Жизнь как МИГ

- Напишите лучше про нашу Рубанщину! Глава Гоголевского сельсовета Виктор Влезько был явно огорчен тем, что из трех населенных пунктов «его» сельсовета меня интересовала русско-украинская деревня Олешня. — Там родился Гуревич, — мягко, но настойчиво продолжал агитировать за Рубанщину, впрочем, не имея ничего и против Олешни, Виктор Павлович. — Создатель МиГов. Знаете, наверное?

Взгляд главы остановился на полке, заставленной папками с документами и книгами. Над канцелярским хламом возвышался застекленный портрет авиаконструктора с надписью: «В этом доме 12 января 1893 года родился и жил Герой Социалистического Труда авиаконструктор Гуревич Михаил Иосифович, 1893-1976 гг., создатель скоростных истребителей МиГ и другой пилотируемой техники».

- Проект мемориальной доски, — с ноткой торжественности в голосе пояснил Виктор Павлович. – Через месяц приезжайте на открытие…

Планы установить мемориальную доску в память об авиаконструкторе М.И. Гуревиче в Гоголевском сельсовете зрели уже давно. Долго готовились хозяева и к открытию. Наконец, все обстоятельства сложились благоприятным образом: в минувший вторник на доме, где жил Гуревич, мемориальную доску установили. Среди гостей были и представители «Российской самолетостроительной корпорации МиГ.

… Чтобы понять величие таких российских уголков, как Рубанщина, их надо увидеть впервые не окутанными сонным мычанием коров и благоуханием июньского разнотравья, а как будто с трибуны — торжественными, нарядными, вслушивающимися-всматривающимися в свое же прошлое.

И чем меньше деревня и село, рассказ о которых главы сельсоветов начинают с многозначительного «здесь родился…», тем загадочнее и притягательнее это место для почитателей того, чье имя следует за многоточием.

…Судьба Михаила Гуревича была не просто устремляющейся вверх спиралью, а скорее, походила на череду виртуозных виражей, в которой удачи так стремительно сменялись испытаниями, что трудно отличить одно от другого.

Рубанщина, где будущий создатель МиГов появился на свет в семье механика винокуренного завода Тахтамирова, стала лишь одной из декораций к его насыщенной событиями судьбе.

Работники винокуренного завода жили в одном из зданий усадебного комплекса, которое вошло в историю благодаря Гуревичу. Правда, старожилы говорят, и в администрации сельсовета это подтверждают, что родился легендарный авиаконструктор в другом доме, который, к сожалению, не сохранился. Зато год назад одна из улиц малой родины создателя МиГов была переименована в его честь.

Не сохранился и винокуренный завод. От него осталось только складское помещение, где в винных погребах хранились бутылки с этикетками «Тахтамиров и сын».

Усадебный комплекс являл собой единый ансамбль, где готика соседствовала с западно-русским архитектурным стилем. И по сей день мохнатые хвойные лапы тянутся к ажурным балкончикам, безмолвным хранителям памяти хозяев усадьбы. В советское время здесь размещалась противотуберкулезная больница. Сейчас здание пустует. Архитектурному ансамблю более ста лет, и на его восстановление требуются миллионы. Удастся ли когда-нибудь воссоздать этот один из красивейших уголков суджанской земли — неизвестно.

Привязать к себе человека, мысли которого были в небе, он, однако, не смог. Но, наверное, не случайно первые годы жизни будущего конструктора прошли на суджанской земле среди зовущих ввысь дубрав и куполов.

В 1910 году Гуревич поступает в Харьковский университет на математический факультет. Но взрывной характер не даёт способному юноше спокойно заниматься точными науками. Вскоре его отчисляют за участие в акциях протеста против самодержавия. Гуревич уезжает во Францию и поступает в университет города Монпелье опять же на факультет математики. Однако судьба снова испытывает учёного на прочность и не только его – целые народы. В 1914 году Гуревич приезжает домой на каникулы, но начинается Первая мировая война… Будущий создатель МиГов вынужден перебиваться случайными заработками, однако ничто не может остановить его на пути к знаниям. Несколько лет спустя Михаил Гуревич продолжает постигать азы науки в Харьковском технологическом институте. Он учится на факультете самолетостроения, активно участвует в работе «Общества авиации и воздухоплаванья Украины и Крыма».

Опыт конструирования самолетов Гуревич начнет обретать несколько позже, в бюро известного французского авиаконструктора Поля Ришара, которого советское правительство пригласило в Москву для создания первых советских гидросамолетов. Поступить на работу к Ришару было непросто. Сдавать вступительный экзамен нужно было на французском языке, и Гуревич сдал его блестяще.

- Михаил Иосифович часто бывал у нас в гостях, — вспоминает Ованес Микоян, советник заместителя генерального директора ОАО «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ». – Я тогда был школьником, но уже в ту пору встречал много великих людей, и тем не менее Гуревич оставил неизгладимое впечатление. Он был необыкновенно скромным и интеллигентным, эрудированным человеком, владел английским, немецким, итальянским, латинским и, само собой, французским языками.

В середине тридцатых Гуревич, уже известный авиаконструктор, в составе советской авиационной делегации был командирован в США на авиационные заводы Дугласа и Мартина в Балтиморе. Он участвует в закупке лицензии на производство в Советском Союзе американских самолетов «Дуглас ДС-3».

