Коровьи рога

В неком городке вблизи Самарканда жил некий человек. Были у него рассудительная и хозяйственная жена и трое работящих сыновей, но у сыновей были уже свои семьи, и жили они самостоятельно. И отец с матерью, и дети были не богатыми, но и не бедными, и в домах их царили достаток и благополучие. Но молодым ведь всегда нужно больше, чем старым, поэтому сыновьям денег всегда чуть-чуть не хватало, а у родителей они чуть-чуть оставались. Все было хорошо, но вот заболела и умерла мать. Отец остался один, но сыновья не забывали его. Они приходили к нему, приглашали к себе и делали это все чаще и чаще. Каждый как будто даже старался показать другим, что он более заботлив и внимателен. Так прошло два-три месяца. Видя, что дети любят и уважают его, отец подумал: «Кому останутся все мои сбережения, если я умру? Лучше разделю я их между сыновьями при жизни. Хоть порадуюсь, видя, как они их разумно используют».

Подумать-то подумал, но все-таки немного засомневался: ведь знал он, что дарить при жизни то, что наследством должно стать,- дело предосудительное. Не одобряют мудрецы это.
Посомневался он, однако, посомневался и все же позвал сыновей и разделил между ними все, что имел. Никого, как будто, не обидел, всем дал поровну.

Получив каждый свою долю, сыновья продолжали относиться к отцу столь же заботливо, как и раньше. Но длилось это недолго. Потихоньку то у одного, то у другого появлялись неотложные дела, и стали дети бывать у отца все реже и реже. Да и к себе стали звать его уже не так часто. Загрустил отец. Здоровье его было уже не то, а ухаживать за ним оказалось некому. «Что же делать, как вернуть сыновье внимание?» - размышлял он. Думал-думал и вспомнил, что в Торе сказано: «А когда будете  жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего и опавшего при жатве твоей не подбирай. И виноградника твоего не собирай  дочиста, и оставшихся ягод отдельных в винограднике не подбирай». И позвал отец к себе старшего сына и говорит: «А ведь я не все свое богатство разделил между вами. Кое-что осталось, и спрятано оно в земле, под моей кроватью. Об этом никто не знает, я никому не говорил, но ты мой старший сын, мой первенец, и по закону тебе двойная доля по сравнению с братьями полагается. А потому, когда я умру, выкопай деньги из тайника и владей ими».

Через несколько дней вызвал отец к себе среднего сына и сказал ему то же самое: «Под землей, на том месте, где я сплю, закопаны деньги, которые я не отдал вам. Я их приберег на всякий случай. Но что будет с ними, если я неожиданно умру? Так ведь никто о них и не узнает! Ты самый рассудительный из братьев, поступишь с деньгами разумнее всех, поэтому право сына первородного я тебе жалую и о деньгах этих тебе рассказываю. Умру я – приходи и бери их себе».
Еще через несколько дней зовет отец младшего сына: «Ты мой самый любимый сын, и кому, как не тебе, знать о там, что под моей кроватью есть тайник, в котором хранятся деньги, не разделенные между вами. Тебе как самому любимому отдаю первородство я и тебе завещаю их. Тебе и никому из братьев твоих. Умру – только тебе все останется».

Сказал он все это и написал завещание. А потом схоронил это завещание в том месте, на которое как на тайник указывал сыновьям. А каждый из сыновей тем временем задумался: «Что, если отцу в голову другие мысли придут, и решит он оставить сбережения не мне, а другому? Надо бы быть к нему поласковее да позаботливее, глядишь, этого и не случится». И стали они относиться к отцу как прежде – и уважение былое вернулось, и помощь, и внимание.

Прошло года два-три, отец совсем состарился и умер. Похоронили дети его  и домой вернулись. Сидят в комнате отца и не расходятся. Каждый ждет, пока другие уйдут. Младшему надоело это раньше всех, он и говорит: «Ну что, вы идите, а мне отцовское завещание исполнить надо – взять, как он велел, деньги, закопанные под кроватью». Удивились братья, и средний сказал: «Но ведь он эти деньги мне оставил!». Старший же, услышав это, тоже не промолчал: «Как это тебе? Не тебе, а мне!». Чуть было не поссорились братья, но потом решили: «Будем копать вместе, а там видно будет».

Копали они недолго. Нашли коровьи рога, а под ними маленькую коробочку. А в ней записка: «Кто при жизни делит богатство, того этими рогами отколотить надо. Только простаки при жизни раздают свое имущество. Слушать надо, что мудрецы в святых книгах говорят. Ибо сказано: «Бывай в собрании старцев, и кто мудр, прилепись к тому. Люби слушать всякую священную повесть, и притчи разумные да не ускользают от тебя»».

Примечания:

1. Сказка написана по мотивам фольклора бухарских евреев.

2. Здесь как след влияния мусульманского окружения имеет место перекличка с Кораном: «И мы сказали: «Ударьте мертвого любою [частью жертвенной коровы]». Так воскрешает мертвых к жизни Бог и вам Свои знамения являет – быть может, разумение придет к вам» (Коран: перевод смыслов и комментарии В.Пороховой, сура 2, стих 73).


Рецензии