Всемирные выставки

Мне нравится посещать выставки, потому что они знакомят со всем новым, что происходит в мире, демонстрируют разностороннюю деятельность государств в области экономики, науки, промышленности, культуры и искусства. Когда я жила в Москве, всегда с удовольствием посещала выставки, которые проходили на ВДНХ. Мне нравилось то, как оформлены выставки, нравились большие павильоны, где можно гулять часами, рассматривая всё, что тебя интересует, а на продовольственных выставках можно было дегустировать и продукты питания, и вино и другие напитки.

Выставки зародились в Европе в XVIII веке. Сначала на них демонстрировались только произведения искусства. Целью таких выставок был показ художественных произведений, и поднятие престижа королевской власти. Такова была выставка художественных произведений 1757 года во Франции.

Первой выставкой, открытой для всех желающих, стала выставка времен французской революции – 1791 год. Выставку французской промышленности 1798 года открыл Наполеон Бонапарт, отметив большое значение таких показов для развития национальной индустрии.

С 1 мая по 11 октября 1851 года в лондонском Гайд-парке прошла Великая выставка промышленных работ всех народов. Впоследствии она была признана первой Всемирной выставкой. Её девиз: "Пусть все народы работают совместно над великим делом - совершенствованием человечества". Всего с 1851 года прошла 61 Всемирная выставка.
На выставке 1851 года была показана швейная машина «Зингер», в 1855 году посетители впервые увидели алюминий, в 1867 году – уран, в 1876 году познакомились с пишущей машинкой, в 1889 году демонстрировались ткани, изготовленные из нитроцеллюлозного волокна, на выставке 1900 года специалисты услышали о быстрорежущей стали. Открытия и изобретения русских учёных тоже вышли на мировую арену. Именно через экспозиции 1862 и 1876 годов стало известно анилиновое производство. В 1878 году русский электротехник П.Н. Яблочков предложил электрическое освещение. В 1893 году горный инженер Н.Г. Славянов познакомил с электросваркой. Прав был Некрасов, сказав: «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь!». Выставка 1958 года продемонстрировала достижения советской науки и техники в области освоения космоса и мирного использования атомной энергии.

С 1851 по 1985 годы состоялось сорок всемирных выставок. Каждая из них визитная карточка времени, потому что демонстрировала достижения культуры, науки, и техники своего времени в разных странах и давала обобщённую картину мирового состояния в этих областях. Таким образом, можно проследить путь  от первой всемирной выставки в Лондоне до ЭКСПО – 85  в  Цукубе  (Япония), который отражает прогресс, достигнутый человечеством.

К выставке 1851 года  в Лондонском Гайд–Парке по проекту архитектора Джозефа Пакстона соорудили Хрустальный дворец – Кристалл палас. Проект содержал смелые технические и архитектурные идеи, демонстрировал новые конструкционные возможности железа и стекла, а также метод возведения здания из заранее заготовленных однотипных частей и деталей. Здание 70 тыс. кв. м собрали за 9 месяцев. Современники считали Хрустальный дворец чудом инженерного искусства. На выставке была показана паровая машина для океанских пароходов. Была представлена пшеница, выращенная из зёрен, найденных в древнеегипетских гробницах.  На выставке посетители  увидели гуттаперчу – вещество, из которого американцы делали чуть ли не всё, даже мебель и посуду. Демонстрировался на выставке цилиндровый пресс, который создавал давление до 2500 т. Но царем выставки был знаменитый бриллиант Кохинор, массой 186 карат и величиной с голубиное яйцо.
Американцы на выставке представили яхты, а чтобы показать, что они умеют поставлять и предметы роскоши, выставили огромную глыбу калифорнийской золотой руды и рядом сервиз, изготовленный из чистого золота.

Франция прислала на выставку не только предметы роскоши и моды. Особых похвал удостоились турбины, несколько химических препаратов, консервированное мясо, молоко в сухом виде. Германия представила слиток – монстр из тигельной стали, массой 1720 кг.

