На Ергалдах

*   *   *

О
зеро Ераглды, что располагается неподалёку от посёлка Сокол, мы открыли для себя лет так пятнадцать назад, причём совершенно неожиданно. Просто мы решили съездить на озеро Сунгуль, что в тех же краях, то есть недалеко от посёлка Сокол и посмотреть там, как насчёт рыбной ловли, ягод и грибов.

Машины своей у нас тогда ещё не было, а поэтому мы пользовались общественным транспортом, благо он ходит от Снежинска до Сокола регулярно и, к тому же, считается городским маршрутом. А поэтому плата за него не такая уж и большая, а точнее как в нашем городе. По-моему она тогда равнялась пяти рублям, хотя это и не суть дела.

Одним словом собрались мы с женой на Сунгуль, прихватили сынишку с собой, которому тогда было лет пять, и поехали. Мы взяли, как полагается, удочки, бидончик для лесной клубники, которая как мы знаем, водится в тех местах, и взяли ведро для грибов. Правда, на грибы мы не рассчитывали, но на всякий случай ведро для них взяли.

Обычно на Сунгуль мы ездим туда, где были бывшие Барановские заимки. Что такое заимки мы не знали, да и сейчас не знаем, но там просто удобное место для рыбной ловли, сбора грибов и ягод. Есть где развернуться, есть, где развести костёр, ну и так далее.

А эти Барановские заимки располагаются относительно дороги ведущей в посёлок Сокол влево, если смотреть по ходу движения. А тут мы взяли да повернули не налево, а направо, поскольку там тоже была просёлочная дорога, и нам захотелось просто посмотреть новые места. К тому же лес здесь был чистый, не заросший высокой травой, что навевало нам мысли о возможности сбора грибов.

Так что мы свернули от дороги не налево, а направо. Прошли небольшой  лесок и вышли на чистый от деревьев и травы полуостров, что уступом, как бы впадал в озеро. Здесь мы ещё ни разу не бывали, и что это за озеро не знали. Нам тогда просто показалось, что это часть озера Силач и всё. В общем-то, это так и есть. Но эта частичка озера Силач отделена от основного озера цепью небольших островков и растущего камыша, а поэтому, по-видимому, и считается отдельным озерком с названием Ергалды.

Просто сказать, что здесь красиво, это значит, ничего не сказать. Можно, наварное, долго расписывать здешнюю красоту, но я  скажу лишь одно, что мы с женой и сынишкой сразу влюбились в это озеро. Оно мнила к себе и своими чистыми от зарослей кустарников берегами и голубой гладью воды и небольшими лесочками, колками, расположенными вдоль озера.
 
Единственным недостатком здесь являлось то, что поблизости нет сухих деревьев, и костра, в общем-то, не разведёшь. Однако это такой недостаток, что про него быстро забываешь, глядя на поверхность озера, горы и лес. Сюда бы художника, хотя, наверное, они, эти художники были здесь и не раз.

В то первое посещение озера Ераглды, само озеро нас не разочаровало. В результате домой мы ехали с ведёрком наловленной рыбы, полным трёхлитровым бидончиком лесной клубники и, что самое интересное, полным ведёрком груздей. То есть озеро Ергалды одарило нас всеми своими плодами, если так можно выразиться.
С тех пор мы каждый год приезжаем на это озеро. Мы влюбились в него, и нашей семейной традицией стало бывать здесь каждый год.
 
Правда, со временем здесь куда-то исчезла ягода, но рыбы и грибов мы здесь всегда  ловим и собираем в достаточном количестве, так что отсутствие ягод нас и не очень смущает.
 
Слава богу, что теперь у нас есть машина, сынишка наш вырос, а значит, у нас есть и шофёр, так что вопрос «поехать ли на Ергалды?» у нас особых проблем не вызывает. Остаётся только выбрать удачный момент, чтобы поехать туда, оставив все заботы и проблемы где-то там далеко, можно даже сказать за горизонтом. А летом это удаётся всегда, на то оно и лето, чтобы ездить в разные путешествия, пусть и не в очень далёкие от нашего городка места. Зато удобно: сел и поехал, и через полчаса, ну, час, тебя окружает почти девственная природа, где никого нет, где тебя никто не беспокоит и где можно делать всё, что твоей душе заблагорассудится. Хочешь пой песни, пляши танцы и всё прочее, и никто на тебя не будет смотреть как на сумасшедшего. К тому же рыбалка и грузди здесь почти всегда великолепны и есть, одним словом, чем тут заняться. Лови, собирай да радуйся жизни.




*   *   *

А
 вот в этот год поездка на Ергалды что-то у нас затягивалась. То сад мешал этому, то какие-то домашние дела, то машина ломалось, то ещё что. И главное тут было то, что когда мы ездили на наши грибные места, то груздей не было, и мы решили, что нынче просто год такой, что груздей нет, а потому не стоит ехать на Ергалды, только лишь бензин потратишь. А бензин, то всем известно, штука дорогая и нам с нашим семейным бюджетом приходится на нём экономить.

