Мужское ли дело педагогическая работа?

    Если бы у женщин были большие способности к педагогике, к медицине, к другим профессиям, то это вызвало бы более сильное «женское движение». Раньше бы началось движение эмансипации, раньше бы началось движение феминизма. А этого не было – все это развивалось медленно, и женщины не «рвались» на преподавательскую кафедру или на какое-то другое место. 

    Известно, что Высшие женские курсы были образованы в конце 1868 г. Об этих событиях рассказывает В. В. Розанов в статье «Женское образовательное движение 60-х годов» (статья впервые опубликована в 1896 г.). И он говорит, что дело это проходило не без трудностей, и в это время было больше эйфории и радости по поводу того, что «дело наконец-то сдвинулось с мертвой точки», чем каких-то серьезных перемен.

    В однородном гимназическом коллективе, с исключительно мужским составом преподавателей, конечно, работать было трудно, и В. В. Розанов в другой книге сообщает, что и даже семейная жизнь учителей от этого страдала – среди них очень много было холостяков. Притом, репутация гимназического учителя в конце XIX в. была не очень благоприятной – в обществе учителя воспринимались как неприятные и отталкивающие люди. У них происходила довольно сильная профессиональная деформация личности; ведь они должны были работать более напряженно, чем современные учителя. Идти замуж за учителя – это была не очень-то завидная доля. Там же В. В. Розанов рассказывает о том, что в его время произошел такой случай, что из-за напряженного образа жизни одного учителя латинского языка, после 1 или 2 лет брака его бросила жена. Правда, с ними еще теща жила (вместе жили муж, жена и мать жены), и, возможно, она в этом деле сыграла значительную роль – она могла подтолкнуть дочь к такому решению. Учитель все время крутился, как белка в колесе, с работой и проверкой ученических тетрадок, и редко когда мог с женой в спокойной обстановке общаться. И однажды, когда он пришел домой, увидел, что на полу лежат порванные ученические тетрадки с домашними заданиями, которые он должен был проверять, и оставлено письмо, о том, что они не такой жуткой жизни ожидали. (Этот учитель остался одиноким, потому что разводы в XIX в. очень редко когда разрешали.)

    Если бы у женщин были хорошие способности к педагогике, это было бы выявлено (странно думать, что этого просто никто не замечал), и их раньше допустили бы до преподавания – хотя бы ради того, чтобы облегчить жизнь мужчин (прежде всего мы говорим о учителях гимназии), и не все падало только на мужские плечи.  Однако этого не было. И это, скорее всего, не потому, что проблема затягивалась и не решалась – да, в XIX в. были проблемы, которые на десятилетия затягивались и не решались, но ведь это было не всегда. Были и проблемы, которые решались, и успешно решались. По крайней мере об этом бы говорили, нашлись бы люди, которые бы эти вопросы поднимали. Однако такое «мужское учительствование» вызывало мало вопросов, и воспринималось довольно спокойно.

    То, что едва ли не 99 % педагогики в XIX в. в России было в руках мужчин, говорит о том, что у мужчин больше способностей к педагогике.



.


Рецензии