В русском отделе внимание посетителей привлекали малахит, бриллианты, бронза, великолепная мебель, серебряные изделия, парча. Сукно и шерстяные изделия, парча и шёлковые материалы из России получили одобрение публики и специалистов. Козий пух удостоился особой похвалы. Постоянное любопытство посетителей вызывали изделия русских мастеров из драгоценных и поделочных камней: яшмовые вазы и чаши. Истинным украшением русского отдела Лондонской выставки считали шкатулку с мозаикой Петергофской гранильной фабрики. Шкатулка с мозаикой и барельефом из драгоценных камней удостоилась медали второй степени. Высокую оценку получили яшмовые вазы.  Малахитовые изделия фабрики Демидовых приводили в восторг и удивление публику. Фабрике малахитовых изделий Демидовых в Петербурге досталась высшая награда выставки. На выставке в Лондоне была представлена колонна каменной соли из Оренбургской губернии. За медь и железо заводы получили три медали второй степени. Похвальную оценку получило изобретение Семеном Бадаевым литой стали, производимой на Боткинском заводе. Бадаевская сталь обладала довольно высокой вязкостью, превосходя лучшие образцы зарубежной стали.

Всемирная выставка в Париже – 1855 год. На выставке демонстрировались электрические устройства. В это время впервые появился алюминий в слитках под названием «серебро из глины». Один килограмм его стоил 1200 рублей золотом.
Всемирная выставка – Лондон – 1862 год. На выставку принимались изделия промышленности, изготовленные после 1850 года.

Всемирная выставка – Париж – 1867 год. Выставка поражала быстрым выполнением сложных строительных  работ. За несколько месяцев пустое Марсово поле превратилось в зелёный город с аллеями, газонами, цветниками, ручьями, прудами и водопадами, газовыми светильниками. Был создан единый самостоятельный комплекс выставочных павильонов. Кроме главного дворца возвели 211 больших и малых павильонов. Было 52 тысячи экспонатов, из них – 1382 – из России. Появились первые постройки из России: около Дворца индустрии поместили русскую избу и конюшни, украшенные резными наличниками. По разделу искусства изба была награждена серебряной медалью.
Интересен был экспонат, который называли железный дом из Германии «складывающийся очень хитро и скоро», а также английская паровая машина для поднятия тяжести. Из Америки в Париж прибыл огромный сыр весом 220 пудов. Пруссия представила образцовую гильотину, которая отрубала по 6 – 8 голов сразу. Роскошно выглядел на выставке отдел фотодело. Двадцать стран представили 589 экспонатов: снимки цветов, репродукции картин, микрофотографии, фотоскульптуры, и  набор химикатов.

Всемирная выставка – Вена – 1873 год. На этой выставке смелее заявило о себе электричество. Швейная машина приводилась в движение электродвигателем. За это изобретение комитет выставки наградил  Чиколева  большой золотой медалью. В русском отделе по педагогике был экспонат, получивший высшую награду, почетный отзыв. «Наглядная азбука» Ф.Ф. Павленкова и А.А. Блинова.

Всемирная выставка – Филадельфия – 1876 год. Эта выставка посвящалась столетнему юбилею Соединенных Штатов. Американский изобретатель А.Г. Белл показал первый телефонный аппарат.

Всемирная выставка – Париж – 1878 год.  На выставке с блеском были показаны достижения электромашиностроения и электрическое освещение лампами Яблочкова, ставшими гвоздём выставки. Из Парижа электрическое освещение распространилось по всему миру, дойдя до дворца персидского шаха и короля Камбоджи – писал сам изобретатель.