И так мы никуда не ездили, кроме как за грибами в близлежащие леса, а на Ергалды всё не выбирались. И, честно говоря, маленько по Ергалдам соскучились. Хотелось нам простора, хотелось рыбной ловли, хотелось ягод и груздей. И вот в один прекрасный день мне жена так и сказала:

-Что-то я по Ергалдам соскучилась. Давайте съездим!

-Так ведь по слухам груздей в лесах нет, - возразил наш сынишка, - а ехать только ловить рыбу – это как-то не то, хотя и приятно.

Надо сказать, что сын мой страсть как любит эту рыбную ловлю. Причём не улов, а сам процесс. И хотя у него страшная аллергия на эту рыбу, но всё равно это не уменьшает любовь к рыбалке. Просто уж у нас так заведено, что сын с моей женой рыбку ловят, а я на берегу снимаю рыбку с крючка, если она попалась, кладу её в ведёрко и насаживаю своим на крючок червяка. Конечно, мне иногда и самому охота постоять с удочкой, но я это не очень люблю, особенно если нет клёва. Стоишь, как дурак, на берегу с этой удочкой и чего-то ждёшь. А чего неизвестно.

В отличие от меня жена моя и сын очень любят стоять «как дурак» с удочкой, чего-то там изображать и иногда вытаскивать из Ергалдов местную уклейку. Так что мне тоже не очень как-то хотелось ехать на Ергалды только, чтобы постоять на берегу с удочкой и больше ничего домой не привезти.

Но жена моя всех завела. Это она умеет и это у неё не отнять.

-А вдруг, - так сказала она, - на Ергалдах грузди есть. Нигде нету, а вот там есть. Возможно ведь такое.

-Теоретически возможно, - так сказал я.

-Ну, так и поехали, проверим, - не унималась моя половинка.

-А как же бензин? – спросил сын.

-Да чёрт с ним с бензином и с этими деньгами, - ответила моя жена, - в конце концов, один раз и потратить эти деньги на бензин можно.

-Тогда давай пятьсот рублей, - заметил сынишка.

И самое что удивительное, жена тут же полезла в кошелёк и достала оттуда хрустящую пятьсотрублёвку.

-Ну, всё, - подумал я, причём не без радости, - в эти выходные мы едим и даже сад нам не помеха!

Честно говоря, сад мне надоел хуже горькой редьки, а поэтому я с радостью тоже включился в процесс подготовки к поездке или к походу (называйте как хотите) на славное озерцо Ергалды. Только не подумайте, что это просто. Подготовка к поездке на Ергалды всегда была моей задачей и моей обязанностью, поскольку я сижу дома, как инвалид, целыми днями, а все мои работают. Даже сынишка-студент, который нынче где-то таскал какие-то мешки с цементом, чему мы, что естественно, не препятствовали. Так что задача всё подготовить целиком ложится на мои плечи. А я этому, надо сказать, даже рад, поскольку процесс подготовки мне всегда нравится.

Сначала надо было подготовить удочки для рыбалки. Удочки были в саду в кладовке домика и, что очень вероятно, за год покрылись паутиной. Надо было их очистить и вообще привести в божеский вид. За ними я и поехал в сад.

В саду было всё как всегда. Что-то благоухало, что-то набирало силы, а что-то уже было готово к тому, чтобы собирать. Но собирать ничего я, естественно, не стал, поскольку приехал за удочками, которые нашёл в  кладовке домика в целости и сохранности. На первый взгляд с удочками всё было нормально, но дома всё равно их нужно было тщательно осмотреть и все проверить.

На обратном пути я заглянул в киоск, что располагается на нашей автобусной остановке. Нужно было купить призы: за первую пойманную рыбку и за самое большое количество собранных груздей. Я решил купит две шоколадки. Одну большую, а вторую маленькую.

Большая, по-моему желанию, предназначалась тому, кто первый поймает рыбку, а маленькая тому, кто больше всего соберет груздей. Надо сказать, что на первую пойманную рыбку я не претендовал. Моя участь снимать этих рыбок с крючка и складывать их в ведёрко. Зато на маленькую у меня были большие виды, так как грузди я собирать люблю и, что самое главное, умею. Глаз просто у меня на них намётан.

Вообще-то любить собирать грузди меня научил мой отец, который тоже был ох как охочь за этими груздями. Помню давно, когда я был маленьким, отец всегда брал меня с собой в лес, если он с друзьями собирался туда. И вот в этих поездках он меня и учил, как надо собирать грузди. Нет, конечно же, отец не отказывался и от других грибов, но грузди были у него всегда на первом месте. Одним словом любовь собирать грузди идёт у меня от отца, за что я ему благодарен.

