Брат. часть 1 - ванька

Село было ее второй родиной. Папа с мамой привозили Машу сюда набраться сил и здоровья. Девочка родилась восьмимесячная, с серьезными патологиями – ДЦП. С первых минут жизни стало понятно, что ее ручки очень слабенькие, и, тут медицина была бессильна, а за ножки боролись и врачи, оперировавшие ребенка, и сами родители, массажировавшие и разрабатывающие конечности. Жизнерадостная, активная девочка пошла, как и все детки в возрасте 1,5 года, с гипсами на ножках. К сожалению, советская медицина, как ни старалась, а полностью восстановить функции ножек не смогла. Оставалось надеяться на игры, на друзей, чтобы она побольше двигалась, много бегала. Маша приезжала в село к дяде с тетей. Их меньший сын был ее ровесником. Его звали Мишка. Дети замечательно дружили. Можно было сказать, что Маша души не чаяла в своем двоюродном братике, она его любила даже больше, чем родного, потому что у них были общие интересы – игры, тайны, приятели, общее понимание мира. Мишка был надежный друг. Он оберегал свою сестру так ревностно, так внимательно и тактично, что 13 лет Маша и не догадывалась даже, что у нее горе, что она инвалид. Поэтому, та физическая нагрузка, которая была у нее в семье дяди и тети, давала только пользу. За время каникул она помогала брату ухаживать за птицей и кроликами, пасла теленка за двором, приводила корову домой с пашни, и, конечно же, играла в футбол.
Подобралась компания ребят от 5 до 12 лет, которым эта игра очень нравилась. Нападающие, тренеры, судьи и прочие есть, а на воротах никто не хотел стоять. Надо было ловить мяч, падать, иногда случалось разбивать нос и коленки, а за грязную, порванную одежду родители наказывали ремнем. А Машу никто не наказывал – она же девочка! Правда, в платье такие упражнения делать категорически нельзя. И тогда Мишка разрешил Маше переодеться в свою старенькую одежду. Девочку в игру не брали. Пришлось Маше изображать мальчишку, Ваньку.
Фуражка с козырьком прятала волосы, а ортопедические ботинки под брюками никто не замечал. Обучал Машу сначала брат. Он растолковал ей правила игры, ее обязанности вратаря. Потренировавшись немного во дворе, 5-летние Мишка и Маша пришли на поле, и игра началась. Долгие тренировки изматывали девочку, но она стойко держалась. А главное, никто в девочке не видел сопливую плаксу, это был неплохой вратарь. Замурзанные, но счастливые, дети возвращались домой. Как результат, Маша не просто ходила, она умела бегать. Усталые брат и сестра усаживались за шашки, играли в «дурака» и крестики-нолики. Потом доставали тетрадки и решали примеры по математике или писали диктант.
Шли годы. Маше исполнилось 12 лет. На очередной дворовой матч брат идти не разрешил. Сердитая и надутая девочка тайком пошла за братом и подслушала, о чем говорили мальчишки с Мишей.
- Привет. Ты сегодня сам?
- Сам. Ваньке родители задали помогать по хозяйству.
- Ну, и правильно!
- Нет, не правильно! А кто на ворота станет?
- Вот ты и ставай, а я не хочу!
- Никто не захочет. Завтра Ваньку веди.
- Хватит Ваньку на ворота ставить. Это не Ванька…Это Манька, его сестра.
- Не Манька, а Мария. Да, сестра. И если кто хоть словом ее обидит, я…
- Перестань, Мишка! Мы уважаем твою сестру. Она – настоящий друг! Никогда не жаловалась на нас, она не сиксот.
- Не могу я ее приводить. Родители не разрешают. Понял?
- Понял.
- А теперь слушайте все – ей ни слова. Понятно?
Маша возвращалась домой сама. Брат был на тренировке. Она такая печальная зашла в дом, что это заметила бабушка. Как ни допытывалась у внучки, что за причина, девочка, молча, легла спать. Наутро Мишка сказал Маше: « Надевай самое красивое платье, и идем на тренировку. Будешь почетным зрителем. Ты выросла и тебе нельзя больше играть с нами в футбол, так сказали родители. Ведь ты станешь взрослой и будешь когда-то мамой. А вдруг травма?» И Маша оделась, как на праздник и пошла с Мишкой. Ребята с интересом рассматривали девочку: «Привет, Маша. Тебе платье больше к лицу».
Игра, со стороны зрителя, показалась Маше не такой интересной. Ей мешало платье. Ее смущало бездействие. Она стеснялась орать во все горло и посылать всех, куда подальше. Очки на носу съезжали вниз, и Маша поправляла их, с досадой, что ничего нельзя изменить: «Ну, зачем я выросла?! Почему нельзя навсегда остаться маленькой? Как хочется побегать с ребятами или стать на ворота».
Сейчас я вспоминаю те слезы обиды с улыбкой. Я благодарна брату Мише и ребятам, которые играли со мной. Благодарна всем, кто, так или иначе, сделал мое детство веселым, счастливым. Благодарна за настоящую мужскую дружбу. Это стало мерилом моей нравственности. Всегда и повсюду я присматривалась к мужчинам и проверяла на «слабо». Знаю, если мне потребуется помощь или важный совет, я могу позвонить брату.
                30 августа 2013г


Рецензии