Всемирная выставка – Париж – 1889 год. По случаю этой выставки французы решили построить сооружение, которое могло бы стать символом технических достижений XIX столетия. Из 700 присланных на конкурс работ избрали ажурную башню французского инженера Густава Эйфеля. Сам создатель этой башни высотой 1000 футов (305 метров) заявил: «Мне захотелось в честь современной науки и французской индустрии соорудить такую триумфальную арку, которая по создаваемому ею впечатлению превзошла бы арки, возводившиеся в честь победителей предшествующими поколениями». Это гигантское сооружение делилось на три этажа (30 метров, 115 метров и 276 метров), на высоте 305 метров возвышался громоотвод. Третий этаж состоял из квадратной галереи длиной 16,5 метров, площадка была рассчитана на 800 посетителей одновременно. Лестница в 1792 ступени и подъемники нескольких видов могли поднять в час 2,5 тыс. человек на первые этажи и 750 – на вершину башни. Одновременно башня вмещала до 10 тыс. человек. Ежедневно в 8 утра пушечный выстрел с Эйфелевой башни возвещал открытие выставки.

Царство машин и паровых двигателей было представлено на выставке внушительно. Электричество успешно соперничало с газом в освещении выставки. Кроме электроосвещения демонстрировались новинки в электросвязи, в производстве электрических машин. Значительны были успехи в развитии химической технологии, появилось много новых продуктов химии на выставке. Выставка 1889 года действительно дала массу новых идей и усовершенствований: искусственный алкалоид, шелк, целлулоид, сахарин, «новый сплав алюминия с железом», передача электроэнергии на расстояние. Новые конструкции американского изобретателя Томаса Эдисона – телеграф, телефон, фонограф, электрические приборы. Эффективно выглядел фонтан, который начинал бить по вечерам. Вода при помощи отражённого света окрашивалась в разные цвета, причём цвета менялись, что вызывало удивление и восторг публики.
Русская наука была представлена коллекцией основоположника почвоведения Василия Васильевича Докучаева. Среди огромных русских самоваров, пудовых свечей, сибирских мехов и бочек с икрой  у павильона Российской империи на высоком пьедестале красовался громадный кубический монолит чернозёма, каждая грань которого  равнялась двум метрам.

Всемирная выставка – Чикаго – 1893 год. Состоялась в ознаменование 400 - летней годовщины открытия Америки Христофором Колумбом. Чикаго – второй по величине город страны. В то время имел 1200 тысяч жителей, был центром всех железных дорог страны. Здесь появились первые американские небоскрёбы. Поскольку выставка посвящалась первооткрывателю Америки, её украшала скульптурная группа у главного фонтана, изображающая фей, везущих на каравелле Колумба. Здесь же стояла и копия каравеллы «Санта – Мария», на которой Колумб приплыл в Америку. С той же точностью изображался и стоящий на берегу монастырь Рабида, где в Испании музей Колумба.
На выставке в Чикаго профессор П.Л. Чебышев предстал изобретателем оригинальных механизмов «Стопоходящая» машина, которая довольно точно воспроизводила шаги четвероногого животного.  На выставке экспонировались: самоходное кресло, лодка с гребным механизмом, арифмометр для четырёх арифметических действий.
В Чикаго впервые экспонировалась турбина шведского инженера и изобретателя – Лаваля  мощностью около 5л.с.
Чикагскую выставку посетил А.С. Попов. Главное внимание уделил разделу электричества. Здание электричества одно из самых красивых, с башней высотой около 60 метров, было украшено статуей В. Франклина, американского исследователя электричества и создателя громоотвода. В это время в Америке работал III Международный электротехнический конгресс, результатом работы которого явилось принятие международных электрических единиц, названных по именам открывателей – ом, ампер, вольт, фарада, джоуль, ватт. На выставке была представлена электросварка металлов.

