Сожжение мостов

Мерные звуки датчиков были единственным, что нарушало тишину, даже двигатели были выключены – за несколько минут до этого корабль лёг в дрейф в безвоздушном пространстве, входя в финальную стадию полёта. Это место, за миллионы километров от Земли, где некому услышать твой голос – будь то шёпот или крик – могло служить настоящим символом одиночества и отчуждения. Холод, тьма и тишина.
Космический корабль «Ponte» замедлялся, приближаясь к пункту назначения. Автоматические системы начали работать через несколько минут после остановки двигателей – в криогенной камере загорелся свет, заработали, нарушая тишину, механизмы манипуляторов и генераторы. Из ровного ряда криогенных камер, тянувшегося вдоль стены, начала подниматься одна. Насосы заработали, закачивая в неё воздух, из-под поднявшейся крышки со свистом вырвались клубы пара… Был запущен процесс пробуждения.
***
Когда эта планета впервые была обнаружена земными астрономами, среди них загорелись нескончаемые споры – все проводимые анализы показывали, что она не уступает Земле по пригодности для жизни, а в чём-то даже превосходит нашу родную планету. На фоне надвигающейся угрозы перенаселения Земли это открытие стало одной из центральных тем в мировом научном сообществе, разделившей его на два противоборствующих лагеря. «Безусловно, такой шанс нельзя упускать» - твердили одни, предлагая немедленно снаряжать экспедицию для разведки на планету, получившую кодовое название «11TH3X8» Впрочем, все их восторженные предложения разбивались об один несокрушимый аргумент – расстояние.
Обнаруженная планета находилась на расстоянии в несколько сот миллионов километров от Земли, и даже при технологиях того времени на путь до неё ушло бы не меньше сотни лет. Несмотря на это, выдвигались всё новые программы по освоению планеты, одна безумнее другой. Дошло до того, что предлагалось вложить невероятные средства в исследование методов телепортации. Планета продолжала сиять на горизонте людских мечтаний недостижимой точкой.
Когда утихла первоначальная истерия, разумное решение нашлось достаточно быстро. Из архивов были подняты данные по космическим программам, основу которых составляли продолжительные автономные полёты. На заре космической индустрии такие программы позволяли получать информацию из отдалённых мест Солнечной системы, и даже из-за её пределов без непосредственного участия в полётах экипажа. Это технически могло позволить достичь планеты. Вторая часть проблемы состояла в самом экипаже. Было решено выбрать единственного исследователя, который будет погружён в анабиоз на время пути, и будет разбужен перед самым прибытием на место. В случае успеха его разведывательного полёта, вслед за ним будут отправлены полноценные экспедиции для изучения планеты и подготовки её к освоению землянами в будущем.
Шёл 2150 год.
***
Диего Соло сел на край криогенной камеры, яростно протирая глаза кулаками – отвыкли от света, режет, как ножом. Воспоминания всплывали в мозгу одно за другим, словно прошедший сон. Раздался синтезированный голос бортового компьютера:
- Приветствую Вас, капитан. Желаете ознакомиться с навигационными документами?
Сколько же времени прошло…
- Какой сейчас год? – голос оказался слабым и дрожащим.
- Согласно земному летоисчислению, сейчас 2247 год.
Соло невольно сглотнул. Прошла почти сотня лет… Глаза сами собой поднялись к зеркалу, висящему над его криокамерой, и, сощурившись, стали выискивать изъяны в отражении. Тщетно - ничего не изменилось, словно он только вчера поднялся на борт и улёгся в эту капсулу; за сто лет, проведённых в анабиозе, у него не прибавилось ни лишней морщины, ни седого волоса.
Издав приглушённый стон, Диего поднялся на ноги. Из стены напротив, щёлкнув, плавно выехал ящик со сложенным комбинезоном белого цвета – корабельной формой.
- Хотите проследовать на мостик прямо сейчас, капитан?
