2. 039 Эрнст Теодор Вильгельм Амадей Гофман

2.039 Эрнст Теодор Вильгельм (Амадей) Гофман
(1776—1822)

«Не удивительно, что в наше мрачное, злосчастное время, когда человек едва перебивается со дня на день и еще должен этому радоваться, писательство так увлекло меня — мне кажется, будто передо мной открылось чудесное царство, которое рождается из моего внутреннего мира и, обретая плоть, отделяет меня от мира внешнего».

Это горькое признание великого мистика-сказочника Гофмана можно взять эпиграфом к данной книге. Не он первый, не он последний из писателей, кто одновременно жил в двух мирах, в одном влача жалкое существование, а в другом споря с богами за право обладания всем сущим.

Почему-то язык не поворачивается назвать писателя просто по имени, даже если речь идет о годах его младенчества. Эрнст Теодор Вильгельм (Амадей) Гофман родился в семье прусского королевского адвоката Кристофа Людвига Гофмана, 24 января 1776 г. в Кенигсберге (ныне Калининграде).

Когда мальчику шел третий год, родители, надо полагать, по причине пьянства одного и истеричности другой, развелись, оставив на всю жизнь в душе будущего писателя незаживающую рану сиротства.

Отец исчез навсегда, а мать, Иоганна Якоба Дёрффер, оставила мальчика бабушке, где его воспитанием занялся дядя Отто Вильгельм Дёрффер, «сухарь», в котором удивительным образом сочетались юрист и фантаст, прагматик и мистик. Не без его влияния Гофман, рано выказав замечательные способности к музыке (развитые соборным органистом Подбельским) и рисованию, выбрал себе, тем не менее, стезю юриспруденции. Эта расщепленность осталась в нем на всю жизнь: с полей правоведения он то и дело рвался в небеса искусства, взмывал и вновь падал на землю.

После окончания Кёнигсбергского университета Гофман семь лет служил в разных мелких должностях в судах Глогува, Берлина, Познани. Попытки писать музыку он не оставлял никогда, но до поры до времени ничего серьезного не получалось, пока Познань не родила в нем композитора. Комическая опера «Шутка, хитрость и месть» на текст Гёте имела успех, но театр вскоре сгорел вместе с единственным экземпляром партитуры оперы.

Гофман впал в депрессию, которую пытался заглушить уже привычным для него пьянством. Когда ему начали являться черти, стало ясно, что Гофман хронический алкоголик. Тем не менее, его даже в этом качестве не отвергла дворянка Мария Михалина Рорер-Трциньская, согласившись выйти за него замуж. Да и родителей прельстил возможный карьерный рост жениха.

Однажды на городском карнавале гостям раздали карикатуры на местных прусских аристократов. Автора легко вычислили — им оказался Гофман. На шутника в столицу был послан донос, и вскоре его, повысив чином, сослали в заштатный Плоцк, где он от нечего делать стал писать эссе и музыку. Первой публикацией в берлинской «Независимой газете» стало «Письмо монаха к своему столичному другу».

В 1804 г. Гофман был переведен в Варшаву в качестве государственного советника прусского верховного суда. Там он проявил себя больше по музыкальной части: его комические оперы не сходили со сцены Варшавского театра, где он выступал также и в качестве дирижера. Композитор заменил свое третье имя Вильгельм на имя Амадей — дань Моцарту. А как художник он расписал фресками концертный зал.

В 1806 г., после Аустерлица в Варшаву вошли победоносные французские войска. Юриста Гофмана (композитор французов не интересовал) обвинили в шпионаже и выкинули из дома вместе с семьей. Жена с маленькой дочкой отправилась к родителям, но по дороге карета опрокинулась, и девочка погибла. У Гофмана после этого стали часто повторяться приступы безумия.

