Ущелье джеты-огуз -самое яркое впечатлене киргизии

ФОТО Авторв: ВИД на долину речки Джеты-Огуз
             и подНОЖие гоРЫ ОГУЗ-БашЫ

Для меня живописнейшее ущелье Джеты-Огуз оказАлось самым Ярким впечатлением за весь поход!

Утром 27 августа 1960-го мы (Юрий МихАйлович Глива - РОДом из СмоЛЕНска
и я - Владимир Крыленко)- с пляжа ЧолпОн-АТА - приЕхали и на пол-часа
задержались в посёлке Ананьево и ночевали у посёлка Корумды
(у непролазных зарослей облепихи). Похолодало, пасмурно и мы  ушлИ от Озера -
в долину речушки КорумдЫ, где Юра "писал" этюды, а я - от нечего делать -
нарисовал карандашами вид с Ёлями. Там и ночевали под Ёлями, за два днЯ -
НЕ уВИДев НИЧЕГО ЖИВОГО, - ДАЖ людЕй!
    30-31 августа мы были в городкЕ Пржевальск, где я позже -
в апреле-июле 1967 ЖИЛ и даже работал. Тут мы жили в гостинице -
тут впустИли даже меня, хотя я был одет в синий байковый лыжный костюм,
в котором ходил и по Кавказу в 1959).
 От Пржевальска-1960 у меня не осталось ярких воспоминаний. Есть только фото
улочки с высоченными тополями, да фото прилАвка на базаре со штабелями-
пирамИдками красивых летних яблок старинных украинских сортов, которых мы -
даже не удосужились купить и попробовать на вкус!
      1 сентября мы приехали автобусои (тогда на моЕй РОДине - в Донбассе -
это ещё была невидаль!) в курортный посёлок Джеты-Огуз ("Семь ВолОв" (не Быков!) -
больших скал ярко красного цвета). Для меня живописнейшее ущелье Джеты-Огуз -
оказалось самым ярким впечатлением за весь поход, особенно его самая верхняя
часть с грандиознейшей скально-ледовой вершиной ОГУЗ-БашЫ (5170 м)
и ледовым гротом (в конце ледника), из которого вытекАла речка.
     Но всё плоское днище этого красивейшего ущелья ТогдА БЫЛО истОптано
и изгажено скотом. А подступы к ледовому гроту БЫЛИ отгорожены моренным
завалом из огромных подвижных обломков, по которым пришлось прыгать с камня
на камень. Мы попытались подняться по леднику над гротом, но наши туфельки
скользили по гладкому льду, размываемому ручейками от таяния льда
(ноздреватого сверху).
      Мы провели 2 ночи в этом ущелье. Юра долго писал этюд Семи Волов,
а я, от нечего делать, лазил под этими "Волами" (кастрированными Быками)
и чуть не сорвался...
      А в середине апреля 1967-го я и моя Мама прошли по ущелью Джети-Огуз
(5 км выше 4-этажного дома на абсолютно голом пустыре) и на поляне -
у слияния 2 речушек обнаружили "малу кучу" - в сотни баранов, сбившихся
в одну кучу, засыпанных снегом (зимой в буран 1966-67г.), задохнувшихся
и замёрзших там. А теперь снег слегка подтаял и выглянувшие из-под снега
туши были слегка откушаны местными любителями - краснело и розовЕло мясо,
торчали рёбра... Зрелище не ахти весёлое и мы ушли из ущелья назад...