- Что? Нет… Чёрт подери, это подождёт – для начала расконсервируй кухню, я не помню, когда в последний раз завтракал… Да, и ещё – не помешало бы принять душ. Потом займёмся всем остальным.
- Принято, капитан.
Где-то в глубине корабля послышался новый шум, над головой едва слышно загудели кабели.
После душа и завтрака Диего отправился на капитанский мостик. Вожделенная планета, находившаяся на расстоянии около сотни тысяч километров, занимала половину вида из окна; капитан отметил про себя, что она до боли напоминает Землю – пожалуй, самое яркое его воспоминание перед введением в сон. Вот только на этом шарике, пожалуй, зелёного цвета побольше. Сто лет назад из космоса Земля показалась ему полностью выработанной планетой – покрытой безжизненными пустынями, высушенными реками; даже с орбиты ему были видны огромные шлейфы чёрного дыма. На этой же планетой ни единой царапины – ей ещё неведома тяжёлая рука человечества.
Капитан сел в кресло. На многочисленных мониторах перед ним забегали цифры, начали рисоваться графики, списки. Глаза Диего мельком осмотрели их и снова уставились на 11TH3X8, по телу забегали мурашки. Правда ли это, после стольких лет, проведённых в забытье, или это ещё один сон? Из раздумий его вывел голос компьютера:
- Желаете связаться с Землёй, капитан?
- Да… Пожалуй… Свяжи меня с диспетчерской. Думаю, там есть должен быть кто-то, кто координирует этот чёртов полёт.
Включился приёмник; пока компьютер устанавливал связь, из динамиков слышались только помехи. Вскоре сквозь них раздался голос:
- Приём!.. Эй, меня кто-нибудь слышит? Есть там кто-нибудь?
Диего придвинул микрофон поближе к губам и проговорил:
- На связи Диего Соло, капитан корабля «Ponte» С кем я говорю?
- Диего, меня зовут Джими, я координатор проекта «Вояджер-3» Вы можете включить видеосвязь?
- Да, сейчас сделаю.
Перенаправив на себя объектив камеры и щёлкнув пару кнопок на панели, Диего стал ждать отклика. Через минуту на самом большом мониторе, прямо перед ним, появилось смутное изображение офиса, заполненного людьми; все они смотрели прямо на него. Один из них – очевидно, координатор – сидел впереди всех, за компьютерным терминалом.
- Капитан Диего, прежде всего, хочу поздравить Вас с прибытием к цели! Сейчас на Земле только и говорят, что об этой экспедиции… Можно сказать, что Вы – главная надежда Земли! Особенно после недавних событий…
- Что? – Диего приподнялся в кресле. - Событий?.. Каких?
- Простите, капитан, но нам не стоит сейчас отвлекаться на подобные мелочи. Давайте вернёмся к главному вопросу. Что Вы можете сказать относительно планеты?
- Про неё я могу сказать только то, - проворчал Диего, - что она находится в сотне тысяч километров от меня. Все подробные данные вы получите после того, как я спущусь на неё. Но… Даже невооружённым глазом видно, что жить здесь можно. В крайнем случае, немного терраформирования исправят дело.
Эти его слова были встречены новыми радостными возгласами, впрочем, затихшими через несколько секунд.
- В таком случае, - излишне торжественно произнёс координатор, - Вам следует заняться подготовкой к высадке. Помните, мы ждём от вас тщательного исследования состава атмосферы и почвы, климата, и всего остального. Именно от этого зависит, как скоро земляне смогут начать осваивать этот новый мир! Тем временем я улажу все бюрократические мелочи. Будем с нетерпением ждать, когда Вы снова выйдете на связь, капитан! Конец связи.
- Конец связи…
Изображение на мониторе отключилось. Диего откинулся на спинку кресла, вцепившись пальцами в подлокотники. Глубоко втянув воздух, он зажмурился и стиснул зубы.
