Бывает небываемое?

       "Небываемое бывает" – эти слова Пётр Первый приказал выбить на памятной медали, выпущенной по случаю "никогда бываемой виктории". Так Пётр назвал один из эпизодов Северной войны, когда впервые в мировой военной истории два шведских боевых корабля были в абордажном бою взяты в плен не военными судами, а русскими пехотинцами. Такого случая не было ни до, ни после этого события.

       Но было это довольно давно: 310 лет тому назад – в 1703 году. А в наши дни небываемое бывает? Ну, тогда вот вам две правдивые истории.

                *     *     *

       – ВальтОн, – обращается ко мне Юрий, мой родственник. – Поехали с тобой на Истринское водохранилище. Порыбачим с лодки.

       – Поехали, – быстро соглашаюсь я. – Только ты учти: ты-то – рыбак опытный, а я никогда с удочкой не сидел. Какой от меня на рыбалке толк?

       – Ничего! Я тебя научу – будешь ловить не хуже меня. Едем.

       И вот мы с Юрием – в лодке. Он – на корме, а я – чтобы не мешать опытному рыболову – на носу лодки. Выслушал лекцию на тему "Что нужно знать начинающему удильщику", погрузил своего червячка в истринскую воду и смотрю на поплавок. А Юрий умудряется следить и за своим поплавком, и за моим тоже.

       – У тебя клюёт! – подсказывает он мне. – Дёргай скорей!

       Ну, я, конечно, дёргаю удочку и, к своему удивлению, вытаскиваю из воды первую в своей жизни рыбёшку.

       – Молодец! – хвалит меня Юрий.

       Он меняет червячка на крючке моей удочки, а я забрасываю его в воду. А когда поплавок ныряет под воду, я поддёргиваю удочку вверх – а на леске ещё одна рыбка.

       – Ну, вот и вторая, – похваливает меня Юрий. – Я же говорил, что научу тебя рыбачить – вот и научил.

       И ведь интересно то, что сам он пока ещё ни одной рыбки не поймал. А очень скоро счёт по числу выловленных рыб становится уже 3:0 в мою пользу. И мне становится как-то неудобно перед моим учителем. Похоже, что и он чувствует себя неловко, раз предлагает:

       – ВальтОн, давай поменяемся местами.

       Меняемся. То есть я перебираюсь с носа лодки на корму, а Юрий – на моё место. А только и после этой рокировки ситуация не меняется. Потому что счёт уже становится 4:0 в мою пользу. Говорят, что начинающему всегда везёт. Но не настолько же! И это уже не согласуется с теорией вероятностей, с её теоремой о равномерном распределении суммы независимых случайных величин.

       И, тем не менее, скоро счёт становится уже разгромным: 5:0 – пять плотвичек плавают в моём ведёрке и ни одной в Юрином. Это уже, скажу я вам, неприлично. Это как-то даже подрывает авторитет моего умелого наставника.

       Теперь мы меняемся – на всякий случай – и удочками тоже. Но и от этого ситуация с удачей не меняется. "Положение хуже губернаторского". Мы уже и не общаемся друг с другом, а сидим и смотрим в разные стороны. Так и поругаться не долго – ничего себе порыбачили!  Я уж и следить-то за своим красным поплавком перестаю: боюсь, что и ещё одна какая-нибудь глупая рыбёшка попадётся на мой крючок – а мне этого не надо.

       И всё же, чтобы не подорвать основы теории вероятностей и математической статистики, госпожа Удача в какой-то момент обращается лицом к выдающемуся специалисту рыбной ловли. Постепенно счёт в соревновании становится равным, а затем сказывается и мастерство опытного Юрия, и, в конце концов, в Юрином ведёрке рыбы оказывается намного больше, чем в моём.

       И это несмотря на невероятное начало, которого, вроде, по логике не должно было бы быть.

       А ведь было же, было. Небываемое было.

                *     *     *
Та рыбалка была в воскресенье. А в понедельник мы с коллегой Владленом возвращаемся с работы, и у станции метро "Калужская" – рядом со зданием организации "Станкоимпорт" – нас цепляет распространитель всесоюзной лотереи "Спортлото".

       – Ребята! – кричит он из своего киоска. – Не проходите мимо своего счастья: купите лотерейный билетик!

       – Э, не, – парируем мы. – Нам хватает того, что нас на работе заставляют покупать эти ваши билетики.  Добровольно-принудительно. При получении зарплаты. При уплате членских взносов – партийных, комсомольских, профсоюзных. А ещё и разных добровольных организаций  типа ДОСААФ и Общества охраны памятников культуры.

       – Но что-то мне подсказывает, – не отстаёт от нас тот мужчина из киоска, – что именно сегодня вам обязательно повезёт. Купите хоть один билетик.

       – Ну разве что один, только один, – неожиданно быстро соглашается Владлен. – "Попытка – не пытка". Так, кажется, говорил Берия в известном анекдоте?