      А вот справка из сайта  www.issykkul.com/gorge-jetti-oguz.htm:
<<Ущелье Джети-Огуз расположено в 30 км к западу от города Каракол на северных
склонах хребта Терскей Ала-Тоо в одноименном ущелье длиной более 40 км. Ущелье
Джети-Огуз - одно из красивейших мест Киргизии. На протяжении почти 25 км по
обеим сторонам ущелья растёт тяньшанская ель, распологаясь сначала живописными
группами, а затем сплошными лесными массивами.
     На высоте 2200 м на базе радоново-сероводородных горячих источников создан
курорт "Джети-Огуз". Сюда приезжают лечиться от ревматизма, желудочных, нервных
и кожных заболеваний. Санаторий Джети Огуз, построенный в 1932-рон, был местом
первой встречи Президента Акаева с Борисом Ельциным в 1991г,
     Ущелье Джети-Огуз выполаживается в широкую долину Кек-Джайык, заросшую
еловыми лесами почти до самой вершины гребня. Выше зоны леса (около 3000 м), в
широкой долине (шириной около 15 км) располагаются великолепные субальпийские и
альпийские луга - джайлоо. В весенние и летние месяцы в ущелье Джети-Огуз насто-
ящий праздник цветов, среди которых выделяются серебристые звезды эдельвейсов,
альпийские ромашки и астры, девясил (золотой корень).
      Верхнюю часть ущелья Джети-Огуз замыкает многокилометровая Джети-Огузкая
стена, в средней части которой возвышается красивейшая двойная вершина (5170 м)
Огуз-Башы (голова быка). На водоразделе с ущельем Каракол высится остроконечный
пик Жукова (4250м). От северных склонов вершин Каракол (5250м) и Огуз-Башы берут
начало речки Арча-Тор и Айлынаш, образующие речку Джети-Огуз.
     Животный мир ущелья Джети-Огуз представлен владыками высокогорий - снежными
барсами, грифами и орлами, стадами быстрых козлов, грозными медведями, кабанами,
косулями, тетеревами, кекликами, фазанами и другими представителями фауны
области. А вот ещё из  dancheg.livejournal.com/14422.html   :
<<Хватит сиськи мять, работать пора - Долгожданный Джети Огуз. Жайлоодо-2  am
22 July 2008: Отказ от цивилизации - это великий отдых. Ещё в прошлый раз я
анонсировал поездку в село Семи Быков (Жети ?г?з). Точнее не в само село, а на
джайлоо (пастбище - кырг, если кто не знает), которое находится в горах недалеко
от села. По сравнению с Семёновским ущельем, где я был в прошлый раз, место жутко
"попсовое": куча туристов каждый день, электричество, полиэтилен на юртах... эх.
То ли дело было в Семёновке, где хоть чё делай, а ни электричества, ни связи в
радиусе нескольких километров нет. Но мы вчетвером в Джети Огузе всё равно
обалденно повеселились. Из ЖЖ-стов с нами был nurnas, который уже написал пост
про наше веселье. Я же обещал, что зарежу барана? - Выполнено! В прошлый раз я
только шкуру снимал, а на этих выходных учился делать всё от начала и до конца.
Дабы не нарушить хрупкую психику крайне чувственных читателей, подробности этого
действа с особо кровавыми фотками вынесу в отдельный пост. А пока что я добрый!
Баран стоит относительно недорого - чуть менше $100. За два дня этим барашком
получилось накормить всех ездивших со мной друзей и всех зашедших к нам в юрту
гостей. И даже при этом мы съели только около половины. В общем, сытное это
дело - барашка кушать! Как я уже говорил, Джети Огуз стал попсовым до нельзя.
Вот, даже некий Айбек, оказывается, что-то хотел! Везде есть своё решение, мы
нашли юрту подальше от этого места. Как ни крути, а внутри любой юрты одинаково
хорошо! Ниже не фотке - доказательство. Нурбек (он же nurnas - справа) словил
"синдром юрты": полный паралич конечностей и нежелание что-либо делать в таком
уютном прохладном месте!). Особенно если учесть, что Камчыбек (слева) уже вторую
бутылку кымыза разливает! - Фото:   юрта Нурбек Камчыбек кымыз.jpg   >>
                ************************
А тогда в 1960-м тут не было ни "попсы", ни куч туристов каждый день, ни элект-
ричества, ни полиэтилена на юртах. Да и <сиськи мять> ни Юра, ни я ещё никому не
осмеливались. Да и некому было (смотри ниже!)...
    3 сентября мы были в гроте, а 5 сентября из Джеты-Огуза вышли к Иссык-Кулю.
Было прохладно, ветер, волны, дождик. Мы пешком дошли до бухты Тонг и залива
Тамга, где ночевали среди мазаров на кладбище. 7 сентября мы сели в проходящий
мимо теплоход (шёл из Рыбачьего), где было 6 человек команды и 3 пассажира: дама
лет 40, но не с собачкой, а с дочкой-дочей лет 15, а также Вася (24 лет) из
Ленинграда-Питера. Вася сам рассказал Юре (а я стоял рядом и слушал), что он
живёт сам в одной комннате в коммунальной квартире, что его соседи не позволяют
ему приводить домой "бабачек" (угрожая выселить за "амораль"), так он "расслаб-
ляется" в тур-походах - сам ездит по Миру, спит в палатке на надувном матрасе в
спальном мешке, но не сам (как Юра и я-болван неспособный!), а приглашая милых
****ушек. Когда мы вечером приплыли в Пристань Пржевальск, я и Юра задержались
на минутку, укладывая рюкзаки. И, когда мы вышли на пристань, Вася уже стоял в
окружении 6 "бабачек" лет до 30. Он сказал нам: "- Ну, вот видите, я ж вам гово-
рил, что они сами летят ко мне!" А на Юру и меня ни одна из этих 6 "бабачек-
соискательниц" даже не глянула - им был нужен ТОЛЬКО ВАСЯ (хотя Юра был выше,
более видный и стройный)! Так что Юре и мне пришлось переночевать самим (без
бабачек-****ушек) в парке у могилы-памятника Н.М.Пржевальскому. А Васю мы ещё
раз встретили уже в центре Алма-Аты, где он вечером шёл к тур-базе в окружении
стайки-дюжины девушек-туристок...>>
    ДА - НЕ ЗНАю, КАК КомУ, а для меня -
живописнейшее ущелье Джеты-Огуз оказАлось самым Ярким впечатлением за весь ТОТ поход!
          Крыленко Владимир  29 августа 2013


Рецензии