***
Пока готовился запуск программы «Вояджер-3», Земля обрастала «чёрными пятнами», как их называли, войны начинались одна за другой. В новостных выпусках сюжеты про 11TH3X8 чередовались с репортажами с мест военных конфликтов. С ростом населения Земли по спирали росло и количество стычек между людьми. Всё больше стран обзаводились так называемым «ядерным гарантом», начиная в открытую диктовать остальным свои условия. Стычки следовали одна за другой, росло количество жертв военного времени; голодающая Африка превратилась в разворошённый осиный улей, Европа наполнилась беженцами из охваченных огнём стран.
Это была только одна из проблем – из-за перенаселения планету охватил голод, за чертой крайней бедности проживало больше половины Земного шара, постоянно вспыхивали эпидемии; всюду царствовала безработица.
Помимо прочего, назревал конфликт в Азии между Китаем и Индией, чьё совместное население к этому времени оценивалось в 15-17 млрд. человек.
Общее население Земли к тому моменту достигло 50 млрд., планета не могла выдержать такого огромного количества людей. Начинались реализовываться программы по заселению Луны и Марса, однако этого было недостаточно. Человечество оказалось на грани катастрофы.
***
Диего готовился к выходу. После теста охлаждающей системы скафандра он взялся за проверку инструментов и приборов, которые собирался взять с собой. Из динамиков негромко звучала лёгкая джазовая мелодия, включенная компьютером по его просьбе, но ничего не могло заглушить всё ещё отдававшиеся в его голове эхом слова про «последние события» Что это за события? Может быть, попробовать узнать о них прямо сейчас, через канал бортового компьютера? Вряд ли ему скажут об этом и во время следующего сеанса связи – даже если вспомнят среди беготни, которая обязательно начнётся вокруг программы.
Но получение такой информации в обход координатора будет нарушением инструкций… Впрочем, к чёрту все инструкции.
- Компьютер, во время соединения с Землёй был выполнен протокол PCI-X?
- Да, капитан, он включен по умолчанию. Во время сеанса связи с Земли мне были отправлены архивы главных информационных агентств.
- Можешь вкратце рассказать об основных событиях на Земле за время нашего полёта?
Компьютер на несколько секунд замолк, загружая информацию. Затем его голос зазвучал пулемётной очередью:
- 2162 год – ряд крупных вооружённых конфликтов в Африке и Азии, начало нового экономического кризиса. 2177 год – гражданские войны в крупнейших странах Латинской Америки, полное истребление девяти народностей этого региона. 2193 год – официальное начало военного конфликта между Китаем и Индией, обусловленного разногласиями относительно Тибетского региона. 2206 год – первое в ходе вышеупомянутого конфликта применение ядерного оружия. 2210 год – введение в регион международного миротворческого контингента, обострение конфликта. 2215 год – официальное начало Третьей мировой войны…
Диего, до этого слушавший оглашавшийся список словно завороженный, на последних словах встрепенулся, перебив компьютер дрожащим голосом:
- Стой, стой!.. Что ты сказал?! Третьей мировой войны?!
- Да, капитан. Мне продолжать?
Диего замер над раскрытым ящиком с приборами. Услышанные слова поразили его. Да, сто лет назад обстановку на Земле уже трудно было назвать идеальной, но… Третья Мировая? ..
Целую минуту компьютер ждал его ответа.
- Ты можешь сделать общий обзор по количественной динамике населения Земли за это время?
- Согласно кульминациям графика, - почти сразу начал перечислять беспристрастный искусственный голос, - население Земли в период с 2150 по 2193 года увеличилось с 50 до 63 миллиардов человек. В период с 2193 по 2206 года – уменьшилось с 63 до 58 миллиардов человек. В период с 2206 по 2210 года – уменьшилось с 58 до 46 миллиардов человек. В период с 2210 по 2215 – уменьшилось с 46 до 42 миллиардов человек. В период с 2215 года до настоящего момента – уменьшилось с 42 до 23 миллиардов человек.
