Шамагир - красная лисица

ШАМАГИР – красная лисица НА ВОЙНЕ И В МИРЕ 

Бывший секретный агент третьего отделения тайной политической полиции Сергей Шамагиров долгое время удивлял не только жителей нивхского стойбища Пойтанов. но и  начальство острова. В штабе генерала Кононовича недоумевали: «как можно так низко пасть-оставить блестящую карьеру в столице, предать всю родословную, которая служила охранителями императорской фамилии и вдруг..Зачем прибыл на Сахалин? самолюбие заело или были иные причины?» тайна, как говорят, покрытая  мраком.
Да и тут, на острове вел этот бывший тайный агент довольно странно: то неделями пропадал в тайге или на дальних островках, то неожиданно  сообщал о готовящихся преступлениях уголовников в острогах, в  поселениях, где проживали богатые семьи, а порой откровенно пугал   чиновников каторги.  Остров Соколиный хоть и большой, но губернатор  считал, что отсюда, с Александровской сопки ему все должно быть видно, как на ладони, вся жизнь Шамагирова, а виден был лишь зыбкий туман. Посему генерал , несмотря на подготовку к отъезду с острова, приставил к Шамагирову лучшего своего «топтуна» , которому было вменено не спускать глаз с загадочного агента. И тому были основания. Взять хотя бы  женитьбу блестящего офицера, полковника царской охранки и местной зловредной колдуньи Ольке Разговоры о внезапной любовной страсти могли вызвать лишь улыбки, но…кто их знает, этих шаманов1
Однажды произошла странная встреча в штабе генерала с человеком, лицо коего показалось Шамагирову знакомым. Он быстро вспомнил, что видывал сего  человечка в Санкт-Петербурге, да не просто мельком в столице, а на совещании в узком кругу корпуса жандармов .Да, Шамагиров никогда не ошибался, запоминал лица раз и навсегда.еще запала в память его агентурная кличка «просто Ваня»  Они встретились и не показали вида, что где-то их пути пересекались. У каждого своя жизнь, своя тайна.
Шамагирова сторонились и нивхи стойбища, где проживала Олька. Докладывал «топтун» будто на заре частенько выходила эта парочка в тайгу..и, видимо, «семейка»» сразу угадывала его присутствие и почему-то »топтуну» становилось плохо и он, словно слепец, не мог следовать за ними, а мечтал, как бы добраться до места живым и невредимым. Что странная парочка делала в тайге, так и оставалось неизвестным.
А слухи, слухи и впрямь, как снежные комья с Камышевого хребта постоянно доходили до начальства. Однажды дежурные надзиратели Дуйского острога четко видели, как Шамагир внезапно, из тумана появлялся у «закрытой» зоны, куда вход был запрещен всем без исключения, увидев его, надзиратели  объявили тревогу, но незнакомец, похожий на Шамагира, растворился в воздухе,. пропадал из вида. Зато в то же утро  надзиратели, отчетливо видели неуловимую красную лисицу,ту самую, которая по архивным записям, , однажды перешла зимой по льду с материка на остров и новые беды обрушились на Александровскую и Дуйскую слободы -.  запылали лесные пожары, звери уходили вглубь тайги, А однажды после появления красной лисицы у заставы  случилось странное происшествие –умирающий «доходяга» Дуйского острога хотел бежать «на погибель». Был голоден настолько, что не хватило у него сил добраться до «колючки», чтобы стражники его застрелили. А тут из кухни вышел повар с большим подносом, на котором нес горку свежеиспеченных пирожков с мясом для начальника тюрьмы. Неожиданно, на виду каторжных людишек появился черный ворон, Сделав заход над поваров, стремительно спикировал и схватил острым клювом пирожок, взлетел в воздух и…»уронил» вкуснятину, которая попала точно в руки умирающему….И опять мелькнула и исчезла у заставы красная лисица.
И была у отшельника Шамагира еще одна странность: он почему-то разговаривал сам с собой , подслушали случайно людишки стойбища, как «красная лисица», так они прозвали Шамагира, говорила примерно так: «ну, чего ты задумался, встань и  пойди  к Егорке, старшинка сейчас шибко вкусный чай пьет, не упрямься, пожалуйста.»
Пугались иногда бывалые охотники, встретив в тайге в морозную пору «красную лисицу»-Шамагира,  полуголого , идущего на  лыжах с бодрой песней
.Как бы там ни было, что бы не брехали людишки, он и впрямь вернулся к возлюбленной, якобы указанную ему небом,  полюбил Ольку на расстоянии. И жили они душа в душу. Олька стала за эти годы  известной шаманкой  всему побережью,
Первые годы жизни с Олькой Шамагир, он же «красная лисица» не чаял души в  молодой женщине, впустил в свое сердце и ее дочку Янину.  . Дочку Олька назвала так  в честь бежавшего с острова поляка Янека, Янека-Мыргы.
