Фея и рыжая Электричка
До школы Плюшкин дошел за 6 минут, и всю дорогу он тоскливо ворчал. Новые туфли безбожно жали ему ноги. Но, увидав своих школьных друзей, Толик сразу же позабыл и про свое скверное настроение, и про потерянное утро. Грязнов по-дружески похлопал его по плечу, Санька Кудрявцев вдобавок к рукопожатию, одарил ослепительной жизнерадостной улыбкой. Каждый из одноклассников старался поделиться рассказом о том, как он провел лето.
Да. Лето кончилось. Или почти кончилось. Теперь новоявленных четвероклассников ждала кабинетная система и новый преподаватель. Какой будет новая учительница? Этот вопрос волновал всех без исключения. Ведь новая «классная мама» будет с ними до конца школьной жизни.
«То ли дело, Быкова Галина Павловна, родной человек!», и словно почувствовав эту витавшую над «4А» классом мысль, к своим бывшим воспитанникам подошла сама Галина Павловна. Весь класс сразу заулыбался и бросился к ней, как стайка цыплят к своей мамочке наседке. Быкова здоровалась, улыбалась, обнимала, трепала по плечу, спрашивала о делах, подбадривала. Для каждого у нее находилось родное, нужное слово. Расставаться с ней не хотелось. Но … поезд ушел, и прошлого не воротишь.
Встреча была недолгой. Новая «классная мама» не заставила себя долго ждать. Она явилась. Явилась, как налетевший внезапно сильный ветер перед грозой: быстрая, стройная, решительная и рыжая. Фыр – фыр - фыр! И все! Испарилась с охапкой цветов, как капля воды, упавшая на раскаленную сковородку. Вот и познакомились: Богданович Галина Владимировна – учитель математики.
- М – м - да. Ну и как вам она? – задумчиво произнес Толик.
- Шустрая, как электровеник! – пошутил Новосельцев.
- Быстрая, как электричка! – продолжил заядлый рыбак и охотник Кудрявцев.
- Рыжая электричка! – усмехнулся Грязнов.
- Говорят, она одна из сильнейших математиков, - спокойным, но почему - то не внушающим оптимизма, голосом произнес Олег Языков.
- Одна из сильнейших где: в школе, в городе, в стране или в мире? – слегка ехидным голосом спросил присутствующих Женя Грязнов.
- Да хоть во вселенной! – усмехнулся Олег Грачев: - но мне кажется, что Кузькину мать она нам покажет!
Первого сентября выяснилось, что новая кабинетная система, которой так долго пугали на протяжении всего третьего класса - вещь, хоть и не удобная, но не страшная. Главное – это знать расписание, или хотя бы просто держаться вместе с классом, уж кто – нибудь из одноклассников обязательно приведет в нужный кабинет. Заниматься четвероклассники начали во вторую смену с двух часов дня. Теперь. Даже самые заядлые сони, такие, как Новосельцев, опоздав на первый урок, не могли сослаться на то, что проспали. А классным руководителем соседнего 4Б класса стала Башмакова Надежда Николаевна – ведущая телепередачи «Твои любимые сказки». Толик с детства обожал эту передачу.
- Повезло бэшникам, - вздыхал Плюшкин, - нам бы такую классную маму!
- Бедненький! Сказочку ему надо на ночь, чтобы лучше спалось! – ехидно - слащавым голосом произнесла Танька Степанова и погладила Толика по головушке.
- Может, тебе еще сосочку? Молочка тепленького? – продолжил Санька Кудрявцев.
- А – а – а! Ничего вы не понимаете! – обиженно произнес Плюшкин и махнул рукой.
- Ну, куда уж нам! Маленьким и неразумным! – всплеснула руками соседка по подъезду Ленка Подберезова.
Башмакова вела два предмета: русский язык и литературу. В первый же день она задала упражнение на дом, где нужно было переписать всего три строчки. Вот бы весь год так! Повезло, ей богу повезло бэшникам!
Уроки литературы, и вправду, чем - то отдаленным напоминали передачу «Твои любимые сказки». Изучение данного предмета началось с легенд, былин и преданий. Этот сказочный розовый туман для Плюшкина развеялся через две недели. 4А опоздал на урок русского языка по вине учителя физкультуры на 8 минут. Добрая фея Башмакова превратилась в страшного Змея Горыныча. «Та – ак», - ровным, комиссарским голосом произнесла Надежда Николаевна, - «За каждую минуту опоздания добавляю по одному упражнению на дом. Восемь минут – восемь упражнений, плюс те два, которые были запланированы. Итого: десять упражнений. К завтрашнему числу. За каждое невыполненное – двойка. Одно не сделали – одна двойка. Десять не сделали – десять двоек! Запишите номера…»
4А был в шоке. После урока весь класс с диким воем ринулся к физруку – главному виновнику всех их бедствий. И он пришел на урок литературы и долго извинялся, но Надежда Николаевна была непреклонна. Комсомольско – комиссарские кровь, память и убеждения не позволили ей отменить свое решение. «Приговор окончательный, обжалованию не подлежит!»
