Человек и крыса

Человек сидит у окна в кресле и тяжёлым взглядом смотрит во двор. Он уже стар, глаза его слезятся, ноги распухают, а к вечеру становятся свинцовыми. Человеку плохо…

Он наблюдает через сетку- «рабицу», как соседка развешивает бельё.
Когда она поднимается на носки,показываются  икры её ног.
Спортом занималась,- рассуждает человек, - жаль, с мужем ей не повезло, бьёт такую красавицу.

 Странное дело, я ничего без очков у себя под носом не могу различить, а вдали всё отчётливо вижу, - продолжается вялый ход его мыслей.

Вдруг он слышит то ли смех, то ли кашель: «кхехь-кхехь-кхехь».

Человек оглядывается- никого. Померещилось, думает он, но тут снова раздается это «кхехь-кхехь-кхехь».

Он берёт с подоконника очки и, напялив их на нос, осматривает комнату- никого. Когда он тянет руку, чтобы снять очки, взгляд его падает в угол. Присмотревшись, он различает крысу, старую и облезлую.

Не обращая никакого внимания на человека, она с упоением чешет передними лапками своё отвратительное тело.
- Как же ты пролезла в эту щель, - вслух рассуждает человек.
- Эко тебя истаскало, вся шерсть по вылезла, и стала ты страшной, как твой хвост, - улыбается он.

Крыса перестаёт чесаться. Бойко став на задние лапки, она важной походкой проходит с метр от угла, и, совсем по- человечески подбоченившись правой лапкой, а левой опёршись об стену, произносит:

- Ну ты тоже «не фонтан», скажу я тебе…

Человек подпрыгивает в кресле, но, схватившись за поясницу, тихо оседает, не в силах вымолвить ни слова от испытанного шока.

Крыса, очень довольная произведенным эффектом, ухмыляется всё тем же «кхехь».

- Ты можешь говорить? - спрашивает человек, немного приходя в себя.
- Легко, - важно отвечает крыса, ковыряясь когтем в желтых уродливых зубах.
- Вот чудеса, расскажи кому, и не поверят.

- Более того,- говорит крыса, поднимая коготь на манер человеческого указательного пальца, - они скажут: «старый совсем сбрендил, с крысами стал якшаться».

Крыса хохочет - у неё подкашиваются задние ноги, она сползает по стене, схватившись за живот, и уже на полу дрыгает ногами, в новом приступе смеха.

Человек достаёт из нагрудного кармана носовой платок, протирает глаза, потом очки, снова надевает их, с удивлением глядя на крысу.

Крыса вновь поднимается и начинает разглагольствовать, по-ораторский размахивая лапками:

- Вы, люди, наивны, словно дети и жестоки, как звери. Сколько живу на этой грешной земле, столько и удивляюсь вам.

- Ну ты это брось, не такие уж мы и жестокие…

- Да ладно тебе, - отмахивается от него крыса, - уж мне-то можешь не «заливать».
Тут крысиный голос начинает срываться и становится жалобным:
- Отчетливо помню тот день, когда строили эту летнюю кухню - вы стали разбирать старую и наткнулись на мою нору с выводком. Вы, подлые и жестокие, стояли вокруг и решали, как лучше умертвить моих детёнышей, а ведь они только родились! Ещё слепыми были, - всхлипнула крыса.

- А ты, вроде безгрешный юнец, пошёл дальше всех! «Подождите, я Макала приведу», сказал ты. Моё материнское сердце вздрогнуло, когда я услышала это имя!

Театрально воздев вперёд лапки, крыса перешла на крик:
- О-о-о, человек, вероломство твоё имя! Этот монстр съел их не разжёвывая, и ещё долго обнюхивал углы подвала, надеясь на добавку.

Человек вспомнил свою юность и тот случай - это было весело, а Макал славно позавтракал в то утро.
Но сейчас ему стало жаль крысу, и он виновато произнёс:

- Я был молод и глуп, сейчас бы я так не поступил.

- Да уж, - произнесла крыса как ни в чём не бывало, - сейчас ты без тросточки даже в сортир не сходишь, - снова скорчилась она в хохоте.

Человек стал выходить из себя:

- Ты тоже хороша, а помнишь мешки с зерном? А? Помнишь? Ах-а-а-а! А помнишь отцовский кожаный плащ - он мне его обещал, а ты его прогрызла насквозь!

- Да, да, да!!! Прогрызла, и ни чуточку не жалею! Ты ещё про Макала забыл - когда он стал старым и неуклюжим, это я ему глотку прогрызла, а вы на собаку грешили, - оскалилась она в мстительной улыбке,все мяукал бедный тебя звал.


Потом, вдруг снова посерьёзнев, стала перечислять его грехи, не забывая все время вставлять «а помнишь?». Человек ссутулился, и, сжимая руками подлокотники, все сильнее вжимался в кресло.