Однако, время не шло, а летело словно копье, брошенное самим Талысом. и постепенно Шамагиров и Олька стали отдаляться друг от друга. Счастье, как известно, имеет свойство постоянно меняться – то идет полоса удач и радости, то ее сменяет черная полоса, когда все валится из рук, а несчастья и беды словно подстерегают человека у ворот. Совместных с Олькой детей у Шамагирова не было, а Янину воспитывало, как было заведено издавна в нивхских племенах, внебрачных детей сообща воспитывало все стойбище. И незаметно для обоих в семье воцарилась сначала прохлада, затем она переросла в холод: каждый просто перестал замечать другого занимался своим делом – Олька камланила, разъезжая по селениям побережья, Янина жила то в одних, то в других семьях, росла самоуверенной,  гордой и дерзкой.
А тем временем на Сахалин  надвигалась гроза – грянула русско-японская война. Новый губернатор  Михаил Ляпунов объявил всеобщую мобилизацию. Получил приказ явиться в штаб и бывший полковник Шамагиров. Здесь уже собрались командиры мелких разрозненных отрядов и дружин. По сведениям, полученным из Владивостока, явствовало, что японцы в скором времени высадятся и на острове. По приказу губернатора бывший полковник провел ревизию войсковых соединений, которым предстояло сражаться с японскими войсками. То, что увидел Шамагиров на посту Корсаковском, в селении Рыковском, в Дуэ, да и в самом Александровске повергло бывшего военного в тихий ужас: люди были вооружены берданками, плохо одеты и обуты, запасов продовольствия не хватало,  пушки стрелять не могли из-за неисправностей и отсутствия снарядов. Лишь четыре  местные команды представляли из себя хоть какие-то войсковые единицы, а об остальных «вояках» и говорить не приходилось.
Его доклад неожиданно поддержал тот самый «просто Ваня», который также проводил по приказу нового губернатора ревизию оборонных сооружений Правда, как вспоминали очевидцы,генерал Ляпунов, не дослушав «просто Вани», Шамагира, начал кричать и стучать кулаком по столу, мол, ,нечего тут сеять панику, такого быть не может, видно, зазря военный министр Куропаткин во время посещения острова оставил этого своего человека в Александровске, как он выразился «для связи с центром».но вдруг Ляпунов зашатался и буквально упал в кресло.  Шамагиров и «Ваня» машинально переглянулись, как ни в чем не бывало, покинули штаб.А ведь и правда, в ту пору наспех собранные дружины состояли из ссыльнопоселенцев, которым обещали сократить сроки пребывания на каторге. Шамагиров с горечью подумал: «арестанты и ссыльные, мечтали бежать с каторги даже на арбузной корке, вдруг проявят патриотизм и начнут сражаться за свои тюрьмы, за муки и унижения, станут защищать места своего унижения. Экая благоглупость!
Все военные «спецы» согласно приказу, были переведены на  казарменное положение – работали и жили при главной тюрьме. А в тот памятный для Шамагирова вечер, он с трудом добрался до города по непролазной грязи, и не ужиная, забился в угол недавней камеры, лег на койку и в изнеможении закрыл глаза, но сна не было. Чутье опытного сыщика подсказывало: грядут худые времена и для России, и для Сахалина, конечно, и для его семьи. Приступ депрессии овладел всем его существом. И впервые за все эти годы он подумал о том, что свершил самую великую глупость, покинул столицу и осел на «проклятой» земле.  и свет показался не мил, а все прошлое – сном под Рождество. Овладев собой, Шамагиров начал вспоминать прошлое, как по дороге на Сахалин остановился в родных тунгусских чащах, где прежде не бывал, но с удивлением услышал от старожилов легенды о его предках, о великих шаманах Шамагирах.
И каким-то образом весть о его прибытии разнеслась по таежным поселениям, почтовых станках, охотничьих заимках  И к нему зачастили гости, как правило, это были шаманы. Каждый хотел убедиться в силе молодого Шамагира, о чьем потомстве рассказывали детям и внукам.