Так что на маленькую шоколадку я мог вполне и рассчитывать. Можно было, конечно, купить ещё что-нибудь для лучшего собирателя ягод, но тут моя жена была не досягаема для нас с сыном, и я подумал, что она обойдётся шоколадкой за первую рыбку, тем более что эту шоколадку мы всё равно слопаем втроём. Кроме того, как я говорил, ягода на Ергалдах что-то перевелась и вряд ли нынче она тоже будет в изобилии. Так что двух шоколадок для призов вполне хватало.

Кроме киоска, я зашёл в магазин наш, где купил колбасы, сыра и яиц для перекуса. Тот кто не понимает, что в путешествиях перекус просто необходим, ничего вообще в походах не понимает. Перекус это самое главное, без него и рыбка будет не в радость, да и грузди тоже с «трудом полезут в ведёрко».

Тут ещё нужно было учесть, что и колбасу и сыра надо покупать побольше, так как, когда мой сынуля увидит всё это в холодильнике, то у него сразу же возникнет желание всё слопать. Ну, если не всё, то, по крайней мере, половину, а это значит, что мы останемся  без перекуса, что невозможно, а значит надо будет опять идти в магазин и снова покупать колбасу и сыр. Так что всего этого я купил побольше и с чувством собственного достоинства отправился домой.

Дома я тщательным образом исследовал удочки. Они были в порядке, лишь запылились в кладовке. Я всё протёр, перевязал их новыми верёвочками и отнёс на балкон до поездки.

Что касается шоколадок, то я их припрятал, поскольку до поры до времени мои не должны были о них знать. Пусть считают, что никаких подарков первому, кто поймает рыбку и кто соберет больше всего груздей, ничего, в общем-то, и не полагается.

Что касается колбасы, сыра и яиц, то я всё это засунул в холодильник до субботы, в которую мы собирались на Ергалды. Утром в субботу я встану пораньше и всё приготовлю. Сделаю бутерброды, сварю яички и наведу морса, поскольку без морса поход тоже не поход. Не будешь же ты пить воду из Ергалдов, какая бы чистая она не была (а надо сказать, что на Ергалдах вода довольно мутная и пить её никак невозможно по всем соображениям).

Теперь только надо было решить во сколько часов мы тронемся, и этим самым подготовка к походу заканчивалась. А решить во сколько ехать, для нас задача трудная, ведь каждый летом в субботу привык спать по-разному. Я вставал обычно в шесть-семь утра, жена моя в девять, а сынишка мог дрыхнуть до двенадцати, так как накануне нагулялся с девочками до трёх ночи. Бывает с ним такое. Так что впереди ещё предстоял спор: во сколько нам выезжать!

*   *   *

Э
тот спор разгорелся в пятницу вечером. Жена моя, как самый заядлый рыбак в нашем доме, заявляла, что надо выехать часов в пять утра, потому что именно в пять утра, ну, в шесть, у рыбы жор и в этот жор она «дуром» прёт на крючок. Впрочем, как я слышал у настоящих рыбаков, вставать на рыбалку надо не в пять утра, а в четыре, чтобы этот жор не пропустить, но это по-моему очередной бред рыбалки, подвластному которому лично я быть не хотел. А поэтому и в пять часов нечего было и думать чтоб вставать. Я предлагал выехать в шесть или в половине седьмого. Я считал, что всё равно тонны рыбы мы не наловим, да и ту, что поймаем, ещё нужно было кому-то отдавать, так как из-за аллергии на эту рыбу у сына, дома мы рыбу не едим. Но нам нужен процесс и это самое главное.

Пока мы с женой припирались, во сколько же ехать, то сынуля молчал и в душе даже, наверное, похихикивал над нами. Дело всё в том, что сегодня в пятницу у него по плану девочки до трёх ночи, а поэтому в шесть или уж тем более в пять его просто не разбудишь. Даже выстрелами из пушки.

Наконец, когда мы с женой кончили наши обсуждения тем, что так ни к какому консенсусу не пришли, то сын сказал своё веское слово:
-Едем в девять и не раньше!

Лично я его прекрасно понимал, поскольку девочки до трёх ночи требовали сил и их, эти силы, надо было восстановить. Но жена моя как-то этого не учитывала. Просто она наверное забыла, как тогда, когда я за ней ухаживал, мы тоже пропадали где-то не весть где до трёх ночи. А поэтому жена моя сказала:

-С вами каши не сваришь. Ну, какая к чёрту рыбалка в десять утра? У рыбы уже жор к этому времени пройдёт, и она впадёт в литургию, и мы вообще ничего не поймаем!

-Ну, и плевать, - отреагировал сынишка. – Главное, мама, тут процесс, а не рыба. Представь себе: берег озера, небольшая волна, кругом красотища и мы с удочками. Разве это плохо? Тем более что в пять утра всё в тумане и мы этой красотищу не увидим.

