Руки прочь от Сирии!

Наверно, подумает читатель,  автор статьи решил заработать дешёвый пиар, который попахивает старым «советским душком», если вспомнить такой же, не менее категоричный, лозунг: «Руки прочь от Вьетнама!» Впрочем, ваш покорный слуга свой «дешёвый пиар» уже заработал ещё весной 2011-го года, когда в Душанбе силами всё того же автора, вышла в свет «сувенирными тиражами» (50 экземпляров) героическая повесть о гражданской войне в Таджикистане «Дорога к сыну, или Слово о таджикистанцах». Как читатель понимает,  книга вышла в ту пору, когда огнём  и насилием были отмечены Северная Африка и Аравийский полуостров – это события в Тунисе, Ливии, Египте. Теперь очередное звено жестокого и бессмысленного кровопролития, по принципу домино (цепь вертикально поставленных костяшек, падающих друг на друга),  докатилась и до Сирии.

Я знаю, вряд ли, услышат мой голос в этом рёве глобальных СМИ, а если и услышат, то, в лучшем случае, не обратят внимания, а в худшем, посчитают за «творческий бред» очередного «великовозрастного неудачника», который всеми правдами-неправдами стремится войти в истории.  Как случилось это с одним литературным персонажем, который в пьяном виде попал под лошадь, о чём вышла заметка в газете, и пострадавший был тому несказанно горд без всякого смущения. Только, мои дорогие друзья, автор сих строк, сам того не ведая, вошёл в историю. Вошёл уже тем, что написал книгу о мудрости и трудолюбии, великодушии и милосердии, мягкосердечности и гостеприимстве таджикского народа, который в годы гражданской войны не пошёл по следам безрассудного кровопролития.  Народ нашёл в себе мужество и силы отказаться от жестокости и принял в свою душу принципы добрососедства и сотрудничества, согласия и созидания на своей родной земле. Разве это плохо? И сегодня вы не узнаете Таджикистан, помня каким он был и увидев, что с ним сталось за последние десятилетия. Итак, повесть, прежде посвящается «ВО ИМЯ…» - во имя любви, дружбы, великодушии и милосердию,  а после Дню независимости  Республики Таджикистан, 9-ому сентябрю.

Так вышло, что эта книга не пришлась ко двору отечественному читателю как в Аппарате президента Республики Таджикистан и в Министерстве культуры страны, так и в Союзе писателей республики и в других отечественных и зарубежных учреждениях, аккредитованных в Душанбе. Эта книга дважды силами автора выходила в Душанбе, и ныне готовится третье издание, но меня ничуть не удручает то обстоятельство, что самой повести, как в отечестве, так и за его пределами, объявили широкомасштабное молчание или анонимные гонения.  Последнее я хочу пояснить тем, что шатко или валко повесть, силами автора, с 17-го апреля сего года публикуется по 2-е страницы на таких электронных ресурсах как ОДНОКЛАССНИКИ и ФЕЙСБУК, где к произведению относятся с молчаливым вниманием и одобрением (если не считать отдельных пользователей Сети, которым публикации пришлись по душе). Этого нельзя сказать о российском творческом Интернет-ресурсе «Поэзия», где ныне автор также по 2-е страницы с недавнего времени стал размещать свой многолетний труд.

Так вот, тамошние законодатели «литературного чтива», полагавшие, что именно они диктуют литературную моду, вкусы и интересы, не дожидаясь окончания самой книги, отдельной части (повесть состоит из 3-ёх частей) или, хотя бы, отдельной главы (каждая часть состоит из 7-и глав) только по отдельным отрывкам выставляют инкогнито своё отрицательное мнение.  Об этом я заметил в своей статье «За что?!», опубликованной там же и на своей авторской страничке Национального сервера современной прозы (поэзии) Проза.ру (Стихи.ру).  Например, «Дорога к сыну» (Два предисловия») и «За что?!»  оценены как «-»,  а окончание первой главы и начало второй главы первой части оценены как «-3».  Если не считать другие честно заработанные «минусы» за остальные 4-е отрывка.

Я пишу всё это не для того, что хочу пожаловаться, нет – напротив! Эти «минусы» меня очень радует, поскольку повесть, действительно, не оставила равнодушными отдельных читателей, и я считаю это своей главной заслугой. Меня только настораживает тот факт,  что кто-то так трусливо (если анонимно?!) злобствует и ненавидит,  будто мстит за что-то и презирает как саму книгу, так и весь Таджикистан. Пусть обо мне замалчивают в родном отечестве – к этому я отношусь с терпеливым и безобидным пониманием, но то, что на сервере «Поэзия» своим отрицанием, как я понимаю, поносят мою страну и мой народ, я не потерплю. И ответной реакцией стала эта статья, и стало моё решение продолжать публикацию данной героической повести, не взирая ни на что, о чём я уже высказался в  своей статье «За что?!» С таким вопросом главный персонаж повести Якуб Рубоби Дилкушод в первой главе третьей части обращался к явившемуся ему верховному ангелу, Джабраилу, силясь узнать, почему на его любимую землю обрушились такое тяжкое испытание, как гражданская война.

