О плохом человеке

   Что такое «плохой человек»? Точнее, что это за человек такой «плохой»? Наверняка, у каждого в памяти сразу всплывет образ человека, которого хочется назвать «плохим».
Давайте для начала разберемся с самим понятием «плохой человек». Термин «плохой» в Толковом словаре Д.Н. Ушакова имеет следующее значение: лишенный положительных качеств или свойств, вызывающий отрицательную оценку. Чудно! А теперь разберем по частям. Начнем с понятия «положительное качество» или, по-другому, «достоинство». Всё у того же Ушакова мы видим следующую трактовку: достоинство – необходимые моральные качества, моральная ценность человека. Отлично! В игру вошла мораль!
   Мораль, как написано в «Полном словаре иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке» Попова (1907г.) – это принятые в обществе представление о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
   Что же получилось? Получилось, что «достойным» человека можно назвать только в том случае, если он поступает так, как велит ему общество. Шаг вправо, шаг влево – расстрел! Причем, в некоторых случаях – буквально! А как же свобода воли и самореализации? И всегда ли мораль права? Кто вообще составлял  моральные принципы и почему этот кто-то решил что правильно, а что нет? Думаю, пора смахнуть многовековую пыль с бесценных фолиантов и заглянуть в глубины истории. Истории морали.
   Русская мораль начинает своё существование со времен Древней Руси. В письменном творчестве X-XIII веков встречаются первые упоминания о моральных ценностях русских. Уже в то время они задумывались над такими серьезными философскими вопросами, как понятия добра и зла, долга, норм поведения, смысла жизни.
   Однако, русская мораль на протяжении веков имела свойство менять направление. Перемены – это замечательно! Всё в природе подвержено изменениям и это естественно. Но! Мораль, на мой взгляд, это нечто фундаментальное. Это основа. Мораль появилась, чтобы в мире не было хаоса. В мире, в котором ничто не вечно, всё приходяще-уходящее, где каждый новый день сулит неожиданности, должен быть хоть один островок покоя и постоянства. То, что неизменно! Человеку всегда нужно во что-то верить. Ему нужен ориентир. Опора. Этим ориентиром для человек должна была стать мораль. Чтобы он знал, даже если завтра рухнет государство, и не будет больше законов запрещающих или осуждающих, всё равно нельзя уподобляться варварам! Что, несмотря на отсутствие законов государства, всегда будут оставаться законы морали. И только такое общество сможет в трудное время не потерять человеческое лицо и создать новое государство.
   Но это всё лирика!
   Я не зря написала, что мораль «должна была стать!» всем вышесказанным. Но как она может стать человеку надёжной опорой, если сама непостоянна? Судите сами! На протяжении нескольких веков, мораль в России действительно соблюдала некоторое постоянство. Главный моральный принцип гласил: люби ближнего своего! И эта любовь имела реальное проявление. Вплоть до XVIII века у нас широко была развита благотворительность. На деньги дворян строились больницы, богадельни, школы, бесплатные столовые и приюты. И вообще русский народ был добрее друг к другу, нежели теперь. И это не удивительно, ведь с XVIII века мораль начала меняться.
   На смену христианской морали, основанной на традициях греческой философии, пришла идеология, основанная на гуманизме и просветительском национализме. В России начал стремительными темпами развиваться культ разума. Началось преклонение перед наукой. Вот вам и прочный, нерушимый фундамент морали! Резкий поворот от Бога к науке. Кстати, именно в этот период в России начал развиваться атеизм.
   Идем дальше!
   Век XIX. Россия стоит на перепутье двух дорог: толи по западному пути развиваться, под ручку со старушкой Европой, толи гордо идти в одиночестве по пути собственному. Вот тут уже начинают говорить о свободе воли и свободе выбора. Возвращается вера в Бога (потому что в Европе это стало модно!). Новыми моральными принципами становятся равенство и братство.
   В XX веке мораль опять делает поворот на 180°. Теперь уже нет у человека никаких прав и свобод! На первое место выдвинуты приоритеты государства.
XXI век. И снова здравствуйте! Вернулись гуманизм и любовь к ближнему. Только вернулись они лишь в негласный свод правил потаскухи-морали (уж по-другому ее никак назвать не получается!), а не в реальные ценности общества.
   И вот после того, как мораль на протяжении столетий бросало из крайности в крайность, она всё ещё претендует на то, чтобы быть главным определителем достоинства человека? С какой стати! Сегодня в России одно считается достойным, а завтра мы решим примерить на себя учение какой-нибудь подозрительной философии, и нате вам! То, что «хорошо», станет «плохо» и наоборот!
   Я думаю, настала пора пересмотреть определение слова «достоинство». И, да простит меня Дмитрий Николаевич Ушаков, но я считаю, что на основании всего сказанного, правильнее будет связывать достоинство не с моралью, а с нравственностью! Кто не знает, нравственность – это принципы и нормы поведения, которые формируются в сознании каждого, отдельно взятого человека.
   По сути, мораль и нравственность различаются только масштабом. Мораль является внешними требованиями к поведению человека, нравственность же является его внутренней установкой. Закономерно появляется вопрос: какое понятие сформировалось первым? Это то же, что и философский вопрос о курице и яйце!
   Можно попытаться на него ответить.
   Мораль – это понятие, присущее обществу. Стало быть, появиться раньше общества она не могла, а вот индивид мог. Однако, человек – существо общественное, в одиночку не выживет. Это значит, что он с самого начала своего существования живет в обществе себе подобных.
   Идем дальше!
   Общество – это люди его образующие. И если мы говорим, что «мораль – это нормы поведения, принятые обществом», то это значит, что они приняты людьми, его образующими. Как правило, эти нормы устанавливаются не всем народом (демократия пришла только в XXI веке, да и то лишь во сне!), а несколькими главенствующими лицами государства. Но ведь и эти несколько главенствующих лиц – тоже люди! А откуда они берут эти нормы? А берут они их из учений философов. Которые кто? Тоже люди! А эти самые философы-люди писали свои труды под влиянием религии, которую написали ещё более древние люди. И так далее...
Эту логическую цепочку можно ещё продолжать, но, я думаю, смысл уже ясен: всё пошло от человека! Поэтому, рискну предположить, что в борьбе за первенство побеждает нравственность! Как тут ни крути, но сначала человек для себя определил допустимые нормы поведения, а уже потом начал навязывать их обществу.
   Причем, именно навязывать! Потому что, как известно, сколько людей, столько и мнений. И, если и возможно заставить людей соблюдать одинаковые правила, одинаково себя вести и тому подобное, то заставить нас всех одинаково думать невозможно! Каждый сам для себя определяет что правильно, а что нет.
   Давайте вернемся к рассуждению о «плохом человеке». Безусловно, легче оценивать достоинства и недостатки человека по общей шкале «правильности». Она небольшая, да и известна всем без исключения. Но разве это справедливо?
   Наглядный пример.
   Представьте себе военное время. Не важно, каким образом, и не важно, где, но вам встретился раненный мальчик-солдат, которому вы ещё можете помочь. Но вот проблема! Боец принадлежит к вражеской армии! И как следует поступить? Пройти мимо и бросить несчастного умирать или помочь? С одной стороны мораль военного времени призывает не оказывать никакой помощи и поддержки врагу. Вполне патриотично! Вот только враг-то не подросток-солдат, который просто выполняет приказы (ну а куда деться-то, иначе расстрел!), а тот, кто ему эти приказы отдает. Вражеских командиров мы всеми силами ненавидим, но добраться до них не можем, поэтому будем отыгрываться на «пушечном мясе».
   Так говорит нам мораль. А что при этом советует нравственность? Что бедный, раненный солдат тоже человек. И что ему тоже нужна помощь. Вот так. И теперь, если вы поможете бедолаге, то в глазах общества станете предателем и «плохим человеком» (а может, ещё под суд отправитесь за измену Родине!). С другой стороны, вы спасли человеку жизнь, проявили милосердие, поступили как добрый христианин.
   Вот таким вот образом, хороший, добрый и отзывчивый человек становится вдруг «плохим». Поэтому, нужно оценивать достоинство, основываясь на нравственности, а не на морали. Мораль, как видим, не всегда объективна. Но снова встаёт вопрос: а нравственность-то у каждого своя! И как же быть? Что для одного хорошо, другому совесть не позволит. В таком случае, может уже пора перестать делить мир на черное и белое, а людей – на хороших и плохих? Эти стереотипы уже давно устарели. Да и вправе ли мы осуждать других? Пусть их поведение будет выставлено на суд их же совести, а общественные увещевания всё равно толку не принесут.
   Каждый человек уникален и волен поступать так, как сам считает нужным (если это не нарушает УК РФ естественно!). В нашем мире нет «плохих» людей! Просто есть люди, который поступают не так, как хочет того общество. Но им, поверьте, глубоко плевать на это!


