Герой нашего времени - 2009 3

Великая страна, великая история, великая судьба!  В любом государстве на пьедестале стоит воинство. Не то, которое служит, а то, которое жертвенно служит. Каждый день рискует своей жизнью во имя спасения жизней других людей, ибо самым ценным в нашем великом государстве - а оно великое в истории изначально - является не нефть, не газ, не лес, а человек. Сегодня на страницах журнала мы предлагаем читателям встретиться  с человеком, которого по праву  можно назвать героем нашего времени, и чем больше будет среди нас таких смелых, высоко профессиональных, гордых людей, тем чище будет наша жизнь.
Пустовой Александр Николаевич заслуженный военный летчик России, летчик-снайпер, полковник запаса. Среди офицерского братства он пользуется особым уважением. Многие считают, что за совершенные подвиги, а их немало, он достоин самой высокой оценки родины. 

-Александр Николаевич, мне о вас рассказывали, что, когда Вы служили в МЧС в должности командира отдельного вертолетного отряда, Вы совершали умопомрачительные подвиги при спасении людей.

-Министерство по чрезвычайным ситуациям для того и создано, чтобы спасать людей. А в спасении люди нуждаются тогда, когда оказываются в экстремальных  ситуациях, поэтому летчики-спасатели  -  это не паркетные пилоты. Их работа связана с постоянным риском, поскольку спасение людей происходит в очень сложных условиях. 

-Летчик - профессия романтическая. Каков был Ваш путь для достижения поставленной цели?

-Каждый человек в молодости оказывается перед выбором: кем быть? Какой сфере деятельности посвятить свою жизнь? Сколько себя помню, всегда хотел летать.  После окончания школы в  1976 году  поступил в Ростовский учебный авиационный центр ДОСААФ. Конкурс был большой. Я прошел. Окончил в 1978 году.  Кстати, аэроклубы ДОСААФ были начальным этапом в освоении профессии у большинства летчиков - Героев Советского Союза.  Это была хорошая подготовительная школа. Жаль, что ее нет сейчас.  В 1980 году прошел переподготовку в Саратовском высшем военном летном училище. В течение пяти лет служил в группе советских войск в Германии. Командиры у нас были думающие, не придерживалась молодежь, давали расти. Нас, лейтенантов, готовили как командиров воздушных судов. До сих пор помню командира части , в которой служил, Шабанова Леонида Васильевича, именно он нам молодым помог обрести "крылья".

-Как давно Вы на Дальнем Востоке?

-В 1985 году по замене прибыл на Дальний Восток в одну из воинских частей, дислоцирующуюся тогда в Гаровке-2, на должность командира экипажа вертолета МИ-8. В полку было много выпускников аэроклубов ДОСААФ. Вскоре меня направили на учебу  в самое известное, в хорошем смысле слова, Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков. В полку дослужился до должности командира вертолетного звена.  После окончания училища в звании капитана меня перевели на должность командира отдельного вертолетного отряда. 

-Как Вы оказались на службе в МЧС?

-В период создания Комитета по чрезвычайным ситуациям при Президенте РФ на часть была переведена в его подчинение.  Организационный период, как обычно, затянулся. Наш вертолетный отряд продолжал контактировать с армейской авиацией и Первой Воздушной армией. Я тогда уже был в звании майора.

-А что это за история со спасением троих детей, уплывших по Амуру во время ледохода, о которой до сих пор многие говорят?