Эти цифры разносились по всем помещениям корабля, усиливаясь, отражались от стен, но Диего словно их и не слышал. Он медленно сел на скамейку, задев ногой ящик и рассыпав инструменты. Названные цифры живо воплощались в его воображении в ужасающие картины. 40 миллиардов погибших за 50 лет…
- Не могло выйти ошибки? Ты уверен насчёт этих данных?
- Нет, капитан, ошибки быть не может. Это точная информация. Но я могу послать на Землю запрос о подтверждении, если Вы хотите. Мне продолжать?
- Н…нет… К чёрту всё… Не надо ничего отправлять.
Некоторое время капитан сидел молча. Что это значит? Неужели началось то, к чему человечество шло с самого начала своего существования? Не стоило лезть, куда не следует…
Тяжело вздохнув, Диего поднялся на ноги и, застегнув шлем, произнёс:
- Компьютер, приготовься к открытию шлюза. Выход через пять минут.
Собрав рассыпанные приборы, он вышел в отсек предварительной обработки. Переборка за его спиной закрылась, и через несколько секунд стала открываться вторая, ведущая наружу. Секунды, ушедшие на это, показались ему слишком длинными, он в нетерпении переминался с ноги на ногу, сердце бешено колотилось в груди.
Со слабым шипением перед ним опустился трап. Диего Соло поставил ногу на ступеньку, сделав шаг вниз, затем ещё один, и ещё.
В глаза ударил невероятно яркий свет, несравнимый с земным Солнцем – над головой сияло целых два светила. Прямо перед Диего расстилалось настоящее море цветов – до самого горизонта тянулось переливавшееся всеми красками поле; таких растений на Земле Диего не видел ни разу. Некоторые из них были настолько крошечными, что уместились бы на кончике его пальца, другие же возвышались над ним как небольшие деревца. Вдалеке, у самого горизонта, виднелась небольшая роща, точно так же переливавшаяся всеми цветами радуги. Сквозь гермошлем до уха доносилось щебетание незнакомых птиц.
Диего сделал ещё один шаг, сквозь зелёные стебли. Его ноги утопали в мягкой подстилке, а сочная трава доходила до самого пояса. Посмотрев на датчики окружающей среды, он удивлённо присвистнул – практически все показатели идентичны земной атмосфере, не считая того, что в воздухе нету никаких посторонних примесей, он гораздо чище земного.
На губах у Диего заиграла лёгкая улыбка. Он поднял руки и дрожащими пальцами отстегнул гермошлем от скафандра. В ноздри ударил прохладный свежий воздух, с приятным привкусом. Несколько минут Диего стоял с закрытыми глазами, наслаждаясь его вкусом. Затем улыбка медленно исчезла с его лица.
Так значит, скоро земляне окажутся здесь? Скоро эти поля будут вытоптаны тяжёлыми сапогами, рощи будет вырублена, а в воздухе будет висеть тот же кислый смог, что и в большинстве земных мегаполисов? И эта планета тоже окажется опустошена бесконечными войнами?
Сколько он летел сюда – почти сто лет?..
Помедлив несколько секунд, Диего включил микрофон:
- Капитан Диего Соло вызывает борт… Компьютер, ответь!
- Слушаю, капитан.
- Для тебя есть задание. Ты должен сломать главный узел связи корабля.
- Сломать?
- Да! Вывести из строя. Сломать. Уничтожить. Я хочу, чтобы Земля не могла выйти с нами на связь. Когда я вернусь на борт, я займусь этим сам, а пока что уничтожь узел. Всё ясно?
- Да, капитан. Будет сделано.
- Конец связи.
Теперь он один. На незнакомой планете, на расстоянии в сотню лет от любого из людей. Словно потерпевший кораблекрушение и оказавшийся на необитаемом острове. Добровольно оказавшийся на нём. Даже если земляне доберутся сюда когда-нибудь, он этого уже точно не увидит.
Прямо перед Диего Соло колыхались растения, напомнившие ему земные лилии. Слегка наклонившись, он с удовольствием вдохнул их запах.


Рецензии