Жена моя пробурчала на это что-то вроде «ну, и фиг с вами!» и заметила:
-Ну, уж тогда давайте хотя бы в восемь утра? Вдруг к этому времени жор у рыб ещё не кончится.

Я на это согласился. Согласился и сынишка, хотя и понимал, что в восемь утра вставать ему будет ой как тяжело!

На этом, собственно говоря, спор и закончился, и мы принялись обсуждать, чего нам надо с собой захватить. Это тоже было немаловажно, ведь надо было примерно представлять, чего мы хотим от Ергалдов. А хотели мы от этого озерка как всегда: рыбки, ягод и грибов, груздей.

То, что нужно захватить ведёрко для рыбки и ведро для груздей было понятно, а вот на счёт ягоды не очень. Дело всё в том, что с тех пор, как мы открыли для себя Ергалды, ягоды там как-то перевелись. Однако моя жена настаивала на том, что нужно взять и что-нибудь под ягоды, поскольку, чёрт его знает, вдруг там ягоды появились опять. Спора у нас тут особого не получилось, так как у нас теперь была машина, пусть и старенькая и плохонькая, но машина, а поэтому таскать на себе ничего не надо было. Так что мы решили взять маленькое ведёрко для рыбки (все равно мы много не поймаем), два больших ведра для груздей (вдруг их там видимо-невидимо) и корзиночку небольшую для ягод. Ещё предстояло взять сумку с провизией, то есть, по-нашему с перекусом.

И тут, когда всё уже казалось мы обсудили, я вспомнил и воскликнул:

-Ба! А червячков-то у нас нету. Я про них как-то и забыл, когда ездил в сад за удочками.

-Ну, вот, - тут же отреагировала моя супруга, - начинается. Потом выяснится, что бензина в машине нет, что колёса спустили и в результате мы никуда не поедем!
Но я не стал спорить с женой и говорить, что всякое возможно и ничего тут страшного нет, а просто спросил у сына:

-У тебя до девочек сколько времени?

-Минут сорок, - ответил сын и добавил, - а что?

-Успеем! – ответил я. – Собирайся в сад за червяками.

Жена моя, конечно, не удержалась, чтобы съязвить, что, дескать, точно, с вами каши не сваришь, обязательно всё нужно делать самой, а от вас проку мало. Кроме того, оказалось, что раз мы всё равно поехали в сад, то нужно там чего-то полить, чего-то прополоть и чего-то собрать. Это последнее никак во встречу с девочками не вписывалось, а поэтому у моего сына вызвало бурю протеста. Одним словом поднялся шум, который обычно поднимается, когда мы собираемся в этот чёртов сад.

Чтобы ещё чего-нибудь не посыпалось на нашу голову, кроме поливки, прополки и сбора, мы с сыном поскорее выскочили на улицу и через пять минут уже ехали в сад. Благо лето и машину особо прогревать не надо.

Мы действовали оперативно и быстро накопали червей. Про поливку, прополку и сбор урожая мы, естественно, даже не вспомнили. Нет, я всё же вспомнил, потому что люблю свою жену и, как правило, все её указания выполняю. Но тут я понимал, что девочки сынишкины не ждут, а посему мы ограничились только червяками. Когда мы кончили, до девочек оставалось пять минут, а посему сын гнал нашу машину, как ненормальный и такое вождение сынишкино я видел первый раз.

-Всё равно, папа, не успеем, - заметил сын, - придётся ехать по девочкам на машине.

Я спорить не стал, лишь произнёс:
 
-А всё же девочки подождать не могут?

-Нет, папа, - последовал ответ, - на то они и девочки.

-Ну, ты тогда особо бензин не трать, а езжай по девочкам с учётом, чтобы на завтра нам бензина хватило, - так заметил я.

-Постараюсь – отреагировал сынишка.

Сын выгрузил  меня у подъезда нашего дома и с банкой с червями, и я с гордым видом отправился домой.
 
-Ну, как накопали? – первым делом спросила меня жена.

-Накопали, - ответил я.

-А про полив, прополку и сбор урожая вы, конечно, даже и не вспоминали?

-Вспоминали, - честно сказал я, поскольку всё же вспоминал.

-Ну, и где урожай? – спросила супруга.

-По дороге съели, - буркнул я, так как ничего другого в голову мне не пришло.

-Понятно, - ответила супруга, - хоть бы тогда не врал.

- Нет, мы действительно вспоминали, - в оправдание сказал я, - но времени у нас не было, потому что девочки, которые ждать не могут.

На это мне жена ничего не ответила, а молча пошла смотреть телевизор. Я сразу успокоился, что меня больше пилить по поводу поливок, прополки и сбора не будут.
На этом, собственно говоря, и окончились наши сборы на Ергалды, теперь всё зависело от сынишки и от его девочек и от того во сколько он явится домой.