-Это было 16 апреля 1992 года. Телефонный звонок в 12 ночи. К ночным звонкам, поверьте на слово, нельзя привыкнуть, даже если ли не редкость в работ летчика. Всякий раз такой звонок буквально катапультирует  тебя из постели, мчит к телефону. Сообщение о том, что  в 16 часов троих детей на барже или пароме  (никто точно не знал) унесло по Амуру. Где они находятся - неизвестно. На их поиск было решено вылететь в 8 утра следующего дня, так как согласно инструкции вертолет МИ-8 над водной поверхностью может работать только в дневное время. Спать не мог. Тут еще жена добавила: "Неужели вы, взрослые мужики, сможете спать, когда троих детей унесло. Да до утра они погибнуть могут".  В час ночи я позвонил в управление и доложил о готовности вылететь сейчас. Решил позвонить сам по линии поисково-спасательной  службы 1-й Воздушной армии. Доложил план полета над Амуром в ночное время: найду баржу, сброшу обмундирование, питание и, по возможности, высажу врача.  Разрешили, предупредив, что минимальная высота полета должна быть не менее 300 метров. Все, конечно, понимали, что на высоте 300 метров  в ночное время на реке ничего не возможно. Думаю, никто не сомневался, что я поступлю по-другому. Экипаж в полном составе вылетел на визуальный поиск. Район полета мы знали хорошо. Высоту снижал постепенно, но только на 30 метрах мы увидели троих детей на купальном плотике, который вместе с ледоходом несло по реке. Как потом выяснилось, им было 9, 10 и 11 лет. Еще сложнее, чем найти , было организовать их спасение. Ночь, льдины, плотик состоял из 2-3 связанных между собой досок, попасть тросом-лебедкой в центр маленького плотика в темноте - невозможно. Снизиться над ними еще ниже - опасно, усиленный вертолетом воздушный поток мог  пор окинуть плотик. Решил - посадить вертолет на островок, рассчитал, когда плотик подойдет  к его берегу. По плотно сбившимся льдинам мои ребята - летчик-штурман, бортовой техник, фельдшер, совершили эвакуацию детей. Пришлось еще пойти на нарушение. Оставшись один на борту, я при поднял вертолет над островком, подсвечиваю фарами льдины. Иначе бы не получилось. Эвакуация заняла 3-5 минут.  Только подняли перепуганных и замерзших ребятишек, плотик, раздавленный льдинами, утонул на наших глазах. Детей мы передали в руки родителей в 4 часа утра в моем кабинете. 30 апреля мы снова встретились с родителями этих мальчишек. Сидим, рассказывает, как это было. И вдруг по телевидению по программе ТВА передают новости и говорят, что детей спасла милиция, называют конкретные фамилии и показывают их, как героев. Мой экипаж - С.Хренов, С.Ясинский, А.Ключников, А.Волков и главный наш помощник на берегу - Н.И.Синеговский, работавший тогда начальником управления ГО ЧС по Хабаровскому краю, действительно спасшие ребят, были крайне смущены и возмущены. Я тут же позвонил на телевидение и сказал, что не согласен с этим репортажем. На следующий день телевидение было у меня в части. Опровергнете с извинениями и новым репортажем с выступлениями членов экипажа, детей, родителей передали по телевидению в тот же вечер, но радость от успеха была омрачена. 

-Александр Николаевич, мне рассказывали помнящие это дело офицеры, что Вас за этот подвиг чуть с должности не сняли. Это правда?

-Четыре раза меня вызывали "на ковер" в управление МЧС с целью уволить за допущенные нарушения при спасении детей. Вообще интересная ситуация получилась. Согласовали я тот полет не с руководством МЧС, по сложившимся обстоятельствам, там не с кем было согласовывать, а с поисково-спасательной службой 1-й Воздушной армии. Военные доложили в Москву о происшествии, поскольку утром отменили готовность к участию в поиске детей. А руководитель МЧС не доложил, поскольку он лично участия не принимал. Была запущена  информация, что в спасении детей МЧС не участвовало, а спасла ребятишек милиция. Комитет заросли информацию, я подготовил отчет и схему полета... С должности, конечно, не сняли, но и меня, и всю группу с наградами прокатили. Да и ладно, не в наградах дело. Главное, детей спасли.

-Александр Николаевич, среди государственных наград у Вас есть орден "За службу Родине в Вооруженных силах Ш степени". Это тоже была работа, связанная с риском?

-У летчика работа всегда связана с риском. Было задание по спасению летчика, катапультировавшегося с самолета, потерпевшего аварию. Надо было его найти в тайге ( шел дождь) и эвакуировать. Я служил тогда в армейской авиации. В тот день я дежурил в поисково-спасательной службе 1-й Воздушной армии. Была команда: "Взлет", а задача ставилась, когда экипаж находился уже в воздухе. Это была моя первая спасательная работа в качестве командира звена. Это был первый. Спасенный мною человек - Цуканов Григорий Николаевич, летчик-испытатель. 

-А тогда Вами были допущены нарушения?

-Я считаю, что нельзя допускать нарушения по глупости или для бравады. А отклонений от стандартов при выполнении задания просто не избежать. Такие спасательные работы, как в тот раз, были совершены в нашей авиации впервые, так звучало в наградой листе. Это должным образом оценил командующий ПВО. Я был представлен к награждению орденом.

-Какая из Ваших наград и отличительных знаков Вам более всего дорога?

-Каждая награда или знак отличия дороги. Но у летчиков самой высокой наградой является присвоении звания "Заслуженный военный летчик России". Это отличие не за разовый подвиг, а за многолетний самоотверженный труд, освоение нескольких типов военных судов, за без аварийность полетов, за подготовку определенного количества летчиков. Одним словом, попахать надо. Горжусь этим званием. Мне дорога также премия "Международного фонда авиационной безопасности полетов" за участие в спасательных работах в период Нефтегорского землетрясения в 1995 году. Премию вручал Президент фонда мистер Фредерик в Мрскве в Академии имени Жуковского с вручением Сертификата Доблести "За героизм, мужество и находчивость"   Международного фонда авиационной безопасности полетов", Диплома Лауреат премии. Вместе  со мной от РФ были награждены одиннадцать авиаторов. Мы были приглашены в Лондон с визитом на государственном уровне. В течение недели там проводились встречи с интересными людьми, знаменитыми английски ми летчиками.

