Жить или жить для

      Всё для ребёнка- для сына, для дочки, затем – для внука и внучки, между всем этим – для мужа, жены, мамы, папы, для дела, страны, мира. Житьё для себя выделяется отдельной строкой, вычленяется, обособляется.

     Некоторые это делают в начале пути, иные бросаются «во все тяжкие» после становления, как им кажется, того и тех, для кого прожито всё предшествующее время. Есть порода людей, который бьются головой об косяк, утверждая, что всего себя или всю себя посвятили кому-то, не оставив себе ничего в сухом остатке. Но так ли это? Не обманываем ли мы себя утверждениями и псевдо разграничениями прожитых или предстоящих лет?

     Быть отцом или матерью - это очень сложный противоречивый путь, сводящийся к нескольким противоположностям, связанных воедино. C одной стороны родитель дает новую жизнь совершенно свободному, как ему кажется,  существу, которого, держа за руку, кормя из ложечки, нужно вывести в люди. Не дать времени и возможности набраться ненужного, огородить от излишних запретов, но по пути, не растеряв своих талантов и устремлений. С другой стороны,  каждый ограничивает свое чадо при рождении именно собой и уровнем своего развития.
     Внутри каждого живет «ребенок», который что-то недополучил, недопонял, растерял, наверняка имеет претензии ко всем, начиная с родителей, заканчивая всеми предками.  Повзрослев, накопил богатый  опыт, постоянно развивается и, тем не менее, уже безнадежно отстал от своего ребёнка, для которого все это стало всего лишь базой старта.

     Начиная жить для него, родитель сознательно останавливается в своём развитии. А если это семейная традиция – жить для кого-то, оставляя для себя лишь остаток пути, то в каждом поколении накапливаются, сдерживающие род, факторы. Подталкивая впереди идущего, останавливаешься сам.

     Бессознательная ревность мешаем детям нащупать самостоятельно свой путь в жизни. Подспудное – «вдруг он счастливее будет, чем мы в своем детстве», в противовес сознательному- тормозит или, в лучшем случае, замедляет движение вперёд. А тут еще общество, правила, системы, законы, запреты. Считается, что любой родитель должен передать навыки успешной, взаимовыгодной работы со всем этим навалившимся с течением времени,  своему ребенку, если конечно, сам усвоил это всё в своё время.

     Навяливая опыт прожитого, живя для кого-то- проталкиваем свои идеи, делимся своим опытом, не ведая, порой, нужен ли он, продуктивен ли, полезен ли. Сознательно и бессознательно ведём по жизни- сопровождаем, тащим, направляем, вместо того, чтобы двигаться параллельно, смотря в одну сторону, давая возможность многое преодолевать самостоятельно, дозволяя падать, биться, мараться, ошибаться. Путь один, как мне кажется - дать свободу себе, жить для себя, добиваться ежедневно реализации своих желаний, в конце концов, дети - это тоже всего лишь желания родителей.  Все жертвы, уговоры себя и окружения, что принял решение жить для кого-то, ради детей и их будущего блага,  всего лишь попытки обмануть, уверовать, объяснить себе свою невозможность бороться и жить дальше так, как хочется тебе.

     Невозможно начать жить для себя, сознательно и бессознательно, если всю жизнь, прикрываясь житьём для других, перестаёшь развиваться, внедрять, осуществлять индивидуальные видения и мироощущения.  Перестав, а лучше, и не начинав это делать,  ломать голову над тем, как и сколько внимания уделяется детям или иным субъектам посвящения своей жизни, не опускаясь до самоедства и смятения. Страхи о возможном неправильном воспитании или неверной передачи знаний, не дают положительного эффекта.
 
     Все дети, окружённые постоянной заботой, родственники, жалуются на недостаток внимания родителей и попечителей, сколько его им не уделяй. Пока сами не встанут на эту тропу,  не окунутся в процесс, не со стороны созерцателя и ожидающего, а толкателя и рисующего. Лучше отпустить, с рождения отпустить ребенка на достаточное расстояние своей внутренней свободы, помогать открывать двери, указывать на входы, чем бегать, подталкивать, разжёвывать, вдалбливать, а затем получать неудовольствие в ответ. Пусть у ожидающего, вновь рождённого сформируется мир своей, отличный, иной, зачастую, обратно противоположный. Зная и понимая это, легче двигаться вперёд.

     Увеличивается радиус обзора, сектор обстрела. Вспомните грибников, для лучшего результата, они двигаются цепью, а не колонной, набирая в общий котёл, хоть и соревнуясь друг с другом.
     Если хочешь, чтобы у тебя вырос хозяин жизни, успешный человек, личность, лидер,  придется самому становиться таким. Но взваливать на свои плечи и тащить всё за всех- уповая только на свои силы, давая возможность не утруждать себя оберегаемым, в конечном счёте, не приведёт к попыткам, разделить груз поровну, со стороны тех, ради кого изначально тащишь. Посмеются, а то и обругают, идя дальше налегке.

     Дети эгоистичны, как и все люди по своей природе. Но никто не мешает родителю проявлять свой эгоизм, просто объяснять нужно свои действия настолько, чтобы ребенок все правильно понял. Главное, чем быстрее этому научиться, тем быстрее ребенок начнет ценить, не за то, что родитель источник ресурсов для жизни, а как свободную личность, Оставаясь  опорой, игроком в команде, а не просто уходящим в прошлое анахронизмом, пусть даже и очень родным, другом и соратником, а не отдающим жизнь, за кого-то.

     Живя для и во имя, забывая жить себе во благо, становишься главным сдерживающим звеном, как для тех, кто выбран в подопечные, так и для себя лично. Легко поддаться порыву и начать, постепенно, жить жизнью ребенка, мужа, жены, особенно, когда своей пожить не удалось, но рано или поздно получишь грозное «прочь!», а второй попытки уже не будет...

     Это репортаж из моего мозга, каждый может провести собеседование со своим, проинтервьюировать его и сделать иные выводы.

 


Рецензии
Виктор Михайлович, тема очень актуальна и многолика.Еще один аспект,когда повзрослевшие родители не умея себя занять, привыкнув жить делами членов своей семьи, требуют своего активного присутствия в делах взрослых детей.А когда те стараются отстраниться для принятия самостоятельных решений, обижаются.
Вы верно показываете необходимость вылета детей из под родительского крыла,но это так индивидуально.Раньше предприятия, учебные заведения имели общежития,был развит доступный общепит, почти все уезжали,кто по путевке на новостройки,кто учиться и становились самостоятельными.Сейчас это сложно.
С ув.Т.М.

Тамара Меликова   06.04.2014 19:30     Заявить о нарушении
Тамара, вы правы...и моё последнее предложение в этом тексте тому подтверждение - "Это репортаж из моего мозга, каждый может провести собеседование со своим, проинтервьюировать его и сделать иные выводы."...:-))
С уважением,Виктор

Виктор Юрьевич Михайлов   06.04.2014 20:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.