*   *   *

С
ынишка явился домой в четыре утра. Мы как всегда с мамой по этому случаю проснулись, поинтересовались как дела (а дела были нормальны) и продолжили спать. Но где-то в глубине души я очень засомневался, что мы выедим в восемь часов утра, как и планировали. Так, собственно говоря, оно и получилось. Правда, больше из-за мамы, чем из-за сына, так как она (вот тоже делать нечего) свой дурацкий телевизор с бесконечными сериалами смотрела (а по нашему «дурила») до половины второго.

Одним словом в восемь часов мы никуда не выехали. Я-то встал, как всегда в шесть, а вот мои дрыхли и, если честно, то будить их мне не хотелось. В конце концов, у нас только два выходных в неделю и я решил, что пусть мои хоть в эти дни маленько отоспятся. Жалко мне было просто их будить.
Но из-за этой жалости мне же и влетело, когда моя половинка удосужилась проснуться в девять часов утра. Было высказано много слов в мой адрес, что вот, дескать, какой добренький нашёлся и дал спать до девяти утра, когда мы собрались на Ергалды. Я оправдываться не стал, пусть там мне говорят, сколько хочешь, и пошёл будить сына.

Это мне не удалось. Сынишка только дрыгал ногами под одеялом и бурчал чего-то нечленообразное. Я понял, что девочки вчера (а точнее сегодня) его доконали, а поэтому к нему до десяти часов приставать было бессмысленно.
 
Это всё, конечно, нарушало все наши планы, но лично я в этом ничего страшного не видел, грузди никуда не убегут, а что касается на счёт рыбы, так и фиг с ней. Нет и не надо. На счёт рыбы волновалось жена, ей всё же очень хотелось хоть что-нибудь вытащить из Ергалдов, а с течением времени вероятность этого уменьшалась.

-Да, ладно, - сказал я жене, - не переживай так сильно. В конце концов, можно и ведь вечерочком что-то наловить. Вечерочком у рыбы, как я знаю, тоже бывает жор.
Жена же стала мне говорить о том, что вот, дескать, у неё были планы вечером поехать в сад, а теперь вряд ли это получится.

-Ну, и чёрт с этим садом, - заметил тогда я, - поедем в сад завтра.

Пока мы так с женой препирались, сынишка наш умудрился всё-таки как-то проснуться.  Лицо у него, прямо скажем, было помято, и настроения вообще куда-то ехать не было. Но он умылся, почистил зубы, позавтракал и, когда часы показали нам половину десятого, заметил:

-Ну, так мы едим или нет?

-Так ведь тебя только ждём, - заявил я.

-Тогда поехали, - ответил сын, - правда, сначала надо бензина налить в бензобак.

-У тебя же вчера был бензин, я же тебе деньги давала, пятьсот рублей? – не удержалось от вопроса наша мама.

-Ну, так то вчера, - заявил сынишка, - вчера был, а сегодня нету, мы ведь в сад ездили за червями!

Я сразу сообразил, что дело тут не в червях и в саде, до которого три километра от нас, а в девочках, ведь катать этих самых девочек до четырёх утра, самое что не на есть мужское занятие. Правда, не очень понятно, куда можно было ездить в эти самые четыре утра, но тем немение эти поездки были совершены, а поэтому и кончился бензин.

-Придётся заправиться по дороге, - заметил я. – Так что, мама, доставай очередные пятьсот рублей, чтобы с бензином у нас было всё в порядке.
 
Жена с кислой миной достала из сумки пятьсот рублей и дала их сыну, выразив ему при этом неудовольствие.

На этом всевозможные препирания у нас закончились, мы, точнее жена моя и сын, позавтракали и, взяв всё, что нам надо было взять, мы выкатились из подъезда нашего дома.

На заправку у нас ушло минут сорок, так что на Ергалды мы двинулись в половине двенадцатого, тем самым окончательно развеяв все надежды на то, что рыбки мы наловим. В это время, как правило, рыбка не клевала.

Однако мы, на радость мамы и сына, ошибались. Лично у меня такое ощущение, что на этих Ергалдах у рыб не бывает перерыва в еде, а посему жор у них всегда.
А поэтому я только и успевал, что снимать очередную рыбку с крючка да нанизывать на крючок червячков. Такова уж моя участь. Сынишка не может брать рыбу в руки, потому что у него аллергия, а жена моя тоже не может брать рыбу в руки, так как при этом, что естественно, руки запачкаются. А с запачканными руками быть моя половинка не хотела.
 
Вот ведь что странно: в саду она сколько угодно могла ковыряться в земле, не боясь испачкаться, а вот рыбу брать в руки мы не могли, потому что рыба сопливая и вообще!