-Мне понятно, что каждый вылет возглавляемого Вами экипажа был "не к теще на блины". Но прошло время, что-то выровнялось в памяти, а что-то никак не забывается. А помчится, ка будто было вчера. 

-Знаете, стоит расслабиться и закрыть глаза, как прошлое поступает опять, как будто снятое одними крупными планами на киноленте: Якутия, Олекминск, остров Кыллак (посреди реки Лены), сопровождение ледохода. Паранайск Сахалинской области, нет посадочной площадки, но умирает мальчишка двух с половиной лет, и так далее и тому подобное. Что касается Якутии. После гибели людей во время наводнения в 1998 году, ледоход 1999 года был взят под усиленный контроль МЧС. Островок Кыллах снова затопило водой, а там проживало около тысячи человек, большинство в самом начале прибытия воды было вывезено с острова на барже. Но 370 человек, в том числе старики, женщины, дети, покидать остров отказались, полагая, что ничего страшного с ними не произойдет. Эвакуировать их можно было только вертолетом. Медлить было нельзя. Вода прибывала стремительно. Мы справились с поставленной задачей и не допустили  гибели ни одного человека. За счет чего? Представьте себе, стартовое время  вылета вертолета - не более 10 часов в сутки. За это время всех людей вывести не успевали. Что делать? Пришлось работать не 10 часов, а 32 часа подряд, без перерыва. Заправился - полетел. Заправка производилась в Олекминском аэропорту, а он по режиму работает только в дневное время. Я принял решение - не превращать спасательные работы в ночное время. Все работники аэропорта, как один, остались на рабочих местах. Это давало нам уверенность и силу.  Второй случай из воспоминаний. Сидим после тренировки к учениям, ужинаем. Гаснет свет. И в это время В.Вакула, врач МЧС сообщил, в Паранайске умирает мальчик, истекает кровью. Посадочной площадки нет. Сахалинская санитарная авиация лететь отказывается. Решение было одно - спасать. Я собрал экипаж, спорил: "Кто со мной полетит?". Встали все три экипажа, присутствовавшие на ужине. Я назвал имена. И всех поблагодарил за службу. Гражданский аэропорт нас н выпустил. Военные официально тоже н разрешили. Попросил - не мешать вылету.  Ответственность взял на себя. Каким был полет? Удачным. Мальчика в полночь доставили в больницу Южно-Сахалинска, где его экстренно прооперировали и спасли.  А назавтра утром проводились учения в Южно-Сахалинске по линии МЧС. Отработали на учениях, как положено. Перед отлетом навестили мальчика в больнице. Рома Иванов шел на поправку, уже мог самостоятельно сидеть. Что мне за эти нарушения было? Ничего, слава Богу. В армии и МЧС самодуров не так уж много, с чем случилось мне столкнуться в интуиции после спасения мальчишек с плотика. По окончании учений министр по ЧС  С.К.Шойгу лично вручил мне серебряный  крест номер 17 - это награда МЧС "За заслуги". 

-С кем из больших руководителей свела судьба в полетах?

-В период ликвидации последствий землетрясения в Нефтегорске свела судьба с нашим министром С.К.Шойгу. Очень грамотный, думающий и ответственный человек. В Ленске на моем борту, где я был командиром экипажа, летал В.В.Путин. Очень просто и спокойно с ним общались, человек без налета "великости". 

-Александр Николаевич, сколько Вам удалось спасти людей? Как Вам удавалось побеждать в сложных ситуациях?

- Мне с моими экипажами удалось спасти 408 человек. Я всегда, принимая решение, верил в себя, машину и людей, работающих со мной в экипаже. И рисковал, поимая, что человеку, попавшему в беду, все равно, по каким  правилам и по какому  закону ему протянут руку помощи. 

-Что значит быть летчиком-сапером? 

-Это значит, что летчик подготовлен к выполнению боевых задач в любых метеорологических условиях. Это отличие военного летчика.

-Вам пришлось в МЧС поработать и большим начальником. Каково Ваше впечатление о кабинетной работе? 

-Да, работал заместителем начальника Дальневосточного регионального центра МЧС РФ, по сути дела, начальником авиации МЧС РФ на Дальнем Востоке. Работать в кабинете  не любил. Я же - летчик, визуально географию изучал по чрезвычайным ситуациям, в ликвидации которых участвовал. Я ценю честность и открытость в отношениях, не люблю и не принимаю кулуарно-кабинетных игр.  Всю свою жизнь служил Родине, говорю это без пафоса. И чтобы я, офицер, тратил свое время и нервы на выяснение отношений? Нет, уволите. Честь имею.


Рецензии