Дома ворча, ругаясь, вытирая слезы и поминая «добрую сказочницу» Башмакову, 4А приступил к выполнению домашнего задания. Мало кто из учеников выполнил все упражнения. Плюшкин, к примеру, написал всего 8 упражнений и получил за это две двойки. Рекордным оказались пять двоек у Карасева. Грязнов и Подберезова выполнили все задание, и даже умудрились получить по пятерке за ответы у доски.
- Ну, что скажет любитель сказок? – спросила Толика Татьяна Степанова.
- Не у всех сказок бывает счастливый конец.
- Например?
- Колобок, - грустно сказал Толик и почему – то посмотрел на Олега Грачева. Грачев и, правда, напоминал своей комплекцией этого сказочного персонажа.
- Попрошу без намеков, - мрачно промолвил Олег, разглядывая в дневнике полученные за сегодняшний день три двойки. – Да – а! Показала нам Надежда Николаевна Кузькину мать!
Впрочем, долго обижаться на Башмакову было бесполезно. На уроках литературы Надежда Николаевна могла быть и доброй феей и страшной Бабой Ягой. Все зависело от ее настроения.
К началу зимы Башмакова собрала целую бригаду актеров из всех четвертых классов. Первое выступление новоявленной актерской труппы состоялось на юбилейном вечере незнакомой четвероклассникам учительницы.
«А сейчас юбиляра пришел поздравить клуб «Чебурашка»! – громко объявила Башмакова. «Вот те и раз!» – подумал Толик: - «Живешь, живешь, и вдруг, оказывается, что ты уже «Чебурашка»! Надежда Николаевна ничего не говорила о названии их театральной труппы. Просто подготовила выступление – и все! Вперед!
Новоявленный театр просуществовал недолго, до конца учебного года.
Но если уроки литературы – это сказка, то уроки математики – это суровая правда жизни.
Свою учебную деятельность в четвертых классах Богданович Галина Владимировна начала с того, что отучила свой 4А, да и все остальные классы, поднимать руки на уроке математики. Ведь как раньше было: ответил 2-3 раза, и четверка или даже пятерка у тебя в кармане. С Галиной Владимировной такой фокус не проходил.
«Та – ак», - говорила она: «Молодец, Плюшкин! Но этого мало. Иди-ка, братец, к доске!», и шел Толик к доске решать пример или задачу. «Молодец! Чтобы тебе поставить: 4 или 5? А погоняем-ка мы тебя по предыдущему материалу». Эта прогонка заканчивалась словами: «У – у, братец, да ты элементарных вещей не знаешь! Так и быть, поставлю тебе троечку». И шел Толик на свою парту с оценкой тройкой в обнимочку. А она ему нужна, эта тройка? Ее же исправлять надо. И лучше всего письменно, хорошей оценкой за контрольную или самостоятельную работу.
Но для Толика Плюшкина (именно только для него одного) тройка за ответ у доски был далеко не худшим вариантом. Стоя с мелом в руке, он внимательно следил за Галиной Владимировной, за ее реакцией. Если ответ или решение правильное, Богданович спокойна. Уж лучше бы он этого не делал! Лучше бы он отворачивался от нее спиной или закрывал глаза! Но много ли напишешь с закрытыми глазами? Вот, то - то и оно! Отвечает Толик, отвечает, а сам следит за реакцией (правильно или нет?) и вдруг, опа - на! Споткнулся! И начинает соображать, что дальше - то делать? А сам тем временем продолжает смотреть на Богданович, по инерции. А той вдруг становится неуютно от его не очень умного взгляда. И начинает она на него голос повышать: «Не смотри на меня, на доску смотри!», а Толик от крика еще больше теряется. Да и чего зря на доску - то, пялиться, если не знаешь, что дальше делать? А Богданович дальше начинает расходиться и уже не стоит на месте, а по всему классу бегает и кричит: «Не смотри на меня, на доску смотри!» Вот и посчитайте, какие после этого шансы получить хотя бы тройку?
Был еще один шанс схлопотать двойку по математике. Для этого нужно было всего лишь что - нибудь забыть: циркуль, треугольник или карандаш. Пройдет Галина Владимировна по классу, проверит наличие циркулей, и на тебе - целая пачка двоек. А потом исправить эту оценку ой как не просто!