Где-то с полгода Гофман перебивался в Берлине с голода на холод, пока не получил пост театрального капельмейстера в Бамберге. Он съездил в Познань, где буквально вырвал жену из рук ее родителей, разочарованных в зяте. В эти дни писатель создал свою первую новеллу «Кавалер Глюк», а также опубликовал несколько статей о музыке.

В 1813 г. Гофман устроился капельмейстером в дрезденскую частную труппу. Постоянно находясь на зыбкой грани трезвости и опьянения, фантазий и реальности, писатель перенес ее и в свои произведения, которые одно за другим стали выходить из-под его пера.

И чем больше он погружался в расщелину шизофрении, тем ярче становились его литературные создания. Впрочем, тогда и окружающий мир находился в еще большем безумии, чем он. Повесть «Золотой горшок» Гофман создавал под аккомпанемент взрывов пушечных ядер Наполеона и армии союзников.

Как только отгремели пушки, Гофман подготовил свой первый сборник из четырех книг «Фантазии в манере Калло». Виноторговец Кунц дал денег на первые две книги. Гофман стал популярен, но не настолько, чтобы жить на гонорары.

И вновь он окунулся в ненавистные судебные дела и желанное вино, приносящее забвение и бессонницу, ставшую у него хронической. Не спал он — годами. И потратил их не на стоны и проклятия, а на шедевры, которые обогатили мировую литературу больше, чем иная национальная. И хотя ужасы, созданные его воображением, часто приводили в страх его самого, они сегодня только радуют миллионы читателей.

Что еще не менее удивительно: после очередной бессонной ночи Гофман утром являлся на службу и усердно работал, не вызывая у начальства никаких нареканий.

Пребывая в нескончаемом аду «двоедумства», Гофман умудрился создать еще первую немецкую романтическую оперу «Ундина» (там композитор фигурировал под именем Иоганна Крейслера), после которой он бросил музыку и отдался целиком литературе. Вышли в свет роман «Эликсир сатаны», еще две части «Фантазий в манере Калло», волшебные сказки. Скоро исполнится 200 лет самой знаменитой волшебной сказке Гофмана — «Щелкунчик и Мышиный король».

Весной 1818 г. у писателя развилась болезнь спинного мозга. Творческие муки усугубились еще и муками телесными, но вырвать перо из рук писателя уже могла одна только смерть.

В 1819 г. Гофман написал повесть в духе волшебной сказки «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», в которой прозрел нынешнее состояние общества, где кумирами становятся не творцы, а твари, покупающие или просто узурпирующие права на всякое творчество.

Был издан четырехтомный цикл рассказов «Серапионовы братья». Последней повестью-сказкой стал «Повелитель блох», где был карикатурно представлен полицай-директор Кампц. Прообразу не понравился образ и он привлек писателя за оскорбление своей личности к суду, но парализованный Гофман уже не мог встать с постели, чтобы явиться туда.

Свой неоконченный роман Гофман назвал «Житейские воззрения кота Мурра» — его кота, последнего, быть может, существа, с которым он находил общий язык.

Жизнь, которую вел Гофман, не могла длиться вечность, она не могла длиться даже одно десятилетие. Восемь лет каторжного литературного труда оборвали его жизнь. 24 июня 1822 г. Гофман умер, оставив жене одни долги.

Похоронили гения на Иерусалимском кладбище Берлина в районе Кройцберг. Под могильной плитой упокоились певец и дирижер, режиссер и декоратор, музыкальный критик и обозреватель, учитель музыки и продавец роялей, искусствовед и художник, юрист и композитор, чиновник и писатель.

Немецкая критика не особо благоволила к Гофману ни при его жизни, ни потом. Но вот в других странах Европы, в Северной Америке и особенно в России он стал любимейшим писателем.

На русский язык Гофмана переводили П. Морозов, С. Брильянт, З. Журавская, К. Бальмонт, В. Соловьев, С. Игнатов, В. Иванов, М. Петровский и др.


