/ США/ 6/ 10
4. Ю. Гиппенрейтер, «Общаться с ребёнком. Как?»/ 2012 (1994)/ Россия/ 6/ 8,3
5. Ю. Дружков, «Прикл. Карандаша и Самоделкина»/ 2013 (1964) Россия/ 6/ 7,9
6. М. Ибука, «После трёх уже поздно»/ 2011 (1971)/ Япония/ 6/ 7,7
7. М. Чудакова, «Не для взрослых! Время читать»/ 2012/ Россия/ 6/ 6,4
8. С. и Л. Хокинг, «Джордж и большой взрыв»/ 2012/ Британия/ 6/ -
9. Катарина Киери, «Совсем не Аполлон»/ 2012/ Швеция/ 6/ -
10. Дж. Дональдсон, «Что услышала Божья Коровка»/ 2013/ Шотландия/ 6/ -
11. Таро Гоми, «Животные»/ 2013/ Япония/ 6/ -
12. Бредли Тревор Грив, «Друзья навеки»/ 2011(2003)/ Австралия/ 5/ 7,6
13. Рони Орен, «Секреты пластилина»/ 2012/ Израиль/ 5/ 7,0
14. И. и Л. Тюхтяевы, «Школа зоков и Бады»/ 2012/ Россия/ 5/ -
15. Лина Жутауте, «Каникулы Тоси-Боси»/ 2013/ Литва/ 5/ -


РЕЙТИНГ «TOPSHIT»

МЕСЯЦ/ НАЗВАНИЕ КНИГИ/ ПОРОК/ ЖАНР
Январь/ Коко Шанель, «Жизнь, рассказанная ею самой»/ ложь/ автобиография
Февраль/ Александра Маринина, «Оборванные нити»/ жадность/ детектив
Март/ Владимир Мединский, «Стена»/ тщеславие/ истор.-прикл.
Март/ Павел Астахов, «Невеста»/ пошлость/ крим. роман
Апрель/ Никита Джигурда, «Вертикаль русского мата»/ глупость/ поэзия
Апрель/ Э.Л.Джеймс, «Пятьдесят оттенков свободы»/ безвкусие/ эротика
Май/ Николай Стариков, «Сталин. Вспоминаем вместе»/ лицемерие/ история
Май/ Паоло Коэльо, «Манускрипт из Акко»/ беспомощность/ притча
Июнь/ Михаил Задорнов, «По родной России»/ мракобесие/ фотоальбом
Июнь/ Конституция РФ в иллюстрациях/ лубочность/ комиксы
Июль/ М. Леонтьев, «Большая игра…»/ подозрительность/ науч.-поп.
Июль/ Эва Хансен, «Цвет боли: красный»/ воровство/ БДСМ-детектив
Август/ Амели Нотомб, «Синяя борода»/ вульгарность/ роман
Август/ Виола Сюткина, «Фантазии и поэзии»/ самолюбование/ детская книга
Сентябрь/ Йозеф Геббельс, «Михаэль…»/ ненависть/ псевдодневник



РЕЙТИНГ «TOPCOUNTRIES»

№/ Происхождение автора
1 Россия - 29
2 США - 9
3 Британия - 5
4 Япония - 5
5 Израиль - 4
6 Швеция – 3
7 Франция - 3
8 Норвегия - 2
9 Италия – 2
10 Германия - 2
11 Испания - 1
12 Китай - 1
13 Албания - 1
14 Дания - 1
15 Чехия - 1
16 Португалия – 1
17 Бразилия – 1
18 Канада – 1
19 Индия – 1
20 Шотландия – 1
21 Польша – 1
22 Австрия – 1
23 Швейцария – 1
24 Филиппины – 1
25 Сев. Корея (США) – 1
26 Финляндия – 1
27 Иран – 1
28 Австралия – 1
29 Бельгия – 1
30 Венгрия – 1
31 Грузия – 1
32 Новая Зеландия – 1
33 Болгария - 1
34 Белоруссия – 1
35 Литва – 1
36 Сербия - 1
ИТОГО 90



Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы,
ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.
Первое посл. к Коринфянам св. ап. Павла, 8:8