В одну из таких облав Плюшкин угодил в конце марта. Сидел он за одной партой с соседкой по подъезду Ленкой Подберезовой. Долго сидел - третий месяц. Галина Владимировна как пришла, так через полтора месяца всех пересадила. И оказался Толик за одной партой с отличницей – Лариской Костровой. Но сидеть с ней было неинтересно: ни поговорить, ни списать. Лариска была девчонкой гордой, неразговорчивой и вредной. Задавака жуткая! С ней он просидел почти два месяца. Потом пересадили к Саньке Кондратьеву, но ненадолго. Потом снова пересадили. На этот раз уже к Ленке. И, вот, сидит Толик на уроке математики со своей старой подружкой, язык чешет, открытку из фильма «Неисправимый лгун» с Вициным рассматривает. Как, вдруг, на тебе! Вздумалось Богданович проверить наличие кружков. А что это за штука? Вещь простая, самодельная. Кружок с ручкой. С одной стороны красная бумага наклеена, с другой зеленая. Ответит кто - нибудь у доски на вопрос, а Галина Владимировна: «Что класс об этом думает?», и каждый поднимает свой кружок, поворачивая его зеленой стороной к учителю, если считает, что ответ правильный, и красной, – если неверный. Посмотрит Богданович на учеников и может уже оценки ставить. Эта система работала успешно до Нового года. А потом, вдруг, стали кружки забываться, теряться. Терпела Галина Владимировна, терпела их отсутствие, а потом взяла журнал да и пошла по рядам с проверкой.
И, вот, сидят Плюшкин с Подберезовой, как дурак с дурочкой. Кружков у обоих нет. Подходит Галина Владимировна.
- У нее был кружок! Она каждый день его носила! Это она только сегодня забыла! Честное слово! – начал Плюшкин. Богданович удивленно покачала головой и поставила напротив фамилии Подберезовой точку.
- Ну, а у него тоже был? – спросила Галина Владимировна, кивнув в сторону Толика, ожидая услышать еще одну адвокатскую речь в защиту своего соседа по парте.
- Был, - тихо сказала Ленка: - но он его уже месяц в школу не носит.
- Та - ак, - и Богданович поставила напротив фамилии Плюшкина большую синюю двойку.
У Толика от неожиданности нижняя челюсть отпала. И сидит он, дурак дураком, тупица тупицей с открытым ртом и глазами хлопает. Уж, чего- чего, а такого от своей подружки не ожидал. И ведь, что интересно, Ленка права! А куда ж ты попрешь против правды? Пионеру врать не полагается!
И как бы Толик не пыхтел и не старался исправить все свои двойки и тройки, делом это оказалось неосуществимым. И получил он за год честно заработанную тройку.
Но надо отдать должное, преподавателем Богданович была сильным и научить математике могла бы любого, если бы этот любой имел хотя бы на это капельку желания.
Как классный руководитель, Богданович приложила огромнейшие усилия для сплочения вверенного ей класса.
С первых дней она начала приучать 4А к самостоятельности.
Весь класс был разбит на пионерские звенья. Руководили ими звеньевые. Конечно, руководили – это громко сказано. Они доносили информацию до рядовых пионеров и пытались убедить, что надо что - нибудь сделать. Выглядело это так:
«Надо чтобы вы со своим звеном хотя бы в кино сходили!» – говорит Галина Владимировна.
- Надо бы нам всем звеном в кино сходить! – обращается к своим товарищам звеньевой Толик Плюшкин.
- Надо бы, - повторяют рядовые пионеры.
- Я не могу. У меня музыкальная, - говорит Грязнов.
- Сходим без тебя.
- Сходим, - дружно соглашается звено.
- Есть интересный фильм?
- «Великолепный» в «России» с Бельмондо, - докладывает известный киноман Санька Долматов.
- Надо бы сходить.
Через две недели Плюшкин снова собирает звено:
- Надо бы в кино сходить.
- Надо бы, - говорит звено.
- «Великолепный» еще где – нибудь идет? – говорят хороший фильм.
- В «Мире».
- Далековато. Но, может, сходим?
- Сходим, – соглашается звено, - обязательно сходим.
Еще через месяц Толик снова обращался к своим товарищам:
- Ну, что, товарищи, «Великолепный» еще где нибудь идет?
- В «Имени Матросова».
- У- у- у! Далеко! Может, еще какой интересный фильм есть?
- «Секрет племени Барнео» в «Прогрессе».
- Может, сходим?
- Обязательно сходим.