По возвращении в Москву Гуревич получил приглашение на работу в КБ Николая Поликарпова, разработчика истребителей И-15, И-16, «Чайка» и других машин, а в конце 1939 года был переведён в только что созданное конструкторское бюро, которое возглавил Артем Микоян. В этом году, кстати, корпорация «МиГ» отмечает своё семидесятилетие.

- Когда встал вопрос о создании конструкторского бюро, отец согласился возглавить его при условии, что заместителем будет Михаил Гуревич, — продолжает Ованес Артемович. — Артёму Ивановичу было тогда тридцать четыре года, Михаил Иосифович был на тринадцать лет старше. Отец относился к нему как к старшему другу.

В конце 1939 года ОКБ Микояна приступило к проектированию высотного истребителя «И-200», который вошел в историю как МиГ-1.

Название как будто само собой возникло из воздуха. Начальные буквы фамилий создателей крылатой машиной сложились в стремительное «МиГ».

…Новые советские скоростные самолеты ураганом пронеслись над столицей, расцветшей в первомайское утро сорокового года шарами и стягами. Железных птиц приветствовали восторженные крики демонстрантов.

Так начинался победный полет МиГов. Вскоре был налажен серийный выпуск самолета, ставшего одним из основных истребителей первого периода Великой Отечественной войны.

После войны Гуревич совместно с Микояном конструировал первые в Советском Союзе ракеты-истребители МиГ-9 и МиГ-15, получивший боевое крещение во время войны в Корее. МиГ-15, не имевший аналогов в начале пятидесятых, принёс его творцам мировую славу.

Работе в КБ Микояна Гуревич отдал четверть века, а с 1957-го по 1964 год возглавлял его. Михаил Иосифович был удостоен пяти Сталинских и Ленинских премий. В 1957 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Последние годы жизни Гуревича прошли в Ленинграде. Вспоминал ли он в зените своей славы скромное и живописное село Суджанского района, об этом история умалчивает. Во всяком случае односельчане не помнят, чтобы он приезжал в Рубанщину. Впрочем, один земляк легендарного авиаконструктора, ветеран Виктор Петрович Дрожжин рассказал, что видел Гуревича дважды и даже присутствовал при испытании МиГов, но к суджанской земле это никакого отношения не имело...

Заслуги Гуревича были отмечены множеством наград, однако по иронии судьбы один из отцов МиГов всегда оставался в тени своих крылатых машин. А в постсоветские годы о создателе военных истребителей и вовсе на какое-то время забыли. На смену старым идеалам пришли новые.

Только спустя тридцать с лишним лет память о Гуревиче увековечена на его малой родине.

Кого ни спроси на улице, каждый скажет, что не где-нибудь, а здесь, в старинном селе Рубанщина родился великий конструктор. В Гоголевской общеобразовательной школе учителя рассказывают детям о легендарных создателях МиГов. К сожалению, ничего из личных вещей семьи Гуревича в Рубанщине не сохранилось. Немало белых пятен осталось и в его биографии. Так, о его матери практически ничего не известно. Мало осталось исторических свидетельств и о владельце усадебного комплекса, на одном из помещений которого теперь напоминает о славном прошлом российского самолетостроения мемориальная доска. Контакты с дочерью Гуревича и другими его родственниками пока установить не удалось.

Возможно, частично прольёт свет на загадки прошлого автобиография Гуревича. Ксерокопию рукописи вместе с копиями других материалов, представляющих немалый интерес для краеведов, подарили Гоголевскому сельсовету московские гости.

- Хорошо бы заложить в Рубанщине аллею памяти в честь Михаила Гуревича и установить памятник в виде самолета, — размечтался с трибуны Виктор Влезько. — Аллею-то мы посадим, за нею дело не станет. Но где взять самолет?

О МиГе для мемориала пообещали позаботиться московские гости. «Деревья за вами!» — шутливо напомнил заместитель директора Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» Алексей Литвинович.

На открытии он вручил главе муниципального образования еще один памятный сувенир-самолет, МиГ-21, изготовленный специально к торжеству.

… История рождается не только в кабинетах первых лиц государств, на пышных церемониях вручения престижнейших премий, в студиях ведущих телеканалов... В погожий день середины июня она скромно и незаметно вершилась в одном из тихих уголков России, где гостей встречали с караваем, где гимну и торжественным речам бесхитростно вторили петухи, а облака причудливой чередой проплывали в высоком небе над Рубанщиной.

- МиГи поднялись в небо с суджанской земли, — с подобающей случаю торжественностью произнёс Алексей Литвинович. — С сегодняшнего дня можете смело считать Рубанщину родиной реактивной авиации Советского Союза.

Гости рассказали, что, возможно, еще одна мемориальная доска в честь уроженца Рубанщины появится в Москве, на улице Беговой, где жил конструктор.

А главный памятник Микояну и Гуревичу, как прежде, оставляют в небе белые следы. Наши МиГи продолжают разлетаться в десятки стран. Сейчас корпорация «МиГ» работает над созданием корабельного варианта самолёта для авианосца. Меняются технологии, усовершенствуются модели. МиГи по- прежнему летают над землей.


Рецензии
"… История рождается не только в кабинетах первых лиц государств, на пышных церемониях вручения престижнейших премий, в студиях ведущих телеканалов... " Именно так!

Пять Звёзд   08.07.2014 20:45     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.