На крючке
Повезло Анатолию Николаеву в своей, не очень то и везучей жизни, пареньку из простой чувашской семьи. Попал он нежданно – негаданно на работу в таможню. И это в Чувашии то , где о такой организации и слышать то не слыхивали никогда! А вот понадобилась она республике в девяностом году и пригласили туда организовать таможню , профессионального таможенника , аж из заполярного и пограничного Мурманска. С Москвы то не больно бы кто приехал сюда. А мурманчанин приехал и попал каким то чудом , именно на место Толиной работы , в здание республиканского профсоюза. Власти там ему , на первое время, комнатушку, для нового дела выделили. А Толя , как раз , там рядом, работал снабженцем , в одной организации.
Ну вот, так и познакомился Анатолий с таможенником, раз рядом работал. Ровесником он его оказался к тому же. Нормальным парнем , бывшим моряком, за квартирой приехал, которую пообещали для семьи. Да и потеплее здесь было для жизни ,да и руководителем он сразу стал.
Стали они обедать вместе в столовой, в настольный теннис в вестибюле здания играть , так и подружились. Когда штаты для будущей таможни, в Москве таможеннику выделили, Толя очутился в первых рядах принимаемых кадров.
Да не просто поступил ,а стал начальником оперативного отдела! Повезло парню, нечего сказать. Такие времена тогда были. Партийного контроля в стране уже не было, а блатного кадрово-воспитательного аппарата в таможне ещё не было. Поэтому не только блатные люди попадали тогда в начальники. Брал всех сам , приехавший таможенник, он на образование ещё смотрел, ну и всё. Так Толя вуз закончил , заочно.
Как на таможню попал, то новую форму Толя получил, потом , практически сам подобрал в отдел пятерых людей, машину жигули - шестерку пригнали в отдел из Тольятти, кабинет отдельный для себя выбил . Всё, как в сказке! Всё , в течение года так и плыло в руки, рядового вчера ещё снабженца.
Таможенник из Мурманска начальником таможни стал. Толика по старой дружбе поддерживал. Даже выпивал пару раз с ним, в узком семейном кругу. Ну вот и понесло от всей этой хорошей жизни Толика во все тяжкие.
Его оперативный отдел по своей функции занимался частниками – кому за рубеж отдельный багаж нужно отправить , кому получить что из за рубежа.
Таможенный контроль при этом штука серьезная. Особенно евреев много тогда уезжало в Израиль, а свои вещи не сопровождаемым багажом они отправляли. Толя все вещи выпускал быстро, без задержки, лишь бы угощали его хорошо водочкой, да подарки дарили. Быстро освоился в этих делах бывший шустрый снабженец.
Он невозмутимо говорил каждому приходящему новому клиенту :
- На открытой площадке придется с вами поработать, а там довольно холодно. Вам нужно моих людей обеспечить горячим питанием. Особенно они уважают пельменчики ,ну и чтобы , что то к ним погорячее было. Сами понимаете.
Вроде ,как всё так и должно быть. Народ на это только кивал и валом валил к нему на приём. А то ведь раньше в Казань приходилось народу ездить для решения вопросов. В Казани только отдельно следующий багаж за рубеж раньше отправляли. А теперь и в Чебоксарах оправлять стало можно! Своя таможня появилась.
Толя стал находиться на терминале постоянно под градусом, благо что отдел располагался довольно далеко от самой таможни. Благодарные евреи и не только тащили Николаеву спиртное, деньги понемногу, ну и пельмени на закуску. Не жизнь, а малина! Он вообще то, ничего и не говорил никогда насчет денег то, сами ведь все они приносили. И главное, довольны все были - и Толя и клиенты!
Толя очень старался, чтобы всех поскорей и без потерь, при досмотре отправить, кому куда нужно, со всеми своими вещами. В общем, почти без досмотра отправлял. Кто то и антиквариат какой смог отправить запрещенный, старинные книги к примеру.