PS: последнее время происходит много крупных аварий. Мне всё казалось, что их что-то объединяет, помимо смертей. Я нашёл, что. Кратко перечисляю трагедии.
2 января. Запад Сенегала. Автобус с мусульманскими паломниками столкнулся с микроавтобусом. Погибло 18 человек.
27 февраля. Западная Ява, Индонезия. Разбился автобус с индуистскими паломниками. Погибло 15 человек, 32 – ранены.
13 июня. Саудовская Аравия, дорога на Мекку. Перевернулся автобус с мусульманскими паломниками из Иордании. Погибло 12 человек, 34 – ранены.
24 июня. Город Гедареф, Судан. На мусульманских паломников обрушилась стена прави-тельственного здания. 12 человек погибло, около 50 - ранены.
20 июля. Трасса Москва-Уфа, 529 км. Фура врезалась в микроавтобус с православными паломниками. 5 человек погибло, 9 - ранены.
25 июля. Испания, вблизи г. Сантьяго-де-Компостела. Потерпел крушение поезд с католическими паломниками, едущими на религиозный фестиваль. Погибло 80 человек, 160 - ранены.
28 июля. Италия, дорога Неаполь – Каноза. Автобус с католическими паломниками (в Апулию) упал в пропасть. Погибло 38 человек, 10 – ранены.
17 августа. Река Иртыш, недалеко от Омска. Теплоход с православными паломниками врезался в баржу. Погибло 4 человека, ранены – свыше 40.
19 августа. Индия, штат Бихар. Поезд наехал на толпу индуистских паломников, перехо-дивших ж/д пути. 37 человек погибло, более 40 ранено.

5 минут интернет-сёрфинга – и 9 катастроф за 8 месяцев, 221 погибший, около 400 постра-давших – из менее, чем тысячи причастных к самим катастрофам (то есть спасшихся – меньше, чем мёртвых и раненых). Все аварии – с религиозными паломниками, причём равномерно из всех основных конфессий: с индуистскими, католическими, православными – по два раза, с мусульманскими – трижды. Способы умерщвления людей разнообразны – пять автобусов, два поезда, теплоход и даже стена. География – представительная: Сенегал, Индонезия, Саудовская Аравия, Судан, Россия, Испания, Италия, Индия. Не сравнивал эти цифры погибших с погибшими в крупных техногенных катаклизмах и авариях без участия паломников, но на первый взгляд – в 2013 году против паломников был устроен самый настоящий геноцид. Непонятно лишь, кто его автор, и геноцид ли это вообще. Вообще, с позиции религиозного мировоззрения возможно две противоположные трактовки произошедшего – либо это обрушившееся на нечестивцев наказание (вариант - предупреждение прочим), либо – досрочное поощрение (скорейшая встреча с Всевышним) самых достойных. А, возможно, это просто ужасная трагедия, вызванная случайностью или чьей-то ошибкой, неосторожностью, раздолбайством, виной, злой волей – ведь за каждым событием (в том числе и божественного промысла) стоит исполнитель, и независимо – выполняет ли он волю свою или небесную (а может быть – и случая) – именно его кривыми (дурными, преступными) руками совершаются действия, ведущие к трагедии и смерти. В общем, вот такую странную закономерность я обнаружил в первой половине 2013 года.

;Hasta luego! НО


Рецензии
В доказательство, что Ваш труд не бесплоден.

С Вашей подачи я познакомился (до Вас не знал) с

а) "Моряк, которого разлюбило море" - гениально. Заказаны другие произведения Мисима, все что есть в продаже
б) "Лавр" - превосходный роман, жемчужина современной русской литературы, роман-родник, роман-душегрейка. А первый роман Водолазкина "Лавру" под стать? Какую бы оценку Вы тому роману поставили?
в) "Дети смотрителей слонов" - не завышена ли Ваша оценка? Вон и Пелевину -7. Что - ИМХО - несправедливо.
Читабельно, конечно. Однако Хёг не Харпер Ли, нет. Обыкновенно. Много мельтешения, популистской ерунды. Однако "Смиллу..." я все же заказал.

Спасибо. Продолжайте, пожалуйста.

Ерин Игорь Геннадьевич   05.09.2013 15:30     Заявить о нарушении
"Мозг рассказывает" - чудо-книжка.

Ерин Игорь Геннадьевич   15.09.2013 10:36   Заявить о нарушении
Возможно Вы и успели прочесть "Рай четвёртого измерения". Сейчас оно уже исчезло с моей страницы, как будто его и не было!
Вот сволочи. Когда они уже в отношении меня успокоятся... Это я о тех, кто делает так, что произведение вдруг
"не отображается". И всё это возможно, благодаря равнодушию авторов.

Дом Света   15.09.2013 21:05   Заявить о нарушении
"Смилла..." великолепна. Спасибо, Неравнодышный Обыватель.

Ерин Игорь Геннадьевич   02.10.2013 17:14   Заявить о нарушении
Да равнодышный ты! Если на вопли пострадавших совсем не способен реагировать!

Дом Света   02.10.2013 18:24   Заявить о нарушении