В начале моря

(Святогорск, июль 2006г)



Старец Алексий выглядел мрачно. В самих его тёмных глазах хранился тяжкий груз его прошлой жизни. В пещерной келье, при свете свечей он казался ещё мрачнее.

- Сначала был только хитрый расчёт.

Старец говорил медленно, видимо, сказывался размеренный образ жизни схимника.

- Ни кому бы в голову не пришло искать татарина в православном монастыре. Хотя они и не искали – все были уверены, что я погиб там. Они так хотели моей смерти, что сразу приняли желаемое за действительное, - старец усмехнулся без тени злорадства. – Сначала я хотел только спрятаться, залечь как можно глубже, чтобы вернуться в самый неподходящий для них момент. Сидя в этих пещерах, я ещё вынашивал страшные планы мести. А потом всё улеглось как бы само собой, потом стал общаться с братьями, читать святое писание. Сам не помню, когда я начал молиться. А потом затянуло, понравилось. И вот принял схиму. Но я не забыл о мирских делах, я внимательно смотрю за тем, что происходит в мире.

- В монастыре смотрят телевизор? – удивился Чирков.

- Зачем мне телевизор, я получаю информацию непосредственно из ноосферы.

Старец усмехнулся, но Чирков понял, что тот не шутит.

- Как бы я, по-твоему, узнал о тебе? Из телевизора?

- От Ирины, - предположил Чирков.

- А о ключе? – старец покачал головой, - кстати, сейчас я опять его не вижу. А ещё утром он был у тебя.

- Я посчитал ключ языческим символом, и не стал брать его с собой в монастырь, - ответил Чирков.

Старец Алексий посмотрел на Андрея с укором и покачал головой.

- Ложь – удел слабых. Утром он был при тебе, когда ты ходил в собор. Это от казаков ты мог укрыть его под одеждой, но не от меня.

Чирков воздержался от дальнейшего разговора о ключе – если старец Алексий такой ясновидящий, то пусть присмотрится и сам его обнаружит.

- Святой отец, скажи, для чего всё это? С чем мы боремся?

- Ты не борешься, - ответил старец.

- Да, - согласился Чирков, - я считаю, что люди должны сначала сами разобраться, чего они хотят. Но я указываю им на некоторые вещи, с которыми надо бороться, а потом оказывается, что мы как всегда ведём борьбу не с причиной, а со следствием. В чём корень проблемы? Где источник зла?

- Ты сам знаешь, где источник зла. Я не хочу произносить здесь этого имени.

- Это не ответ. Кто тот Дракон, о котором говорила Ирина? Это персонифицированное зло, или зло в самой природе вещей? Оно в окружающем нас мире, или в нас самих?

- Дракон – это система, - ответил старец.

- Кто создал систему?

- Систему создают сами люди.

- Значит зло в самом человечестве?

- Зло в системе, - прозвучало так, как «повторяю для глухих».

- Систему образуют люди, значит, само человечество и есть – Дракон. Выходит, что враг рода человеческого – сам род человеческий?

- Система не есть род человеческий, а род человеческий не есть система. Там где есть род, нет системы, и там где царствует система, уничтожается род.

- Кажется, я понял.


Рецензии