Офицерская династия отец-сын-внуки 2009 3

Образ русского офицера, сложившийся в современном общественном  сознании, отражает, несмотря ни на что, некоторые реалии. Офицерский корпус в императорской России призван был быть в социальном плане наиболее престижной профессиональной группой. Офицер был представителем высшего сословия страны, которому всегда была причуда высокая степень связи с государством и государственной службой. 
Офицерский корпус по существу своему всегда объединил лучшее, что было в России в смысле человеческого материала и являл собой российскую элиту.
Пожалуй, наиболее важной чертой российского офицерского корпуса был по преимуществу наследственный характер, за счет чего он самовоспроизводился, сохраняя культурные традиции своей среды.
Представляем вам, дорогие читатели, офицерскую династию семьи Негодяевых - генерал-майора КГБ, полковника и подполковника ФСБ, курсанта погранинститута. 

- Александр Павлович, начинается Ваша офицерская династия от Павла Ивановича - Вашего отца? 
- Да, насколько я знаю, первым офицером в нашей семье стал отец.  Он родился в деревне Селеховская Вологодской области в простой трудовой семье. Военную службу начал в годы Великой Отечественной войны в звании младшего лейтенанта после окончания военного училища. Воевал он в должности командира пулеметного взвода, а в 1944 году, после боевого ранения,  был демобилизован.  Ранение в живот он получил в бою под Старой Руссой. Он рассказывал, что ранение было очень тяжелым. Буквально, собрав последние силы, и то, что успело вывалиться из распоротого живота,  он каким-то образом уцелел, видимо, своевременно получив  медицинскую помощь. Лежа на столе во время операции, он почувствовал, как будто его душа отлетела вверх и за всеми действиями медиков наблюдала оттуда.  Один осколок остался в нем на всю жизнь, где-то он был так расположен, что трогать его  было опасно. Из всего пулеметного взвода отец один остался в живых.  Маму мою звали Татьяна Дмитриевна, она была на войне связисткой.

- Александр Павлович, у вашей династии очень необычайная фамилия. Я спрашивала у Вашего отца когда-то,  откуда она, совершенно противоположные его личным качествам? Я помню, что мои старшие коллеги отзывались о нем, как об очень хорошем и сердечном человеке. 
- И что он ответил?
- Сказал, такая, мол, от предков досталась. А потом пошутил: "Это - для маскировки, чтоб враги боялись". 

- Истинных корней не знаю, а предположения много. Фамилии бывают разные, но они, как правило, не отражают сущность человека. А потом ведь, не фамилия красят человека,  а человек славит свою фамилию. 

- У вашего отца была не простая судьба. Я полагаю, что многое из тог, о чем он писал в своих книгах, взято из личного опыта. Но в торжественных случаях он всегда был неотразим , вся грудь - в орденах.

- Да, у отца было много государственных наград, пять орденов и двадцать медалей. Отец гордился наградами, все они были заслуженными, это была оценка его труда и подвигов. Он многое рассказывал нам, сыновьям,  о своей жизни, в том числе, за что каким орденом его наградили. Все ордена у него боевые. 
Мама, кроме нескольких медалей,  тоже была награждена орденом Красной Звезды. Так что родители у меня были замечательные.  Да вы посмотрите сами. Мы оформили в одной из комнат уголок с наградами моих родителей, семейными фотографиями. Пусть видят мои дети и внуки, какими были их предки, и гордятся  ими и нашей фамилией тоже.

- Александр Павлович, качества, необходимые будущему офицеру наиболее успешно формируются в семье, когда человек с детства усваивает соответствующие ценности. Вы хорошо помните о Ваших семейных отношениях?

- Очень хорошо. Мои родители были очень добрыми и сдержанными людьми, хотя оба прошли войну. Я не помню, чтобы они когда-нибудь при нас детях ругались. Я сомневаюсь, что они вообще ругались. 
Отец с 1945 года связал свою судьбу с органами государственной безопасности, начав с должности оперуполномоченного УКГБ по Вологодской области.  А мама была дома, воспитывала нас с братом, хлопотала по дому. 
Родители прожди долгую и счастливую совместную жизнь, отметили свою "золотую" свадьбу. Сейчас, к сожалению, уже обоих нет в живых, остались одни воспоминания. Должен сказать, нас как-то незаметно воспитывали, никаких назиданий не было, просто все делали всегда вместе - и работали, и отдыхали. Нас у родителей двое мальчиков, наверное, шалили, но я не помню, по этому поводу каких-то жестких мер. Слово отца и матери нами воспринималось, как должное. Мы их очень любили и уважали. 

- Ваша семья с Вологодчины. Когда вы переехали на Дальний Восток?

- После окончания отцом Высшей школы КГБ его направили в Николаевск-на-Амуре. В этом городе мы прожили  9 лет. Потом переехали в Хабаровск. Позже отец работал недолго начальником Биробиджанского  городского отделения КГБ, на пересадке, как тогда говорили. Через полгода его перевели в краевое управление. Звание генерал-майора он получил в 1982 году.

- Александр Павлович, Вас отец сориентировал  стать офицером?

