Четыре недели одиночества

Когда я остаюсь один, ум начинает волноваться.  Ему постоянно требуется подпитка новостями. Для этого в цивилизованном мире служит радио, телевидение, газеты, друзья, а сегодня, конечно, интернет.
Но как только вы оказываетесь отрезанными от средств массовой информации и начинаете жить как отшельник, не общаясь с другими людьми и радио, возникают интересные вещи.
Первую неделю ум лихорадочно цепляется за любую новую информацию. Это могут быть обрывки старых газет, случайно подвернувшиеся книги, случайно услышанное радио, соседи, разговоры людей  и т.п.  Но этой информации оказывается мало. Тогда ум начинает фантазировать или погружаться в воспоминания. Эти воспоминания служат компенсацией нехватки информации.
Но воспоминания проходят еще через одну неделю.  Уму надоедает перемалывать одну и ту же информацию.
На третьей, четвертой неделе, ум успокаивается и входит в более устойчивое состояние. Внимание обостряется. Вы начинаете замечать детали, на которые раньше не обращали внимание. Теперь эти детали доставляют  вам удовольствие. 
Например, через месяц отшельнической жизни в Крыму я стал более внимательно относиться ко всему живому (и неживому). Это прежде всего пауки, которых я встречал в разных местах. Некоторые экземпляры достигали до 10 см в диаметре.  Постепенно я научился их различать, и  старался войти с ними в диалог.
Особенно меня взволновал случай со сколопендрой.  Уже перед сном, я ощутил странный шелест над ухом.  Подумав, что это случайно залетевший кузнечик, я раскрыл наволочку и обомлел.  Внутри наволочки сидела огромная оранжевая сколопендра, невероятной красоты и размеров.  Поистине королева сколопендр. Ее длина была около 20 – 25 см, толщина в большой палец.  Я осторожно вынес ее во двор. Как она могла заползти в наволочку, остается загадкой.   Возможно она захотела войти со мной в диалог. Я же, глупый, ее испугался.
Ночью прислушиваясь ко всем шорохам, я научился различать шорохи, и звуки,  издаваемые кузнечиками, жуками, ежиками, кошками,  и  ветром. Ветер, оказывается, умеет говорить.
Запахи становятся более значимыми и резкими, вы попадается в настоящее царство запахов. Ум и чувства постепенно входят в состояние, гармоничное с ритмами природы. Теперь, случайно услышанная информация раздражает.



*  *  *
"We enter solitude, in which also we lose loneliness. True solitude is found in the wild places, where one is without human obligation. One’s inner voices become audible. One feels the attraction of one’s most intimate sources. In consequence, one responds more clearly to other lives. The more coherent one becomes within oneself as a creature, the more fully one enters into the communion of all creatures." — Wendell Berry

Абсолютно, Венделл!


Рецензии