На выставке демонстрировались все виды транспорта, начиная с колесниц  до самых усовершенствованных локомотивов и комфортабельных вагонов, которые поражали роскошью и удобствами, и от доисторических речных посудин до самых грандиозных пассажирских пароходов и военных кораблей. Трамваи, конки и электрические омнибусы, дилижансы, пожарные грузовые повозки различной формы и величины. Верхние этажи были заставлены велосипедами и моделями кораблей. Фасад здания украшали статуи Джеймса Уатта, Джорджа Стеферсона, Роберта Фултона и других механиков, участвующих в изобретении паровой машины, паровоза, парохода. Внутри находилось свыше 60 локомотивов первых железных дорог. Но не было ни одного русского экспоната. А ведь за 60 лет до этой выставки появился первый русский паровоз в Нижнем Тагиле, создали его Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы. Благодаря им Россия стала второй страной в мире после Англии, где создавались собственные паровозы.

На Всемирной выставке в Чикаго прошли конгрессы: женский, медицинский, научный, музыки, литературы и др. Женщины добились права открыть свой первый конгресс и участвовать во всех конгрессах мужчин. Первый женский конгресс открылся 15 мая 1893 года при участии 3000 женщин. Председатель женского комитета госпожа Пальмир закончила свою речь словами: «Женщина никогда не получит должного вознаграждения за свои заслуги, пока её способности не будут признаны всеми, мы воспользовались выставкой дабы представить образцы женского труда в областях ремёсел, различных профессий, науки и искусства». Павильон женской выставки был построен по проекту архитектора Софии Гайден (ей был 21 год). Здание нашли восхитительным, изящным, удобным. На трёх этажах этого павильона выставили образцовый госпиталь, кухню со всеми принадлежностями, образцы детских садов. В экспозиции участвовали 18 женщин – скульпторов, 100 художниц, 37 акварелисток, 40 рисовальщиц по эмали и металлу.

Всемирная выставка – Париж – 1900 год. Выставка на рубеже двух веков вызвала особый интерес. Впервые 35 государств, и среди них Российская Империя, устроили свои национальные павильоны. В них было всё, что характеризует страну и отличает её от других – исторические памятники, предметы искусства. Здесь мир узнал о новых научных открытиях  и достижениях. Выставка автомобилей. Развитие металлургии алюминия. Французы показали на выставке мост из алюминия длиной 15 метров и весом 1500 кг.
В России созданы оригинальные электролитические способы отбеливания тканей. Были показаны первые русские телеграфные аппараты. Признанием международного авторитета русской науки явилось включение русских специалистов в состав международного жюри выставки.
В русских экспозициях интерес вызывали предметы роскоши, ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней, меха. Центральным экспонатом в русском павильоне, архитектурно воспроизводившем в миниатюре Московский Кремль, была огромная пирамида из 35 тысяч пар калош, представлявших собой суточную выработку российско – американской мануфактуры в Петербурге. По выпуску калош Россия занимала первое место в мире.

Привлекло внимание превосходное произведение русского шлифовального и ювелирного искусства – драгоценная мозаичная карта Франции. Она была изготовлена на шлифовальной фабрике в Екатеринбурге под руководством мастера П.П. Милькова и предназначалась в подарок французской республике. Размер карты – больше метра каждая сторона. Море выложено из светло-серого мрамора, а департаменты из яшмы разных цветов, города – драгоценные камни, оправленные в золото, названия городов набраны золотыми буквами. Всех  городов на карте – 126. Париж – крупный рубин.  Гавр и Марсель – изумруды. Лион – турмалин. Руан – сапфир. Карта вставлена в раму из яшмы. Восхищённые зрители по достоинству оценили чудесную коллекцию уральских камней, показанную в такой своеобразной форме. Карта получила высокую оценку выставки, а её автор В.В. Мостовенко – директор фабрики – командорский крест Почётного легиона.
На всемирной выставке Россия заявила о будущем строительстве Сибирской железной дороги – в зале выставили коллекцию карт, видов дороги, рельефных моделей разных сооружений, модели и снимки парового парома, модель моста через реку Енисей. Сибирская магистраль строилась высокими темпами и была завершена менее чем за 15 лет.