Он вспоминал, и каждый упомянутый крысой случай отдавался звонкой пощечиной в его голове.

- А помнишь Олесю, умело ты ставил капканы вокруг неё… А ведь ей было всего 16, и она любила тебя. По-настоящему, понимаешь! А ты считал себя этаким Казановой, и в кругу друзей хвастал своими победами.

- Стоп! Стоп, это было не дома, и ты не могла этого знать, - сникнул он, стараясь не смотреть на крысу.

- Ну слава не знаю кому, наконец-то!
-А то я подумала, что переоценила твои умственные способности.
Ну что молчишь, догадливый ты мой, или боишься?
Ты это, давай дыши, почаще дыши, говорю, поглубже - неровен час, «отбросишь копыта», а мне потом отвечай, - изгалялась она над немощным стариком.

Человек подумал о гантелях, что подарил ему внук . Они всегда лежали у ножек его кресла. Что, если резко их схватить, и попытаться прибить крысу?
-А если поясницу «схватит», тут же сомневался он. …

Его размышления прервал участливый голос:

- А сам как думаешь, успеешь?
Да не дрожи ты так! Не бойся, у нас с тобой больше общего, чем разногласий.
Грешники мы с тобой, и нет нам ни пощады, ни прощения. Так что будем держаться вместе!

- Сгинь, нечистая сила! - промолвил человек, не переставая дрожать.

- Ба-ттюш-ки, вон как мы заговорили, ты ещё перекрестись, придурок!
- Ты подумай своей грешной башкой, сколько тебе осталось? лет пять? десять?, а потом что?

-Давно за тобой присматриваю, одно твоё слово - и будешь чувствовать себя тридцатилетним!
 Соглашайся, и все твои желания исполнятся, - перешла она на заговорщический шёпот,соседка будет заходит,типа за старичком ухаживать.

Ее мужу я дал что он хотел и его кроме опиума не чего не интересует.

Человек, больше не в силах её видеть, снял очки и стал плакать:

- О Аллах1, неужели я самый грешный на этой земле, что эта ничтожная тварь может вот так открыто сбивать меня с пути?

Он всё плакал,как безутешный ребёнок, уже беззвучно что-то причитая.

Крыса вдруг стала расти на глазах, потом пошла серо- бурыми пятнами, и вот она уже запылала смердящим огнем:

- Как смеешь ты, жалкий кусок глины, называть меня ничтожеством?
Вы все погрязли в грехах и невежестве - ты даже у смертного одра подглядываешь за чужой женой.
А я был любимцем, один из избранных, но стоило мне раз оступиться- меня изгнали, а вы, жалкие людишки, продолжаете грешить ежесекундно.

Так почему не разверзнутся небеса и не грянут гром и молния?

Почему Он не испепелит вас?
О- о- о, Он это умеет! Я не раз была свидетелем Его гнева, и кара была страшна.
Чем вы лучше меня,а?
Крыса стала метаться по комнате, осыпая всё вокруг искрами и посылая проклятия небесам.

 Человек, воспользовавшись этим мигом, вновь взмолился:
- Создатель мой, отмеренные мне дни я проведу, молясь и каясь, спаси меня от лукавого!

…Вдруг стало совсем светло, и он увидел себя в детстве, когда мать просит его принести из летней кухни керосиновую лампу.

-Мальчику страшно, а мать нежно гладит его по голове:
- Когда тебе страшно, ты говори А1узубиллах1, все страхи пройдут.

Мальчик выходит во двор, видит у виноградника чёрный силуэт, произносит - А1узубиллах1 - и ему совсем не страшно.

Он берёт лампу и возвращается в дом, повторяя волшебное слово, а при ближайшем рассмотрении чёрный силуэт оказывается опавшим кустом сирени.

Он заходит в дом. Мать снова гладит его, и целует в вихрастую макушку:
- Ты стал совсем мужчиной, и можешь защитить нас…

… А1узубиллах1!,- прокричал человек, вырвавшись из своих воспоминаний.
Пламя гаснет, вновь появляется жалкая крыса. Пугливо озирается вокруг, она шепчет:
-Тише, тише ты, идиот!
Но человек все смелее и смелее повторяет:
- А1узубиллах1и мин-аш-шайт1они-р-ражим.

Нелепыми прыжками крыса устремляется в угол, на ходу уменьшаясь в размерах, и уже маленьким крысёнком ныряет в щель.

Человек постепенно успокаивается. Он смотрит на свои дрожащие руки, потом невольно переводит взгляд в угол.

-И где-то там, в темноте, сверкают две искры, и раздается леденящее душу шуршание, в котором человек явственно разбирает слова: «я ещё вернусь».


Рецензии
Написано так, что кажется - Вы присутствовали при этом разговоре. Настолько яркие получились образы!
С уважением за мудрость.

Елена Ляхова   10.05.2018 19:36     Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.