Неформатный батюшка
Прот. Всеволод Чаплин — Надежде Толоконниковой: Не бойтесь настоящей правды.
О выходке Pussy Riot. Можно ли молчать, когда творится грех?
Барнаульский епископ Сергий осудил преследование Pussy Riot.
На днях один из телеканалов в который раз "крутил" фильм полувековой давности. И так было приятно вновь встретиться с "неуловимыми мстителями" сражающимися за правду и честь. Такие картины ровно бриллианты, особенно на фоне всяких "тридешных" поделок, чей удел -будить не чувства, а инстинкты. В тех же что ни грань, то новая картина, заставляющая думать и даже проводить параллели.
Одной из граней "Неуловимых" явились эпизоды со священниками. Одного из них, отца Мокия, сыграл великолепный, фактурный актер Глеб Стриженов. Рискованно было в те, "атеистические", времена включать подобные персонажи в советские, полные идеологической направленности, фильмы. Как ни суди, отец Мокий, хоть и эпизодическая роль, но оставляет след в общем восприятии сил добра. Положительный герой, страдающий за людей. Невольно приравниваешь его к смелой четверке "красных дьяволят. Помогая бороться со злом, он тем не менее остается православным "форматным" священником.
Атиподом Мокия является "неформатный" батюшка, сыгранный другим замечательным актером-Владимиром Белокуровым. Можно и этому персонажу дать характеристику. Но лучше вспомнить по этому поводу Ярослава Гашека:
"Полковые священники всех армий молились и служили обедни за победу тех, у кого стояли на содержании. Священник появлялся во время казни взбунтовавшихся солдат; священника можно было видеть и на казнях чешских легионеров. Ничего не изменилось с той поры, как разбойник Войтех, прозванный "святым", истреблял прибалтийских славян с мечом в одной руке и с крестом - в другой. Во всей Европе люди, будто скот, шли на бойню, куда их рядом с мясниками - императорами, королями, президентами и другими владыками и полководцами гнали священнослужители всех вероисповеданий, благословляя их и принуждая к ложной присяге: "На суше, в воздухе, на море..." и т. д."
Не правда ли, полнейшая характеристика "неформатных" служителей Церкви. Или становящихся "форматными" под десницей императоров, королей, президентов и других владык. Думаю, в параллельности двух батюшек проявил режиссер фильма Эдмонд Кеосаян гражданское мужество, так нехарактерное для тех времен. Не измазал одной, карикатурной, краской служителей Церкви, показав с одной стороны "героя" Гашека, и с другой-истинного, страдающего за Веру и свой приход.
Так совпало, что параллельно фильму услышали мы очередную речь Всеволода Чаплина. Занимает этот священник пост немалый, отвечает в нашем российском православии за связь Церкви и общества. На сей раз обозначил батюшка ответил "кощуннице" Надежде Толоконниковой. Не знамо, просила ли панкующая бунтарка об этом или нет, но удостоилась.
"Нам, когда-то «неформатной» верующей молодежи восьмидесятых, такой настрой очень понятен. Если бы его не было, мы не смогли бы справиться со всеми кнутами и отвергнуть все пряники советской системы. Победить ее. Оказаться сильнее «сильных мира», которые говорили нам то, что мы так часто слышим и сегодня: религия – удел глупых и отсталых людей, вы, верующие, скоро вымрете или будете сметены прогрессом."
Знакомым показалось это причисление себя к бывшему "неформату". Есть в нашей Церкви и другие "неформалы". Уж не тенденция ли? Но послушаем дальше Всеволода Чаплина.
Соглашаясь с Надеждой насчет идеалов, батюшка задает вечный вопрос: а в чем правда? Ответ для священника очевиден. Итожа свой ответ, Всеволод Чаплин призывает невразумленную:
"Откройте сердце для этого закона, для настоящей правды. Не бойтесь ее. Попробуйте пожить по ней, приложив всю энергию Вашей души. Скоро Вы обретете физическую свободу. Вас окружат политики, интервьюеры, организаторы тусовок. Пусть и от них Вы будете внутренне свободны. Пусть ничто не помешает Вам увидеть настоящей правды, правды Христовой."