Всемирная выставка – Париж – 1925 год. Стране Советов предоставили 1/6 часть территории выставки. Владимир Маяковский на этой выставке получил диплом и серебряную медаль за участие. Каталог советской экспозиции и всё, что касалось рекламы – готовил советский поэт-агитатор. Советский павильон отличался лёгкой постройкой, простотой  и состоял из сплошного стеклянного фасада, открывающего взору экспонаты. Советский зодчий К. Мельников за архитектуру павильона получил диплом первого класса. Зарубежные авторы считали, что павильон в Париже был первым утверждением новой концепции выставочного искусства.

Всемирная выставка – Париж – 1937 год. Алексей Толстой, посетивший Парижскую выставку, писал: «Выставка задумана очень смело и художественно. Вы издалека привлечены её фантастическими вышками, стеклянными крышами, мачтами с пёстрыми флагами, эстакадами, переброшенными через улицы. Эти предвоенные выставки отражали важнейшие достижения мировой техники в использовании электроэнергии, прогресс -  в  станкостроении,  радиотехнике, химической технологии и металлургии. В машиностроении наблюдалось быстрое развитие автомобильной промышленности.
В центре выставки в Париже – юноша и девушка в застывшем стремительном порыве возносят серп и молот. Среди огненных фасадов и пёстрых, как павлиньи хвосты фонтанов, они одни возносятся со всей целомудренностью и силой молодой жизни. Среди советских экспонатов была пшеница, выращенная за полярным кругом; виноград,  приносящий плоды в Москве – чудеса И.В. Мичурина. На фоне вращающегося земного шара была установлена светящаяся таблица Д.И. Менделеева. Повышенным вниманием пользовалась сверкающая драгоценными камнями и самоцветами карта индустриализации Страны Советов. Вятский кустарь Н.М. Абрамов представил на выставку в Париже, а потом и в Нью – Йорк  панно «Герб СССР».

Выставка 1936 года в Нью-Йорке посвящалась теме «Мир завтрашнего дня». Копия станции метро «Маяковская» была выполнена в натуральную величину из тех же материалов, что и оригинал. На выставке 1939 года в Нью-Йорке  впервые появились люминесцентные  лампы.

Всемирная выставка – Брюссель – 1958 год. Цель экспозиции  - рассказать к чему стремятся люди, что хочет человечество, каков завтрашний день мира.
«Эффект, который производит советский павильон – взрывной». Мир узнал о пуске в СССР гигантского синхронизатора, полётах баллистических ракет и новейших самолётов, спуске на воду первого в мире атомного ледокола, а во время выставки – о запуске 3-го искусственного спутника Земли. На открытой площадке показывали новинку водного транспорта – катер на подводных крыльях,  40-тонный самосвал Московского завода им. Лихачева, трехосный грузовой автомобиль – ЗИЛ – 157, буровую  установку Уралмаша и угольную шахту с новейшим современным оборудованием. На выставке получено много наград.
Выставка 1958 г. проходила под девизом "Человек и прогресс". Основной интригой стало противостояние павильонов СССР и США. В итоге Гран-при получил именно советский павильон.

Всемирная выставка – Монреаль – 1967 год. Посвящена была 325 - годовщине основания Монреаля. Под девизом «Земля – людям». Удивительные архитектурные формы национальных павильонов, изобилие экспонатов, начиная  от космических кораблей до живого кенгуру, собрание шедевров живописи и скульптуры, выступление лучших артистов, путешествие над выставкой по монорельсовой дороге, национальная кухня десятков стран, многочисленные увеселительные аттракционы – всё это было к услугам посетителей.
Советский павильон выглядел так: стены были стеклянными, а кровля имела вид огромного трамплина из стекла, алюминия, стали и бетона. Канадцы назвали его – «Летящая крыша». В павильоне было много экспонатов от осетров до пейзажей Венеры, от  узбекских тюбетеек до якутских алмазов. Часы 25 марок, уникальный глобус Луны, изделия умельцев из дерева, кости, керамики. Диорама Донецкого угольного бассейна, макет крупнейшей Красноярской ГЭС. Макет ракеты Циолковского, макет первого искусственного спутника Земли,  8 спутников типа «Космос», мощная ракета – носитель космической станции «Протон 1». Макет корабля – спутника «Восток», на котором Юрий Гагарин совершил первый полет. Макет морского нефтяного промысла «Нефтяные камни» близ Баку.