Рецензии
Поскольку Вы сами определили, что все субъективно, то каждый человек волен судить другого по своим меркам. А совесть, знаете ли, товар нынче дефицитный. Не стоит так уж надеяться на обладание им большинства. Да и если не будет осуждения и порицания, где же мы окажемся?! В полном хаосе, думается мне.

С уважением,

Ольга Ии   15.09.2013 15:44     Заявить о нарушении
Екатерина, мысли у вас довольно трезвые. Разделение законов на моральные и нравственные, думаю, соответствует истине. Правда, главное - не в названии, а в понимани (что вы, безусловно, чувствуете). Одна неточность: мораль - у каждого своя; а вот нравственность у всех одинакова (если она разная, то это уже тоже мораль). Мораль различна у каждого потому, что происходит от ума человека. Нравственность одинакова оттого, что является врожденным качеством (от Природы; от Бога; от Высшего Разума... как угодно можно сказать). Совесть, например, - одно из нравственных понятий, и потому присуща любому человеку. Другое дело, что хватает людей, которые своим умом, своими неверными рассуждениями смогли заглушить ее голос. Но голос ее пробивается зачастую и у отпетых подонков. Если человек совершит какой-то поступок, то после его свершения, если тот неправомерен, почувствует, что был не прав. Хотя отрицать он это может сколько угодно. Лишь в редчайших случаях, когда человек совершенно опустившийся, ему сложно услышать в себе импульс о своей несостоятельности. Но это не значит, что нравственные качества не заложены в него.

И потому правильнее было бы, чтобы все люди подчинялись одной, врожденной, нравствености, а не придерживались своей личной морали. Но в том-то и дело, что каждый из нас стоит на определенной ступеньки развития (нравственного, духовного); или, если говорить по-другому, - каждый из нас по мере своего разумения затуманил личной моралью свою врожденную чистую нравственность, или же наоборот - по своей же свободной воле очистил свое сознание от надуманной морали, приоткрыв при этом в себе всеобщую нравственность. И потому требовать от каждого беспрекословного подчинения нравственности, истине и верности жизни - действительно пока рано. Думаю, правы обе стороны: и та, что требует идеала, и та, что живет по своим (моральным) правилам. В соприкосновени двух противоположностей и идет развитие человека и общества (имею в виду - развитие сознания).

Василий Рязанов   06.11.2013 15:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.