Одним словом через час рыбалки, мы уже достаточно наловили местных пескарей да окуньков. Ещё предстояло решить вопрос: куда мы денем улов, поскольку даже ухи из него сварить мы не могли из-за сынишкиной аллергии. Но этот вопрос мы решили разрешить дома в спокойной обстановке. Я так думаю, что, скорее всего, мы всё отдадим соседскому коту, устроив ему праздник живота. Так мы обычно делали. А может, кому из знакомых и друзей ещё отдадим, у кого есть маленькие дети без аллергии на рыб. Пусть побалуются ухой. Нам не жалко!

Кстати сказать, первую рыбку поймал наш сынишка. Впрочем, как всегда. Как жена моя не старалась первая рыбку была его. А поэтому я вручил ему большую шоколадку, которую он тут же начал грызть, как будто не ел неделю. После того как он сгрыз половину, он вдруг вспомнил, что есть ещё мама и папа, которые тоже не против полакомиться шоколадом, а поэтому смутился и начал плитку делить на всех. Я, честно говоря, шоколада не очень хотел, но за компанию тоже съел кусочек. Итак, рыбалкой мы все остались довольны, за что и сказали «спасибо» озеру Ергалды. Теперь бы ещё ягод и груздей, и совсем было бы хорошо.




*   *   *

Мы, то есть я, скрутил удочки, это тоже входит в мои обязанности , тщательно запаковал пойманную рыбку, чтобы она не пахла. А то не дай бог, сынишка покроется красными пятнами. После этого я всё сложил в машину и был готов к дальнейшему, а точнее к сбору ягод. Так уж у нас повелось: сначала рыбку, затем ягода, затем грузди.

Мы ещё немножко поторчали на берегу озера, полюбовались его красотой, пожалели, что искупаться нельзя (вода холодная из-за нынешнего прохладного лета), а потом сели в машину и поехали к близлежащему леску. А до леска было всего-то метров пятьсот. Мы оставили машину на дороге, немного съехав на обочину (вдруг кто поедет) и пошли на разведку, в смысле ягод.

А ягоды любит у нас собирать одна мама. Мы с сынишкой эту процедуру терпеть не можем. Хотя если ягод много, то на полчаса сбора лично меня хватит, а вот сынишка, даже если эта ягода сама лезет в рот, терпеть не может этот сбор. Так что пока мама разбиралась с проблемой, есть ли ягоды или их нету, я углубился в лесок, в надежде найти там что–нибудь из грибов.

Грибов не было. Это, впрочем, меня не очень расстроило потому, что я знал, что грузди, как правило, растут немного ниже от того места где бывают ягоды, в соснячке. Так что мне ничего не оставалось делать, как начать поиски ягод. Ягоды были, но мало. А когда ягод мало, то я быстро впадаю в тоску, и мне ничего делать не хочется. Жена моя ползала по пригорочку и чего-то собирала, а я пошёл к машине, около которой на корточках сидел сынишка и изучал чего-то в колесе.

-Ты чего колесо изучаешь? – спросил я сына. – Спустило что ли?

-Да нет, всё нормально, просто так вот, сижу и смотрю, куда глаза глядят, - так ответил сын.

-Ягод нет, - заметил я, - точнее они есть, но очень мало. Так что думаю, что через полчаса маме нашей надоест это ползанье по пригорку, и она присоединится к нам.

-Дай бог, - ответил сынишка, - чтобы так было. Мне уже, честно говоря, всё надоело и хочется домой!

- К девочкам! – заметил я.

-Можно и к девочкам, - ответил сын, - хотя это запланировано на вечер.

-А они тебя не доконают? - поинтересовался я.

-Девочки они доконать не могут, - последовал ответ, - потому что это девочки, и мне с ними хорошо.

-Ладно, - опять заметил я, - ты просто не выспался, а поскольку мама будет ползать не менее получаса, садись в машину на заднее сидение и поспи.

-А это мысль, - сказал сын, - я так и сделаю.

После этого сынишка влез на заднее сидение машины и через пару минут уже дремал, причём почмокивая языком. Может быть, даже ему виделись в полудрёме девочки, и это доставляло ему удовольствие.
 
Мамы нашей хватило минут на сорок. После этого она подошла к машине и, показывая урожай, заметила:

-Ягоды, лесная клубника есть, и довольно крупная, но мало. Вот только и всего я насобирала.

А она насобирала три четверти литровой кружки, то есть грамм четыреста.

-Ничего себе мало, - заметил я, - хотя иногда здесь бывало и больше. Ну, ничего, на компот вкусный нам хватит.

-Да нет, компот компотом, но из этого количества ягод можно и баночку маленькую варенья сварить, - возразила мне жена.

Мне было всё равно, что она там будет изобретать из этих ягод, а поэтому я ответил:

-Делай что хочешь, что тебе больше нравится, мне, а уж сынишки и подавно, всё равно!

Самое главное, что я понял, что жена, как нестранно, довольна урожаем и поэтому настроение у неё преотличное. Это настроение передалось и мне, и я заметил:

-Ну, что теперь за грибами?