Всемирная выставка – ОСАКА – 1970 год. Девиз – «Прогресс и гармония для человечества». Генеральный план выставки был основан на разветвляющейся, подобно дереву, системе коммуникаций, «ветви» которой завершались павильонами.
Зрительный образ советского павильона, по своим формам представленный как развёрнутое красное знамя, был хорошо виден со всех концов огромной выставки и даже за её пределами. В художественном оформлении содержание экспозиции вытекало из нарастания высоты внутреннего пространства здания. Материал и эмоциональная атмосфера первых разделов требовали камерности, и поэтому высота здесь не превышала 6 – 10 метров. Она увеличивалась на третьем этаже в разделе Сибири и Дальнего Востока, где надо было передать ощущение размаха и простора, и наконец, «Наука и космические исследования» были показаны в той части павильона, где кровля резко уходила вверх в полутьму и почти терялась из глаз, наводя на мысль о беспредельности космоса. Зал «Сибирь» поражал зрителя разливом красок. Здесь «росли» кедры, ели, березы, можжевельник. На слайдах-диорамах зеленел океан тайги, сверкали яркие багряные и золотые дали, нетронутые снега бескрайних сибирских просторов.

ОКИНАВА  -  1975 год. Всемирная выставка ЭКСПО – 75 посвящалась Мировому океану, его ресурсам и роли в жизни человечества. Участвовали в ней 40 стран, в основном морские державы. Предлагалась прогулка на моторной лодке через набор приключений, причём местами достигалась поразительная иллюзия правдоподобия. Специально для выставки японские инженеры построили город – остров Акваполис – фрагмент будущего плавучего города, обладающего почти полной автономией. С берегом его связывал мост длиной 400 метров. Направляясь по нему, посетитель видел внизу будни рыбной фермы, а в одном из залов Акваполиса то же подробно изучал на локаторе и телеэкранах, уже как бы глазами специалиста. Созданный по последнему слову техники, город полностью автоматизирован. Во время шторма остров может погружаться под воду. Акваполис был воплощением идеи нового градостроительства, он сам являлся живой средой.
СССР представил первую крупномасштабную карту дна Мирового Океана. Мигающие лампочки показывали направления магистральных океанских  течений. Отчётливо видна каждая впадина, каждый подводный хребет. Внимание привлекал макет станции по очистке балластных вод – единственный на выставке. Были представлены: действующий макет рыбзавода. Модели кораблей. Диорама курортов Черноморского побережья Кавказа и Крыма. Один из посетителей, американский капитан написал: «Русская экспозиция самая насыщенная информацией и впечатлениями».