Рецензии
Спасибо большое! Очень поэтический рассказ о создателе одной из самых волшебных и памятных с детства сказок -"Щелкунчика"! Я пока ещё только открываю для себя Гофмана. Многое ещё незнакомо мне в его творчестве.

Талантливый человек. Жаль его. Попал в ту же ловушку, что и многие... Я читала, что алкоголиком он стал оттого, что его чересчур активно приобщали к выпивке знакомые. Для них это было весельем, а он оказался черечур восприимчивым и впечатлительным, и не смог сладить со стихией, которая его затянула. Да... Такое нередко бывает. Люди из самых беззлобных побуждений, ради забавы или ради заботы, чтобы развеселить или утешить, втягивают человека на скользкую дорожку, а потом... разводят руками: кто ж знал, что на него так подействует! И ведь сколько уже трагедий на этой почве было, а всё равно на те же грабли снова и снова...

Будучи уже взрослой, впервые прочитала "Крошку Цахеса", с которым познакомилась благодаря советской радиопередаче "В стране литературных героев". Книга понравилась. Длинновато, правда, и очень уж много "украшений" в тексте, как игрушек на ёлке, но это неспроста. Написана эта сказка как пародия на сентиментально-поучительные истории той поры. С юмором. К примеру, описывая впервые появившегося на страницах сказки со-всех-сторон-положительного героя, которому предстоит вступить в противостояние с со-всех-сторон-отрицательным Крошкой Цахесом, Гофман с великолепной иронией недвусмысленно тычет в нос читателю, как следует к этому герою относиться: "Этот молодой человек, который с первого взгляда так полюбился тебе, дорогой читатель, не кто иной, как студент Бальтазар." А читатель ещё никакое отношение сформировать не успел. "Стоп, минуточку, дайте хоть подумать!“ :))))

А уж сатирическая аллегория на тех, кто присваивает себе чужие труды, чужую славу, чужое счастье, и на тех, кто верит их обманам, действительно замечательная!

Этот Крошка Цахес вызвал двоякие чувства к себе. С одной стороны, он самоутверждается за счёт уничижения других людей и грабежа. Внушая окружающим иллюзию, будто достоинства другого человека принадлежат ему, Цахесу, он не только себе присваивает незаслуженную славу, он ещё и подвергает позору хозяина "украденных" достоинств, так же иллюзорно "перекладывая" на него свои пороки и недостатки. Подлец подлейший! Куда уж хуже...
А с другой стороны, этот подлец — отчасти жертва совершенно безобразного воспитания, которое раскочегарило, разрастило в нём все самые поганые черты характера, какие у него имелись. Ну, был он с детства со скверным характером, озлобленным от сознания своей ущербности. Это ещё полбеды. Так эта добрая, но глупая фея вздумала осчастливить его совершенно сумасшедшим способом! Дала ему возможность путём грабежа получать всё то, чего он сам не имел, и ещё почему-то надеялась, что он, попробовав на вкус это краденое счастье, захочет достичь такого же счастья честным путём и что-то для этого предпримет! Ага, щас... Зачем возиться, когда на блюде готовенькое есть? Тем более, что физически он был безнадёжно ограничен в возможностях, а умственные возможности... если и были, так атрофировались. Он и стал жить грабежом, больше всего боясь, как бы не утратить эту возможность. Развратили ребёнка. Доброта у феи есть, а ни мозгов, ни справедливости нету: сколько несчастий получилось!

Ещё раз перечитываю... До чего поэтично написана статья!
"Прообразу не понравился образ" — хорошо сказано!

Дарья Оленина   17.11.2024 23:34     Заявить о нарушении
Как Вы по косточкам разобрали Цахеса, Дарья, просто здорово. Спасибо большое за внимание и столь содержательный отзыв!
Радости и вдохновения Вам! (Впрочем, они ходят под ручку друг с другом).

Виорэль Ломов   18.11.2024 07:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.