- Сам решил. С отцом, конечно, посоветовался, куда пойти учиться  после окончания школы. Поступил в Благовещенское танковое командное училище, окончил его в 1972 году и направили меня служить в Биробиджан.  На следующий год направили на Высшие курсы контрразведки в г. Новосибирск на один год. По окончании служил в Хабаровске на Красной речке. Потом два года - в Германии, затем Москва. Высшая школа КГБ. Здесь я изучил персидский язык (фарси). С 1981 по 1984 год служил советником начальника контрразведки в Афганистане. Язык пригодился, я обходился без переводчика.

-Прошло время, каково Ваше отношение к участию советских войск в войне Афганистана?

-Считаю, что тогда другого решения не могло было быть принято. А вообще, я считаю, что Афганистан - бесперспективное дело. В нем кто угодно увязнет, без результата.

-Считается, что дети генералов в "горячие точки" не направлялись, хотя кроме Вас еще  несколько фамилий известны, но очень немного. Как Вы туда попали?

-Я за отца не прятался и даже подумать не мог, что можно это сделать. Направили - поехал. Отслужил положенные три года. После Афганистана вернулся на Дальний Восток, поближе к родителям, хотя мог остаться в Москве. Служил в Волочаевском городке, потом начальником особого отдела дивизии, отдела армейской контрразведки. А с 1995 по 2000 год - официальным представителем ФСБ России в Таджикистане, тоже не в "холодной" точке. Вернулся в Хабаровск в 2000 году в звании полковника запаса.

-Ваши награды - тоже семейная гордость?

-Конечно. За каждой наградой многое стоит.  За Афганистан меня наградили  орденом Красной Звезды и афганским орденом Звезды. Кроме этого, в период  военной службы я был награжден 16 медалями. 
А в Таджикистане мне вручили мой портрет, вытканный на ковре - это национальный подарок, который выражает глубокую признательность и уважение  к человеку. Я очень горжусь этим подарком. Посмотрите, насколько искусно это сделано. 

-С давних времен в России офицерство, уходя в запас, широко использовалось на гражданской службе. Как Вам, человеку военному, служится на гражданке?

-С 2002 года работаю заместителем генерального директора авиаремонтного завода  номер 12. Армия приучает к порядку и дисциплине.  Поэтому адаптироваться в гражданской жизни военному человеку не сложно. 

-Александр Павлович, для построения Ваших семейных отношений родительский опыт пригодился?

-Думаю, пригодился. У меня крепкая семья, тоже двое сыновей, как у моих родителей. Моя жена Наталья Михайловна - музыкант по образованию, но с моей кочевой офицерской жизнью ей  пришлось посвятить свою жизнь семье. Я ей благодарен за это. Сыновья у нас выросли хорошими ребятами.
Старший сын Павел два года учился в Уссурийском  суворовском училище, а потом окончил Высшее пограничное училище (сейчас институт). В этом году ему исполнилось 33 года, в звании подполковника  служит в Приморье.  Тоже по моим и ледовым стопам пошел. Жену его зовут Наташа, как и мою жену, а его маму, а внук - мой тезка Александр Павлович, ему уже два с половиной года. 

-Скучаете по внуку?

-Скучаю, - честно признался Александр Павлович и продолжал мне рассказывать, какой это необыкновенный мальчик. Я согласилась с ним, что это так и есть, не стала ему говорить, что у меня мои внуки тоже самые необыкновенные, хотя другие так не думают о них почему-то. Это и прекрасно, что дедушки и бабушки страдают в отношении внуков особым синдромом. В том, наверное, и состоит человеческое счастье.

-Александр Павлович, офицерская служба - суровая штука. Как же Вы младшенького  тоже в военные определили. Все поле дыши, и мальчики, и девочки, как правило, мамины любимчики?

-А его никто не определял. Он еще только начал сидеть, а его лучшей игрушкой уже была моя  военная фуражка. С детства он заявил, что будет, как папа. Вот и вся тут профориентация.  А с мамой у него, правда, очень нежные отношения.
В этом году Егор заканчивает погранинститут, уже научился родину защищать.

-Как Вы думаете, какие качества в трех поколениях семьи Неодяевых можно вычленить, как главные?

-В отношении к выбору профессии - каждый из нас принимал  самостоятельное решение. Конечно, родительский пример играет огромную роль. Это не только в семье военных, так часто бывает в семьях  врачей, музыкантов и так далее. Чем живет семья, то и впитывают дети. Поэтому никакого насилия ни к кому не применялось. Оказание помощи - да, дать совет - да, но решение - принимай сам. В нашей семье так положено. 
В отношении службы - никто ни за кого  не прятался и ни при каких обстоятельствах.
А самое главное, считаю, что всем офицерам трех поколений нашей династии повезло с женами. Они у нас - настоящие подруги, замечательные хозяйки, добрые и мудрые матери. Такой личной судьбы я хотел бы пожелать  младшему сыну и внуку, когда вырастет.

Мне очень жаль, что не удалось встретиться с хозяйкой этого простого и уютного дома. Здесь ощущаешь необыкновенную легкость от прикосновений к памяти  об ушедших из жизни основателях офицерской династии - Павле Ивановиче и Татьяне Дмитриевне. Здесь наполняешься благодарностью к продолжателям  семейных традиций и профессии - Александру Павловичу и Наталье Михайловне. Здесь веришь в то, что их дети, Павел и Егор, впитавшие в себя благородство, порядочность и все лучшие качества офицерской династии будут достойными ее продолжателями.


Рецензии