Всемирная выставка – ЦУКУБА -1985 год. Япония. Главный «адресат» выставки – люди, которым жить в XXI веке. Много специальных аттракционов предназначалось для молодых людей. Они могли промчаться по 270 метровому тоннелю чудес, где им предстояло побывать в комнатах молчания, эха, ветра, грома, тумана, мороза. В парке науки, благодаря остроумным играм, юные посетители могли понять суть и принципы великих открытий.
Сад чудес показывал удивительные вещи, которые создаёт современная оптика, механический зоопарк – лазающих по деревьям роботов и автомобиль – сороконожку. Первый в мире робот-художник, который за две минуты рисовал тушью портрет любого посетителя. Авиакомпания «Джал» соорудила станцию и пути для экспериментального вагона на воздушной подушке. Немало новинок было из области ЭВМ. Медицинский компьютер демонстрировал «картинку» человеческого тела изнутри.
Французский архитектор Кристиан Меню разработал проект искусственного острова, протяженностью 4 км, на котором смогут жить около 10 тысяч людей. Макет этого острова под названием «Акваполь». Он предназначен для добычи полезных ископаемых, нефти и рыбной ловли. Его основу составляет конструкция из серии гигантских пирамид: восемь из них возвышаются над морем, восемь (перевернутых) уходят под воду. К этой конструкции крепятся все сооружения острова. Для добычи полезных ископаемых специалисты будут опускаться на лифтах и эскалаторах внутри перевернутой пирамиды, которая уходит вглубь моря на 350 метров. Добытая руда будет подниматься на поверхность для обработки в промышленной зоне, расположенной на первом уровне города. На втором уровне разместятся административные комплексы и научно-исследовательские лаборатории, коммерческий центр, кинозал и театр. Жилые кварталы находятся на третьем уровне, у самой верхушки пирамиды. «Акваполь» сможет себя обеспечивать электроэнергией, используя силу морской волны.
Россия представила макеты орбитального комплекса «Салют-6», «Союз», «Прогресс», где побывали международные экипажи. Новые клеевые композиции «Циакрин», предназначенные для применения в хирургии, в технике.

В 1986 году под девизом "Мир в движении - стремление человека к достижениям в области транспорта и связи" открылась Всемирная специализированная выставка в Ванкувере  (Канада). В ней приняло участие 54 страны.

Темой Всемирной специализированной выставки в Брисбене (Австралия, 1988) стал "Досуг человека в технологический век". Чтобы увеличить количество посетителей, каждому австралийцу было предложено направить своим родственникам и друзьям приглашение, подписанное премьер-министром страны.

В 1992 году Всемирная выставка в Севилье (Испания) была посвящена 500-летию открытия Нового Света Христофором Колумбом. Участниками выставки стали 111 стран.

На специализированной выставке, прошедшей в 1993 году в городе Тэджон (Южная Корея), количество стран-участниц достигло очередной рекордной отметки - 108.

В 1998 году Всемирная выставка в Лиссабоне была посвящена теме океана. В поддержку выставки ЮНЕСКО провозгласил 1998 год международным годом Мирового океана. На площади более 50 гектаров разместились павильоны 146 стран, 14 международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, Олимпийский комитет), океанариум, башня Васко де Гамы со смотровой площадкой, порт, фуникулер, множество открытых концертных площадок и аттракционов.

"ЭКСПО-2000" работала в Ганновере с 1 июня по 30 октября 2000 года под девизом "Человек - Природа - Техника". Достопримечательность выставки - "Тематический парк", который стал такой же особенностью выставки, как Хрустальный дворец на Первой Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году или Эйфелева башня на прошедшей в 1889 году выставке в Париже. На ЭКСПО в Ганновере представлены 770 проектов 120 стран, под девизом "Возрождение нового мира". Это практическое развитие идей о том, что будущее пришло и требует другого к себе отношения.
Выставка побила все рекорды по числу стран-участниц - 173 государства. В ней не принимала участие США. Отказ американцев впервые за 149 лет от участия во всемирной выставке был мотивирован невозможностью оплатить затребованные оргкомитетом 40 млн. долл. за право постройки павильона.

ЭКСПО-2005 стала пятой международной выставкой в Японии. Основным местом проведения Экспо был лесной массив в Нагакутэ, к востоку от Нагои. Официально тема выставки: «Мудрость Природы».
Большое внимание было уделено тому, чтобы построить павильоны из переработанных или перерабатываемых материалов, чтобы свести к минимуму воздействие на окружающую среду на территории и обеспечить экологически безопасную транспортировку до и в пределах зоны Экспо.