-За грибами, - поддакнула мне жена и добавила, - а где же наш шофёр?

-Да вон, дрыхнет в машине, надо его разбудить!

Я быстро растолкал сынишку и заметил ему:

-Поехали за груздями. Там, пока мы их ищем ты поспишь ещё!

Сынишка пробурчал чего-то нечленообразное, что, дескать, в самый интересный момент сна разбудили, когда ему девочки начали сниться.

-Ничего, - заметил я, - вечером они у тебя будут не во сне, а на яву, а сейчас поехали, тем более что ехать тут метров триста.

-Вот и могли бы и пешком дойти, - проворчал сын.

Я ничего на это не ответил, хотя мог бы сказать, что раз машина так зачем ходить пешком и помог сыну окончательно избавиться ото сна.
 
-Знаете, что, - сказала вдруг наша мама, - вы езжайте и начинайте смотреть грузди с той стороны этого леска, а я  пойду вам навстречу, прямо отсюда. Где-нибудь в середине леса мы и встретимся.

-Хорошо, как знаешь, - ответил я и, обращаясь к сыну, добавил:

-Поехали!

*   *   *

Так началась наша груздинная эпопея. Мы проехали с сыном по дороге около километра и остановились.

-Иди, собирай свои грибы, - сказал мне сын.

-А ты? – не удержался я от вопроса.

-А я посижу в машине и может быть посплю, - так ответил мне сынишка.

-Жалко, - сказал я, - когда ты был ещё маленький, ты так любил собирать грибы, что жуть. А сейчас всё изменилось. Может, всё же пойдёшь со мной?

-Не-а, неохота, - отреагировал сын и я понял, что вытаскивать его из машины это бесполезное занятие.

Я чертыхнулся, вылез из машины, взял полиэтиленовое ведро для грибов, нож и углубился в лес.

На грузди, причём сырые, а, следовательно, самые лучшие из груздей, я наткнулся практически сразу. И было их видимо-невидимо, причём в буквальном смысле этого слова. Были здесь и здоровые лопухи, были и «лялюлички» (как мы их называем).
Сначала я собирал всё подряд, но потом быстро понял, что ведра моего не хватит, а посему не стал трогать крупные грибы, а стал просто грузди тщательно сортировать. Нож мой находился в непрерывном движении, срезая грузди, причём червивых практически не было. Чтобы наполнить ведро мне потребовалось пятнадцать минут, если не меньше, после чего я пошёл к машине за следующим ведром. Сынишка дрых, ничего не видя и не замечая вокруг.

-Ну, и фиг с тобой, - опять подумал я.

И ещё я подумал, что маленькая шоколадка, как лучшему сборщика грибов, точно моя и почему-то чрезвычайно этому обрадовался, как ребёнок. Все мы дети, даже пусть уже за пятьдесят.

Взяв второе ведро, я вновь отправился в лесок и продолжил там сбор груздей. Мне не терпелось похвастаться своими удачами перед женой, а поэтому я стал звать её.
-Надежда, - кричал я на весь лес, - как там у тебя дела?

-Дела у меня никак, - послышалось из далека, - грибов нет!

-А у меня уже два ведра!

-Врёшь, - прозвучало в ответ.

-Ничего я не вру, - обиделся я, - а если не веришь, то иди сюда и помоги мне собирать грузди.

-Иду, - послышалось в ответ и через пару минут, я уже видел, как жена идёт между деревьями.

Увидев моё полное груздей ведро, жена не удержалась от удивления.

-Ничего себе! – сказала она. – А я думала, что ты сочиняешь, чтобы меня подразнить!

-Учти, что это уже второе ведро, - похвастался я.

-Ну, да! – опять удивилась супруга.

-Если тут ещё поползать, то можно и третье ведро насобирать, - сообщил я. – Так что если у тебя есть желание, то поползай, а я пойду к машине, потому что считаю, что груздей уже собрали предостаточно. И ещё: ты переросшие не собирай, здесь и маленьких груздочков полно, если внимательно смотреть.

Я сказал это всё лишь потому, что знал, что жена моя не успокоится, пока здесь не соберет всё. А сам я уже собирался и мечтал залезть в машину и просто посидеть в ней, наслаждаясь окружающим лесом. Просто душа моя требовала стихов, и я это отлично понимал. Пусть моя ещё поползает, а я повдохновляюсь. Так решил я.

Сынишка уже не подрёмывал в машине, он откровенно спал, хотя находился не в очень удобном положении. В машине ведь особо не развернёшься.

Я не стал его жалеть, а просто взял и разбудил.

-Хватит дрыхнуть, - сказал я, - давай подождём маму, а пока включи музыку, только приятную и не очень громко.

Сынишка, было, сначала поворчал, но потом мне улыбнулся и сказал:

-Сейчас всё, папа, сделаю. А мама ещё долго?

