В парке

               
Однажды, в час полудня, время иудеи,
От жары, стараясь скрыться,
Забрел я в парк, тенистые аллеи,
В его прохладу погрузиться.

Присел, томим тоскою: тошнота,
Ни мыслей, не идей. Одна
Какая-то дурная пустота
Мой разум в миг заволокла.

Вдруг приметил в отдаленье
Рядом росшие стволы,
Страшась разлуки на мгновенье,
И ветви их переплетены.

Мне стало жалко их и грустно,
Что не будут вместе никогда,
Что у всех такой удел печальный
Оставаться в одиночестве всегда.

Внезапно привлек мое вниманье
Шум листвы и первому,
Чтоб я хранил молчанье
Такую лес поведал тайну.
 
“История моя”,- так начал сказ
Свой старый лес-
“Расскажет немного из жизни тех,
Кто для любви рожден.
Как зрелость юность побеждает,
А старость в ранах увядает,
Где веры нет, надежда стерлась,
Где прихоть личная дороже,-
Так слушай внимательно,
Внимая законом судьбы.

Среди кустов, корявых пней,
Между деревьев рослых.
Березка белая цвела,
Раскинув ветви от ствола,
Как девица молода с плеч
Густые косы распустила,
И красовалась нарядом
Праздничной фаты,
И зазывала к ногам своим
Поклонников безусых и седых.

Недалеко, чуть вправо,
Тянулся к солнцу тополек.
Непривлекательный и даже странным
Казался весь его убор.
Каждый день стремился впору быть
Березке - он влюбился,
И корни гибкие в землю
Глубже продвигал,
Добывая из пор живительную влагу:
Роста, мощи и силы своей.

Подальше, за березкой, высокий
Тополь возвышался.
Сухой могучий великан
Застыл в движенье,
Смотря оттуда с вышины
На поросль молодую вниз,
Ошибки видя, но не хочет
В дела чужие лезть:
У каждого особая дорога,
Пусть, по ней идя,
Узнает и жару и холод.

А березка хорошела цветом своих лет -
               Повзрослела.
Старый тополь одряхлел, иссохся весь,
               Согнулся.
Тополечек распрямился,
Вровень стал березке нашей:
Стройный вид, прекрасный ствол,
Листья разноцветны,
Но березка, игриво забавляясь,
Сережками смеялась.

Время шло, текло необратимо.
Тополь все хотел
Достигнуть высоты березы
И руку с сердцем предложить,
Но скрывался, за оболочкой внешней,
Опыт лет прожитый,
Который с чаши весов
Сбросить невозможно,
Наполненная до краев
Печалью, радостью, тоскою.

Красавица наша увидала
Порывы молодца,
Как тот шумел ветвями,
Привлекая внимание,
Как терзаясь в муках,
Излить решил душевные страдания.
Но березочка жестом изящным,
Подманив его к себе,
Запела песню грустную,
Сверкнув бездонными очами:

“О не спеши ко мне стремиться.
                Погоди;
Свое неудержимое влечение
                Останови;
И выслушай меня советом
             Не пренебреги.
Ты думаешь твоя любовь сильна
               И долговечна,
Что страстью пылкой будешь ты
               Гореть всегда,
Что каждый день ты, восхищаясь
               Мною,
Останешься самим собою, в душе
            Не прокляня меня.
Ты мил, хорош, прекрасен для утехи
              И забавы
И час досуга с удовольствием в кругу
              Твоем я проведу;
Улыбкой нежной, глазки строя,
                Тебя я обольщу,
И если на взаимность вдруг
                Отвечу,
Ликуя ты в восторге сладком,
              Ждать продолжения
Романа станешь, летая в грезах
                Алых.
Но, юноша, пойми(!), что пыл
                Сердечный
Давно остыл, что в молодости я
                Наказана была
За чистую любовь, как в роднике
                Вода замутнена.
Ах! Я пылала страстью, я ждала,
                Когда ответом
Ласка будет, но холод грубости
                Жестокой
Остановил меня: и тотчас поняла,
          Что я была “предметом”.
О, юноша(!), в свои года еще ты подлости
           Коварной не изведал,
Когда ломали веточки мои
            Без сожаленья;
Порок скупого равнодушья ты телом
               Не познал,
Когда рубили топором мой ствол
               Для развлеченья:
Хотя я в этом месте не одна -
                Вокруг деревья.
А сколько сока отдала не в силах
                Отстоять себя!
Так неужто покоя сон невинности
                Нарушу?
Уж лучше боли несколько минут,
Чем яд годами пить и отравленным
                Идеалом жить.
Нет, тополечек, расти, стремися
                Ввысь,
А я останусь другом вечно, любовью
                Матери любя,
И думы, неги страстной, обрати
                В другое русло”.

Как-то сразу вдруг поник
Тополек влюбленный.
Он надеялся, но мечта разбилась.
Как волна о брег высокий;
Вера в счастье, в час беседы тихой,
Заклеймилась;
Горечь неприятным осадком
В душе лавиной разлилась.

Теперь досадой полной и неожиданной утраты:
Обман свершился - начало в жизни прошлой.
Неверие в любовь земную по цепочке предается,
Но тополечек, по прежнему любя,
Верен остается: Чувству первозданному!”

Я слышал в парке нашем это,
Куда ступает посетитель редко,
Где березка с тополечком не разлучно,
Вблизи стоя, идут к концу прискорбно.


Рецензии