ЭКСПО-2010 в Шанхае. Эмблема ЭКСПО-2010 изображает трёх человек, скрепляющих руки, и символизирует население земли - понимание, общение, ра­дость встречи и сотрудничества, а так­же отражает стремление человека к самореализации.
Шанхай сфокусировал внимание на городе, определив тему: «Лучше город – луч­ше жизнь». Шанхай, самый богатый и блестя­щий город Китая, выложился полностью в сво­ём стремлении произвести впечатление. В выставке участвовали 192 страны и 50 международных организа­ций. Страны либо строили национальные павиль­оны самостоятельно, либо располо­жились в предоставленных помещениях. Отдельные павильоны построили только 49 государств. Павильоны — фантастические, причудливые, экст­равагантные, футуристические, яркие и самобытные!
Это была демонстрация не только запредельной фантазии и сумасшед­ших идей, но и финансовых возмож­ностей, и презентация своей страны. Самый до­рогой павильон принадлежал хозяе­вам выставки. Павильон Арабских Эмиратов стал одним из самых популярных на выставке. Русский павильон - двенадцать белых башен, украшенных национальной резьбой, внутри которых оказался город-сказка, мир буду­щего, который предстоит строить сегодняшним детям. Благодаря Экспо-2010 Шанхай стал ме­стом демонстрации разных культур мира.

Выставка - 2015 прошла в Милане в 2015 году. Она была посвящена проблемам сельского хозяйства, качества и доступности продуктов питания. «Накормить планету. Энергия для жизни» - так звучал её лозунг. В ней приняли участие 145 стран – для этого на окраине Милана был построен целый мини-город. За полгода его посетили более 20 млн туристов. Впервые ЭКСПО превратилась в кулинарный фестиваль - за 1 день здесь можно было обойти 52 национальных павильона и в каждом попробовать особые блюда.
 
Экспо-2020 проходил с октября 2021по март 2022 года в Дубае (ОАЭ).  Уникальность выставки "Экспо - 2020" в том, что можно совершить кругосветное путешествие по всем странам и континентам за несколько дней! Для ЭКСПО - 2020 в Дубае в пустыне выстроили целый комплекс отелей, павильонов, выставочных и концертных площадок. Павильоны стран мира демонстрировали планете свои достижения.
Павильон Объединенных Арабских Эмиратов символизирует птицу, это крылья сокола - национального символа Эмиратов. Белые карбоновые крылья днём поднимаются, чтобы обнажить солнечные батареи – так вырабатывается чистая энергия.
ЭКСПО - это шанс совершить путешествие по всем странам планеты, узнать о культуре, искусстве, технологиях, достижениях, поучаствовать в интерактивных мероприятиях, пообщаться с жителями этих стран, и попробовать национальную кухню.
 
Вот такой небольшой экскурс проведён мною только благодаря моей заинтересованности, или любознательности. Интересно, те идеи, которые были предложены на выставках, претворялись в жизнь? Прошу вашего участия в моём труде, если вы были на одной из международных выставок, и что-то вас удивило, или вдохновило, поделитесь, это очень интересно!!!
 


Рецензии
Содержательный обзор. Есть желание к нему вернуться. Я одно время много тусовался с галерейщиками и музейщиками. Приходилось в качестве репортёра освещать и всякого рода выставки и ярмарки- садишься за материал -и не знаешь с чего начать. Чтобы не впасть в тягомотину, делаешь нарезку из мини интервью участников, организаторов , посетителей , пришпандориваешь "подводку" с двумя тремя цифрами и сути мероприятия-и это уже гарантия, что материал не уйдёт в корзину...Но тут совсем иное. Как бы глава для энциклопедии...Или рекламный буклет...

Юрий Николаевич Горбачев 2   28.09.2022 11:05     Заявить о нарушении
Если честно, то я писала для себя, чтобы не забывать. Я люблю выставки, и когда жила в Москве, частенько посещала. Очень сожалею, что не побывала на ЭКСПО 2020 а ОАЭ. Мне часто пишут в рецензиях на мои путешествия, что это буклет. Я повторюсь, я пишу для себя.

Татьяна Подплутова 2   28.09.2022 14:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.