Однажды, помнится, прибыл к нему на оленях немолодой  шаман,  закутанный в звериные шкуры, он не стал называть своего имени. Поговорили о том, о сем, понимая, что по местным законам начинать главный разговор, не угостив гостя, было нельзя. Приезжий знал себе цену. И неожиданно вдруг запел протяжным голосом:  молитву-заклинание:
 «Казнь духа, который пытался меня убить много раз, казнь пяти недобитых суфий, сорок нарт с костями мамонта два табуна красношерстных олешек, священный посох из Нижнего мира. Вот лишь немногая часть выкупа за мое долгое молчание о девяти неизвестных, правящих миром. Я знаю всех богов Верхнего и Нижнего миров, но не назову, ни одного из них. Я догадался -Нижний мир – мираж, отражение Верхнего мира в огромном зеркале земли, населенной людьми. Слушай, Шамагир, тот, кто имеет власть над отражениями, кто заново сотворил их, верно назвав, может разрушить гармонию, и повернуть мир к войне. и ты зачем-то едешь к чужой войне. Творец отражений дорого заплатил за мое молчание, и я не нарушу данного ему слова. Единственное, что я не узнал, – есть ли Бог, чье имя – Непререкаемый…Странный шаман огляделся по сторонам и
произнес : «красная лисица, красная лисица будет твоим помощником. Великий Шамагир повелел мне проводить тебя. пройдя через бурелом, миновав чавкающие зловонные болота, шаман без имени остановил Шамагирова возле старой лиственницы, протянул вперед обе руки А спустя мгновение  кто-то могучий словно  припечатал его к дереву. И сказал:шаман «запомни , лиственница– волшебное дерево. Границы его применения находятся только в нашем сознании.
– Черный пятиугольник-знак этого дерева в нашем мире, а черная воронка, видишь ее, имеет доступ ко всем тонким планам земли. Не знал,  об этом? Молчишь, а лиственница была известна твоим предкам. И сейчас она поведала мне о твоей судьбе, но знать тебе об этом не положено. говорит мне все про твое будущее.Однако, тебе сие знать не положено…
Незнакомый мудрец прислонился ухом к диственнице и стал согласно кивать головой.
– И что же советует мудрое дерево?
– Ты многое можешь, но находи свое дерево на окраинах тюрем, вблизи больниц и кладбищ, тогда усилишь свои  способности. А пока… незнакомец встал спиной к Шамагирову, зашептал что-то. О- а когда обернулся,  Шамагиров не узнал шамана – лицо его стало мертвецки  бледным, глаза потухли. – Вчера ты видел птицу во сне, она билась клювом в твое окно, махала крыльями. Сон в руку. У него есть две отгадки: ежели птица во сне или наяву разобьется о стекло, к смерти хозяина, если улетит, тебе предстоит дальняя дорога, где тебя ждет судьба.
– Дальняя  дорога? – переспросил Шамагиров, да я с неделю, как приехал, но…
Шамагиров, помнится,тогда больно ущипнул себя за ухо: провидца перед ним не было. Растаял странный шаман в воздухе.
Весь вечер на таежной заимке просидел он    в тяжком раздумье  А во сне явственно услышал льющуюся издалека странную песню:
Хон, хон, хон, бежит упряжка,
Хон, хон, хон, летят собачки
Хон, хон, хон, к милому дружку.
Хон, хон, хон, богатырю Мыргы…
Он вскочил на ноги, осененный  догадкой: «Это же Олька зовет его к себе, Как он мог забыть
 о красавице-гилячке, которая украла его сердце. Пора возвращаться туда, где его ждут»
И Шамагиро приехал на остров Соколиный за своей судьбой. Какова она будет в скором времени?..Читайте дальше и вы все узнаете.
 
     КТО ПОБЕДИЛ В РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЕ?

   Хотим мы этого или нет. но как говорят, из песни слова не выкинешь. Оккупация Сахалина японскими войсками была, а е й предшествовала русско-японская война. Хочется высказать предисторию, как эта беда начиналась. Предоставим слово  официальным документам.
Проведение операции со времени своего вступления в должность было поначалу поручено заместителю начальника генштаба Японии Нагаока Гайси (яп). Однако, 8 сентября 1904 года на разработанный им план захвата Сахалина было наложено вето, а 22 марта 1905 года, во время проведения в ставке совещания, посвящённого подготовке похода на Сахалин, Нагаока не смог преодолеть сопротивления оппонирующих ему военных моряков.
Истощённая войной Япония стремилась установить мир с Россией. 5 мая 1905 года, после победы в  Цусимском сражении, министр иностранных дел Комура Дзютаро  отправил инструкцию послу в Америке Такахире Когоро  в которой приказывал попросить содействия у Теодора Рузвельта в заключении мирного договора с Россией. Первого июня Такахира передал обращение президенту США. 6 июня Соединённые Штаты Америки обратились к воюющим сторонам с предложением созвать мирную конференцию, которое на следующий день принял Николай II. Российский император хотел заключить мир прежде, чем японцы успеют оккупировать Сахалин
Часть японского руководства негативно относились к идее оккупации Сахалина, поэтому Нагаока Гайси попросил помощи у начальника маньчжурского фронта генерала Кодамы Гэнтаро и 14 июня 1905 года от имени Кодамы они послали телеграмму, в которой советовали поддержать оккупацию Сахалина, чтобы оказаться на мирных переговорах в более выгодных условиях. 15 июня план вторжения на Сахалин был утверждён верховным командованием, 17-го его утвердил император Мэйдзи, который также отдал приказ отдельной тринадцатой дивизии готовиться к наступлению.