Потом жизнь открыла новые перспективы для отдела - пошла валом растаможка стареньких и не очень иномарок. И опять все пошло по накатанной колее. Через бутылку и деньги , так у Толи на некоторые вещи глаза закрывались. Хорошо и вольготно стал жить Толя.
Часто по ресторанам стал ходить, а то и в сауну модную заглянет, да не один, знакомства всякие полезные появлялись , всем Толя стал нужен, всем интересен. Даже "кагэбэшникам " и милиционерам всяким. Ну, им Толя помогал от всей души и бескорыстно, в ответ получая поощрительные улыбки. Забурел Толя от всей этой жизни, ох, забурел.
На ребят своих, в отделе, всего через год работы, стал поглядывать уже по хозяйски, особенно, водителю доставалось от бесконечных ночных поездок.
Начальнику таможни не до Толи было, тот всё в рост шагал , отделы да посты создавал по республике ,с большими директорами и министрами водку теперь пил. К тому же Толя всегда все его пожелания выполнял, ведь и к начальнику таможни люди с разными просьбами шли. А как же! Так время всё шло и шло, и всё было пока замечательно.
Но где такая служба интересная заводится ,так там и опера всякие хитрые постоянно крутиться начинают. Разных спецслужб. Так, потихонечку , на неосторожного Толика насобирали всякого компромата. Ну, а с этим компроматом стали решать ,как дальше быть. Вроде и парень был хороший и нужный, когда надо поможет.
В общем , информацию сначала просто хранили, да подшивали в дело. На всякий случай, так уж принято. А Толя все бурел , да бурел помаленьку, чувствуя за своей спиной поддержку. Пил и гулял от всей своей открытой и простой души.
Но хоть действий на это то и не было пока у правоохранителей никаких ,но разговоры всякие уже по городу ходили. И дошли они таки до начальника таможни, да в таком виде, что ежели сам всё это не прекратишь , то и с него потом строго спросят- как он тут так руководил. Задумался начальник. Крепко задумался.
И себя жалко и друга своего верного тоже. Что делать? А тут как раз новое снабженческое подразделение стали организовывать в таможне.
- Толя , это же как раз твое! Переходи ка ты снова в снабженцы! - вызвал начальник Анатолия и после долгого и серьезного разговора перевел его в таможенные снабженцы. Толя при разговоре немного подергался- подергался, но как про свой компромат узнал, спорить не стал. Даже успокоился как то внутренне. Нервы то ведь не железные, проблемы с ФСК или МВД ему не нужны были. Ну и опять, свою старую и любимую работу потянул . Даже пить на работе бросил, весь в родное снабжение ушел. И начальник таможни доволен ,снова всё хорошо у Толи на работе пошло.
Да только через пару месяцев всё - таки закрыли Анатолия в изоляторе за старые грехи. Оказалось, что как снабженец он и не нужен стал никому , а очки операм и их начальству зарабатывать нужно было, да хоть за те же показатели по выявлению коррупции. Важная работа ,серьезная. Стрелочники всегда нужны в ней. Взяли его тихо, дома. Жена плакала, да что делать.И обыск был,да так ,особо, ничего и нашли,немного долларов насобирал только.
Больше пропивал ,да прогуливал он денежки.Ну и для семьи покупал бытовую технику. Три года Толя по суду потом получил. Все из за мелочевки разной, в которой даже пару ящиков пива подаренных фигурировала. Ну вот блат и тут ему помог. Два года Николаев отработал хлеборезом в местном следственном изоляторе, а потом уже досрочно вышел. Совсем уже никому не нужный, кроме семьи своей. На таможню пойти нельзя после тюрьмы уже.
А может и обошлось бы всё с ним тогда, если бы он в оперативном отделе остался? Пусть бы и не начальником. Помогал бы по прежнему всем, как умел. Трудно сказать, что сделано, то сделано. С хорошего крючка никому так просто не соскочить. Написано с реальных событий, только другой город указан, да имена, а так всё достоверно.
2013г
Свидетельство о публикации №213082800882
С уважением - Николай
Николай Аба-Канский 10.03.2015 12:56 Заявить о нарушении