Мне представляется, что кому-то в России не нравится, что за 20 лет мира и согласия (после войны) Таджикистан поднялся с колен, отряхнув с себя пыль разрухи и нищеты, и уже на равных правах выступает на мировой арене?  Кому-то в России не нравится то, как  подаю свою повесть и представляю те трагические события гражданской войны?  Ещё в предисловии к первому изданию книги я написал, что эта повесть – не документальная хроника тех событий, а литературный взгляд автора на войну, как таковую, включая и гражданскую. И в США, и в Англии,  и в Росси, в своё время,  были более кровопролитные и более жестокие гражданские войны, но никто из таджикистанцев не выставляет свои «минусы» за историческое былое этих стран. Возможно, кому-то в России не нравятся правоверные граждане (мусульмане) как собственного предела, так живущие в пределах стран Содружества (в том числе, Таджикистана) и за их пределами?

Почему в правоверных нужно и необходимо видеть врагов? Я уже обращался к этой теме в своих аллегорических новеллах в сборнике «Жемчужина», в «Трагической газели» и в стихотворении «Таким ли задумал Мухаммед ислам?» Как автор,  русский православный человек, который в силу различных обстоятельств, ныне читаю Коран и прочую литературу, чтобы более ясно и полно понять ислам, а через него – современный мир магометанской веры.  Я постепенно прихожу к выводу, что Ислам, как религия покорности выражает лишь покорность любви к ближнему своему и согласию с другими племенами и народами, хотя они иного языка и иной веры. Недаром же в одном из священных хадисов (изречений Господина пророков Мухаммеда) говорится: «Если мусульманин обидит кого-нибудь, будь тот даже кафиром (т.е. неверным), то мусульманин обидит Всевышнего».
 
А то, что происходит сегодня в среде современных мусульман, порой подверженных стяжательству, корысти и алчности, наветам и обманам, то это проистекает из другого священного хадиса, в котором говорится: «Наступят времена, когда исповедовать ислам (т.е. истинный ислам – религию дружбы и согласия между народами) станет труднее, чем касаться раскалённого железа». Или ещё: «Живот человека насытит только земля», -  впрочем, можно привести и другие, более значимые хадисы, но от этого суть происходящих вещей не изменится.

Все христиане, католические и православные, прекрасно знают Десять заповедей Христа Нагорной проповеди, и среди них (наверно, уже набившие оскомину у современника, у которого от искушений информационного глобального бума голова кругом идёт) – как-то «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй», «возлюби ближнего своего, как самого себя» и прочее. Но, тем не менее, во всём христианском мире, в частности в России, прямо по списку или выборочно нарушаются те или иные заповеди: особенно – «не укради». Что касается Европейского мира и Нового света, то там, скорей всего, в спешном порядке разрабатывают планы по новому переделу мира, который проистекает из-за дефицита энергоресурсов и плодородных земель, лесов и пресной воды, полезных ископаемых и дешёвой рабочей силы.

Разумно ли, милосердно ли («гуманные точечные удары» так уже окрестили будущие бомбометания авиации стран блока НАТО, которым не терпится разыграть сирийскую карту), человечно ли вторгаться во внутренние дела Сирии?  Так уж необходимо на крылатых ракетах нести западную демократию в страны пояса Ислама с устоявшимся многовековым самосознанием и собственной нравственностью?  К тому же, «Священное писание» (Инджил и Таврот), почитавшееся у правоверных мира, ничем не отличается от текстов Библии, разве что имена и географические названия переданы на восточный лад.  Выходит, если говорить языком религии, а не воинственной политики,  Бог, создавший, в частности, и христиан, и мусульман, един для этих народов, как единственный Отец, создавший обе стороны из общего праха земного, взятого с одной и той же планеты, под одним и тем же небом?!  Под одним и тем же солнцем или месяцем (одной и той же луной)?! Значит, и те, и другие друг другу – кровные братья и сёстры?! Так почему же мы так ненавидим друг друга, стремимся к тому, чтобы заново переделать мир или установить «мировой халифат», частично уничтожив христиан, а частично сделав их своими рабами? Впрочем, о последнем думает не большинство правоверных, а только малая часть отъявленных фанатиков – не столько врагов всего человечества, сколько истинной веры, - которая извращает ислам и внушает другим посредством страха и насилия. Но ислам, как и христианство – это религии мира, согласия и сотрудничества, соучастия и милосердия.

Хоть и говорят, «одна паршивая овца всё стадо портит»,  это нельзя  отнести к тому или иному народу, поскольку в их среде всегда отыщутся разумные и здравые силы, которые смогут противостоять мракобесию как в собственном доме, так и за его пределами.  Все мы сидим на одном суку, по имени Земля,  и стоит ли нам соревноваться между собой в том, кто быстрее перерубит этот сук? Поэтому я и говорю: «Руки прочь от Сирии!»



Андрей Сметанкин,
Душанбе, Таджикистан,
29.08. 2013, 20.00-22.10 (время Душанбе).


Рецензии