-Думаю, что нет, - ответил я, - потому что грибов полно, а ведёрко у мамы небольшое. Так что может быть, она уложится и в пятнадцать минут.

-Это хорошо, - ответил сынишка, - значит скоро домой. А что, груздей и в самом деле много?

Я показал ему собранные мною два ведра и добавил:

-И это ещё не всё. Думаю, что груздей там ещё полным полно.

Сынишка удивился и даже обрадовался, наверное, потому, что представил как зимой мы эти грузди будем есть с картошкой.

-Замечательно, - заметил он, - не зря мы сегодня съездили на Ергалды!

-Это уж точно, - согласился с ним я.

Мама наша уложилась ровно в двадцать минут. Она радостная подошла к машине и показала своё ведёрко груздей.

-Вот, - сказала она, - да жалко, что у меня ведёрко маленькое, там грузди ещё есть. А ты молодец (это она мне). Я думала, что ты шутишь, когда сказал, что у тебя здесь груздей полно.

-Ладно, - отреагировал я, - всё равно всех груздей на свете не соберешь. Давайте собираться домой. Но сначала съедим маленькую шоколадку, которая нынче по праву принадлежит мне.

-Давайте, - согласились мои.

Я достал из нагрудного кармана рубашки маленькую шоколадку и разделил её на три части. Шоколадка была вкусная, даже, как мне показалась вкусней той, что была предназначена тому, кто первый поймает рыбку. Может быть просто потому, что я её заслужил.

Заключение

Домой мы ехали довольные. Ергалды нас не подвели, впрочем, как всегда. Сынишка вёл машину и мурлыкал про себя какую-то песенку. Жена моя продолжала ахать и охать по поводу того, какой я молодец, что вот нашёл место, где так много груздей. Я же поддакивал ей и говорил, что она с сыном тоже молодцы, так как наловили много рыбы и собрали, пусть и не очень много, ягод.

Правда, там, где-то в глубине души я немножко был в грусти, потому что теперь всё это надо перебирать и перерабатывать, а я это не очень-то и любил. Да и жена это не очень любила, не говоря уж о сыне. Тот вообще этот процесс игнорировал.
Однако, с другой стороны, это было и неплохо, ведь зимой на это мы будем глядеть совершенно другими глазами. А уж про животики наши и говорить нечего.
Так что, в общем-то, и ничего страшного, если мы два-три часа будем всё это перерабатывать. Устанем, конечно, да ничего страшного.

Так что в целом сейчас мы об этом не думали, а думали, как хорошо, что вот мы съездили на Ергалды, на озеро, которое нас никогда не подводило в смысле добычи. И мы жалели о том, что вот теперь только через год мы снова соберёмся сюда.
-А может ещё сюда съездим, - задумчиво произнесла жена.

Аналогичные мысли были и у меня и, похоже, у сына.

-Съездим, – ответил сынишка, - лишь только время выберем.

-Да сад бы нам не помешал, - добавил я.

-Да не помешает он нам, выберем время, - отреагировала жена.

На этом мы замолчали, а я подумал, что вряд ли у нас это получится. Суета чертова всё равно нас заест.

Так что придется наверное попрощаться с Ергалдами до следующего года. Это грустно, но что поделаешь.
 Так уж устроен наш мир, работы в нём много, а отдыха мало. Не зря ведь есть пословица «делу время, потехи час!». Закрутимся мы и завертимся в делах, а посему про озеро и забудем. Впрочем, не стоит грустить, вместо этого надо думать про хорошее и приятное, хотя бы про наши Ергалды, которые были для нас так всегда гостеприимны.



29 января 2009 г















































 


Рецензии
Лесная клубника... озеро Ергалды...
Андрей, Вы, случайно, не уралец?

Галина Петренко   04.09.2013 13:13     Заявить о нарушении
Уважаемая, Галина Петренко! Да, я уралец. Живу в закрытом городе Снежинске, бывшем Челябинске-70, так что тут вы угодали. Живу уже пятьдесят лет, когда семилетним сюда меня привезли мои родители. Живу и одним словом - радуюсь, всему, что вокруг меня. А вокруг меня есть чему радоваться. Уж поверьте мне!

С уважением Андрей Смолюк 2!

Андрей Смолюк 2   04.09.2013 18:45   Заявить о нарушении
И ещё одно замечание. Как вы догадались?
С уважением Андрей!

Андрей Смолюк 2   04.09.2013 18:47   Заявить о нарушении
Андрей, уже почти 10 лет, как я открыла для себя Урал.
И влюбилась в него.
Поэтому названия ваших озёр, городов, гор звучат для меня особой музыкой.
А лесная клубника - это вообще раритет, которого в средней полосе и в Северо-Западном регионе никто не знает:)

Спасибо Вам.
С неменьшим уважением
Галина

Галина Петренко   04.09.2013 21:24   Заявить о нарушении