       И платит пятьдесят копеек – стоимость одного билета. А это не так уж и мало: если к этому полтиннику добавить копеек тридцать, то можно очень прилично пообедать в столовой.

       Мужчина крутит барабан с бумажными билетиками, останавливает его, Владлен запускает в него руку, вытаскивает цветной конвертик, открывает его и объявляет:

       – Выигрыш – пятьдесят копеек.

       – Ну вот. Я же говорил, что вам сегодня повезёт, – радуется продавец лотерейных билетов. – Можно получить выигранные пятьдесят копеек, но я советую вам купить на эти деньги ещё один билетик. Тем более что и платить-то ничего не надо: вы же выиграли эту сумму.

       – А раз платить ничего не надо, то – вперёд! – решает Владлен и с этими словами достаёт ещё один конверт, а в нём – ещё один выигрышный билет. Причём выигрыш опять не крупный, как того хотелось бы, а всё те же пятьдесят копеек.

       – Продолжайте, продолжайте, – подбадривает продавец. Сегодня ваш день: вам везёт.

       – Влад, притормози, – пытаюсь я урезонить товарища. – Мы же с тобой работаем в теоретическом отделе, и поэтому мы с тобой знаем кое-что из теории вероятностей. Ну, и если подсчитать значение куба вероятности выигрыша, то получится просто мизер!

       Но ссылка на авторитет теории не действует:

       – Кто не рискует, тот шампанского не пьёт, – заявляет Владлен.

       Вращение барабана остановлено, и Владлен извлекает из него свой третий подряд выигрыш, и опять на сумму пятьдесят копеек.

       – Ну и везёт же вам, ребята, – заводит нас человек у барабана. – Тащите ещё!

       Я же, понимая, что не может быть того, чего не может быть,  продолжаю свои попытки остановить своего товарища:

       – Влад! Ты хочешь выиграть в четвёртый раз подряд? Но это же практически невозможно. Ты понимаешь это? А ты знаешь, как Ленин называл лотерею?

       – Знаю. Одноруким бандитом.

       – Точно. Одноруким бандитом. А ещё и буржуазным пережитком прошлого. И он вообще запретил проведение всяких лотерей.

       Но азартный Владлен в четвёртый раз запускает руку в окно барабана и – подумать только! – в четвёртый раз подряд получает выигрыш. Причём опять на ту же сумму пятьдесят копеек. А это уже ни в какие ворота не лезет! Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда! Но, видно, и в самом деле "небываемое бывает".

       А теперь уже и без подсказки продавца лотерейных билетов мой товарищ останавливает барабан, раскрывает конверт лотерейного билета – ну и вы, читатель, уже, конечно, догадываетесь – показывает текст: "Выигрыш – пятьдесят копеек". И это – надо же! – пятый раз подряд. Я глазам своим не верю: это же противоречит здравому смыслу, это компрометирует теорию вероятностей и математической статистики.

       – А теперь и ты, – предлагает мне Владлен, – попытай своё счастье, возьми билет.

       – Не. Я с государством в азартные игры не играю: всегда будешь в проигрыше. Не для того же оно организовало эту игру, чтобы вот так запросто подарить нам деньги.

       – Ну, тогда я сам, – говорит Владлен и в шестой раз тянет руку за счастливым билетом.

       Ну, а самые прозорливые читатели уже давно догадались, что и в шестой раз он получает свой счастливый выигрышный билет. Не так ли? … А вот и нет! В этот раз "пришёл невод с одною тиной": достался Владлену билет, на котором написано "Без выигрыша".

       – Ребята! Продолжайте выигрывать! – завлекает нас тот мужчина у барабана.

       – Ну, нет. Достаточно.

       И отходим от "однорукого бандита". Владлен говорит:

       – Мы проиграли только полтинник, но зато как хорошо провели время: поиграли.

       – Как говорит мой дядя – Илья Сергеев: "не догнал – так согрелся".

       – А всё-таки выиграть пять раз подряд – это круто. Небываемое бывает. Ещё как бывает!


Рецензии
У вас здесь приведен очень интересный и почти неизвестный рассказ о памятной медали Петра Первого.

" – Поехали, – быстро соглашаюсь я. – Только ты учти: ты-то – рыбак опытный ... Какой с меня на рыбалке толк?"
- Тут вы объединили "Какой от меня?" и "Какой с меня рыбак? Это сознательно?

"– Как говорит мой дядя – Илья Сергеев: "не догнал – так НАгрелся"."
- Вы невнимательно слушали дядю, по-моему, он говорил: "не догоню, так СОгреюсь".
А негреть - это обвести вокруг пальца.

Согласен: "Небываемое бывает. Ещё как бывает!" Например, аналогичные истории с рыбалкой у нас с вами.

С уважением,

I.Pismenny   23.09.2014 10:23     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за внимательное прочтение рассказа и за ценные замечания по улучшению текста. Я обязательно внесу нужные изменения в текст.

Валентин Васильевич Кузнецов   23.09.2014 18:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.