Словно огораживает священник дитя от влияния суетности мира, призывает к пути истинному. Словно елей слова его. А главное, ко времени. Полтора года назад иной тон соблюдался. Тогда батюшка призывал не кощунниц-само государство:
"Мы не можем и не будем жить в государстве, где такие выходки возможны. Значит, государство после этой выходки должно измениться."
"Этой акцией, этим грехом нарушен Божий закон. Самый главный закон. «Возмездие за грех – смерть» (Рим. 6, 23), вечная смерть в геенне. Если, конечно, совершившие грех не покаются и не остановятся в совершении греха."
Говоря о правовом нарушении батюшка призывает власти к более жестким мерам:
"Убежден: эту норму нужно перенести в Уголовный кодекс. И вот теперь давайте спросим политиков, готовы ли они это сделать. А также - осуждают ли совершенную акцию. Те, кто не осудит, думаю, могут перестать рассчитывать на поддержку православных христиан."
Ни больше, ни меньше. Что последовало за подобными речами, уже известно. Пресловутая "двушечка" для матерей, у которых малолетние дети. Но ни Толоконникова,ни Алехина, обрекая себя на тюремные испытания, не раскаялись. И вот батюшка вновь взывает уже к одной из них: "Скоро Вы обретете физическую свободу." Получается, что усугубив судьбу конкретного человека, да, виноватого, да, не раскаявшегося, он елеем полирует Толоконниковой дорожку на свободу? Ощущение, что перед нами два разных человека. Или за полтора года произошли изменения во взглядах на кощунство в храме.
Но сказав "А", мог бы и продолжить. Может, стоит осудить православный экстремизм, срывание маек с изображением "кощунниц" в "балаклавках", нетерпимость к инакомыслию? А что, если это простой тактический ход? Действие, обусловленное объявленным верхами курсом на конкуренцию? Тогда все встает на свои места. Тогда юношеская "неформатность" вновь становится актуальной.
На фоне таких "шатаний" реальным примером стойкости может служить судьба Натальи Горбаневской. У этой женщины, как и у "кощунниц", был маленький ребенок, когда она вышла на Лобное место. Случилось это сорок пять лет назад, после ввода советских танков в Прагу. И срок, правда в "психушке", но "двушечка". Тогда по отношению к инакомыслию такое учреждение было популярнее.
Вернемся к нынешнему обращению Всеволода Чаплина. Думаю, скажи нечто подобное он год назад, судьба молодых матерей могла бы сложиться иначе. Но так ли целесообразны и соответствующе ситуации были бы они? Нет, гайки закручивались до упора. Получается, что сейчас без смены руководства мы наблюдаем некое подобие "оттепели"? И возможно, есть вероятность смягчения приговоров участников "болотного дела"? А вдруг случится чудо и Всеволод Чаплин заступится за них?
Хотя сомнительно. Сказал он свое слово год назад. А нынешнее -это послесловие, приемлемое, думаю, политической конъюнктуре. Как мало изменились люди со времен, ярко отраженных в "Неуловимых мстителях".
Свидетельство о публикации №213083000701
Михаил Шуваев 31.08.2013 00:39 Заявить о нарушении
В те времена "неформалов" тоже "пасли". Выгода оказалась двойной. Часть "бунтующей" молодежи укоротили, обрядив их в церковные рясы. Иные из волонтеров пошли на сотрудничество с "органами", докладывая об обстановке в "неформальной" среде. Другие тихо спивались в своих приходах. Нынешние "заявы" о былой причастности к чему-то высокодуховному и поиску истины-лишь искаженный отголосок тех событий. Формат, чистый, обусловленный заявлением Володина о некой либерализации политической жизни.
Евгений Садков 31.08.2013 10:08 Заявить о нарушении