В самом деле, почему бы и не сходить? Хотя, стоит ли торопиться? Ведь до конца учебного года еще три месяца, до конца десятого класса 6 лет, а до конца жизни – не одно десятилетие.
«Так. Никакая общественная работа не ведется, кроме сбора макулатуры!» - с таких слов обычно начинала свое совещание со звеньевыми Галина Владимировна. «Давайте будем выпускать стенгазету. Первый номер выпустит первое звено – звеньевой Пшеничников, через неделю – звено Олега Грачева, потом звено Плюшкина, и так далее. Специально для этого наш шеф – Галина Спиридоновна сделала вот это!», - и Богданович показала на два склеенных между собой куска ватмана с прорезью. На лицевой стороне данной конструкции был нарисован телевизор с вырезанным окном. Стенгазета вставлялась в прорезь. В итоге получалось: на стене висит нарисованный телевизор, а в нем – стенгазета 4А класса. Здорово!
Провисело это сооружение половину учебного года с одним единственным выпуском. Посвящен он был драке между двумя Олегами: Языковым и Грачевым. Языков был председателем совета отряда, а Грачев – звеньевым. «Мы дадим открытый бой – наш отряд передовой!» – такими словами заканчивалось творение Коли Пшеничникова.
Оба Олега обиделись. А Грачев даже отказался выпускать свой номер стенгазеты. А, может, он увлекся написанием фантастического романа, кто знает? Плюшкин в душе ликовал: «Мы издадим, издадим свой номер газеты, но … только после того, как появится стенгазета Олега Грачева. Правильно я говорю?» – обращался Толик к своим товарищам. «Правильно!» – соглашалось звено.
- Так. Никакой общественной работы, кроме сбора макулатуры не ведется, - снова начинала свое выступление Галина Владимировна. – Ну, нельзя же так! Надо быть самостоятельными! Давайте какие - нибудь предложения!
- А давайте проведем КВН! – предложил Олег Грачев в надежде, что Богданович отстанет от него с выпуском наглядной агитации.
Идея понравилась. Популярную телепередачу недавно закрыли на телевидении. Но конкурсы КВН были популярны и проводились по всей стране.
Через две недели состоялось соревнование между командой мальчиков («Чистюли», капитан Олег Грачев) и девочек («Грязнули», капитан Татьяна Степанова). Мальчики были в чистой отутюженной школьной форме, а девочки в спортивном трико с нашитыми заплатами. Пятеро мальчиков против пятерки девочек. Песни, шутки, загадки, веселые конкурсы – все это придумали сами ученики. Сорок пять минут веселья. Победила дружба!
- Ну, ведь можете же, если захотите! – подвела итог этого соревнования на очередном собрании звеньевых Галина Владимировна. – Есть еще предложения?
- А давайте проведем внеочередной сбор макулатуры! – предложил Олег Грачев.
- А бумагу где хранить будем? – спросила Богданович. – Нет. Давайте другие предложения.
Но других предложений в этом учебном году больше не поступало.
- Женька, я не могу понять, что происходит? Ладно, учителя сменились. Кабинетная система. Но с нами - то самими что происходит? Вот, к примеру, Санька Простоквашин. Первый, второй, третий класс – нормальный парень, вежливый, добрый. А сейчас что? Грубиян, задирается, тех, кто слабее обижает, на Олега Языкова тянет. А Бульбасов? Карасев? Они голову начинают поднимать, на уроках хулиганить! Что вообще происходит?
- Меняется мир - меняемся и мы. Взрослеем. Становимся, как любит говорить наша Галина Владимировна, самостоятельными.
- А наша Галина!
- Что наша Галина?
- Только и слышно весь год: « Ох, уж эта Галина! То ли дело, Галина Павловна была! Уж она бы себе такое не позволила!»
- А что ты хочешь? У нас была «классная мама». Ее все любили, или почти все, или половина, ну неважно! И, вот, на тебе! Ставят нового учителя! И что? Мы ее сразу же должны полюбить? Да так не бывает! Может, мы ее и полюбим и даже в гости будем ходить.
Толик недоверчиво ухмыльнулся:
- Ну, ты загнул! В гости ходить!
- А что ты лыбишься? Может, и будем! Кто знает?
- Да, Женька, чуть не забыл: завтра в 10 утра сбор макулатуры.
- Я не могу. У меня в десять – сольфеджио.
- Да - а! Начинается! С такими, как ты, коммунизм не построишь. Ладно. Так и быть, отмечу тебя и запишу два килограмма. В следующий раз принесешь. Но это в последний раз!
- Согласен.
Свидетельство о публикации №213082901526