Ребячьи комиссары. 2. продолжение

            Это рассказ о том поколении руководителей школ, которые могли работать, что называется, сутками, не покладая рук, забывая порою о доме, о чем-то важно личном. Наслаждаясь  наступившим миром, они будто спешили наверстать упущенное за годы войны, жили размашисто, стремительно. У каждого из них своя история. Но всех их объединяет не только жуткая военная молотилка, которая выпустила их живыми, не только военные награды, но и еще одно общее дело. Они вернулись с фронта от танков и пушек, из боевых походов и партизанских отрядов  к самому мирному занятию на земле -   воспитывать и учить  детей. Пришли в школы, которые были разрушены, им надо было дать новую жизнь. Сотни жителей нашего района стали их учениками. 



Помощник комиссара партизанского отряда по комсомолу Аким Иванович Нос.

 
         Только непосвященный в жизнь нашего небольшого поселка мог бы не признать в этом добром, улыбчивом и приветливом человеке отважного партизана белорусских лесов из отряда имени Суворова Борисовского горкома и райкома партии  Минской области, награжденного боевыми медалями за подвиги в борьбе с фашистами в тылу врага.


         Летом 1941года, в боях под Минском, артиллерийский полк, где служил молодой солдат с русским именем Аким, попал в окружение. Потому и стал партизаном наш земляк. Назначили его помощником комиссара отряда по комсомолу. Самым тяжелым днем в своей жизни считал Аким не тот, когда ходили в разведку в  логово фашистов. И не тот, когда на хорошо просматриваемой площадке охраняемую фашистами и немецкими овчарками, партизаны взрывали «железку»,  дождавшись эшелон противника. Самым тяжелым воспоминанием для него был тот миг, когда увидел, что над партизанским лазаретом фашистский самолет, падает бомба. И он ничего не может сделать, чтобы уберечь семерых товарищей и медсестру, находящихся внутри. И перед глазами только столб дыма и пыли, воронка… и больше ничего.


         Может быть, и поэтому всю свою послевоенную жизнь учитель истории, директор школы, Аким Иванович помогал людям во всем. Мягкий его голос увлекал детей, покорял родителей, открывал, если это было необходимо для его дела, главные двери высоких районных руководителей. Может быть, потому, что знал цену жизни, делал он все удивительно добротно. Вот строит в небольшом селе Осиковскую школу. Красивую,  большую, в два этажа. Заканчивается строительство, а перед школой уже шумит рощица совсем еще хрупких тополей, обозначивших центральную аллею. И уже готовы спортсооружения – волейбольная и футбольная площадки – мечта осиковских мальчишек и девчонок.

     А до этого он был директором школы рабочей молодежи. Той, что сейчас называют «вечеркой». В послевоенное время в ней учились фронтовики. Многие руководители предприятий района получили тогда среднее образование в этой школе, поступили в ВУЗы.
   

    В конце своей жизни А.И. Нос работал директором первого в истории нашего района краеведческого музея. Музей этот создавался на общественных начался, потому не финансировался. Уже будучи на заслуженном отдыхе, взялся он за это трудное, хлопотливое, затратное дело. В поисках экспонатов сотни километров пробежал он по пыльным дорогам района на личном автомобильчике. С десятками людей встречался, чтобы подтвердить какие-то исторические факты. Сумел сладить отношения с руководителями предприятий, и они стали друзьями музея и его помощниками.

   Конечно же, первыми посетителями музея были его ученики: и те, кого приводили каждый день учителя, и те, кого приводили мамы и папы, бывшие ученики Акима Ивановича. 

    Все, что сделал этот человек, осталось людям. 


Рецензии