Ход боевых действий
На следующий день после начала русско-японской войны, 28 января 1904 года, на острове была объявлена мобилизация: начался набор в армию дружинников из числа охотников, ссыльных крестьян и даже каторжников (с разрешения начальства), которым за это сокращался срок наказания. Получившиеся дружины оказались слабобоеспособны: офицеры для их обучения прибыли лишь в апреле 1905 года, до этого ими занимались бывшие начальники тюрем и другие непрофессиональные лица.
Действия партизанских отрядов на Южном Сахалине
Находившихся на юге Сахалина войск было недостаточно для ведения открытых боевых действий, поэтому в соответствии с планом военного губернатора острова генерала Ляпунова из них были образованы 5 отрядов, которые сразу же после высадки противника должны были перейти к партизанским действиям. Каждому отряду определялся район действий.
1. Отряд полковника Арцишевского — 415 человек (включая команду крейсера Новик), восемь 47 мм орудий, 3 пулемёта; район действий — окрестности поста Корсаковского[
2. Отряд штабс-капитана Гротто-Слепиковского — 178 человек (по другим данным — 190), 1 пулемёт; район действий — от села Чеписаны до озера Тунайча[
3. Отряд капитана Полуботко — 157 человек (по другим данным — 160[); район действий — окрестности села Севастьяновка[2
4. Отряд штабс-капитана Даирского — 184 (по другим данным — 180[); район действий — долина реки Лютога[2]
5. Отряд капитана Быкова — 226 (по другим данным — 225[; район действий — долина реки Найбы
Две бригады сахалинского экспедиционного корпуса были отконвоированы к Сахалину образованными после Цусимского сражения третьим и четвёртым флотами объединённого флота Японии. 7 июля они высадились на берега залива Анива между селом Мерея и Савиной Падью и двинулись на пост Корсаковский. У села Параонтомари их встретил отряд Арцишевского, который оборонялся до 17 часов, а затем отошёл к Соловьёвке, позволив японцам занять Корсаков. Вечером 9-го июля японцы продолжили наступление на север и 10-го числа заняли Владимировку (ныне Южно-Сахалинск). Отряд Арцишевского окопался у села Дальнего к западу от Владимировки и пытался оказать сопротивление японским войскам, однако те сумели обойти его с флангов, и Арцишевскому с частью отряда пришлось отойти в горы. Большая часть оставшихся (около 200 человек) была захвачена в плен, японцы потеряли убитыми 19, ранеными 58 человек. 16 июля сдался в плен и сам Арцишевский с остатками отряда.[
Отряд капитана Быкова, узнав о высадке японцев и движении их на север, организовал засаду у села Романовского, наткнувшись на которую японцы понеся потери отступили. Быков устроил новую засаду на этот раз у села Отрадна (ныне Быков), где японцы понесли значительные потери. Не дождавшись повторного наступления противника, Быков принял решение встретиться с посланным ему на подмогу с Северного Сахалина отрядом, для чего отправился к селу Сирароко. Узнав там о капитуляции Ляпунова, отряд Быкова отправился к мысу Погиби, переправился через пролив Невельского и достиг Николаевска, потеряв в пути 54 человека.
Остальные отряды существенного влияния на ход боевых действий не оказали.
Боевые действия на севере Сахалина
24 июля японцы высадили десант в окрестностях поста Александровского. Русские войска имели на севере Сахалина свыше 5000 солдат под командованием генерала Ляпунова, однако они практически не оказывая сопротивления отступили вглубь острова, сдав город. 31 июля Ляпунов принял предложение японцев о капитуляции.
Результаты
Японцы смогли захватить остров Сахалин без большого напряжения ценой минимальных потерь. Основными причинами поражения русских войск были низкая моральное состояние личного состава ввиду большой доли каторжников, которые вступили в войска лишь чтобы заслужить снижение срока и не были обучены военному делу. Управление войсками также оставляло желать лучшего: достаточного количества телефонных и телеграфных линий не было, а военный губернатор острова Ляпунов был по образованию юристом и не имел достаточной военной подготовки.[1]
По результатам начавшейся 10 августа Портсмутской мирной конференции Японии отошла часть острова Сахалин южнее пятидесятой широт
   ТЫЛГУРЫ ОТ АВТОРА
Герои боев с японскими войсками на Сахвлине широко извтены, однако далеко не все. был еще один отряд дружинников, которым командовал некий человек по прозвищу «просто Ваня». Он самолично возглавил отряд и повел его навстречу японцакм в район корсаковского поста. И так случилось, что отряд попал в засаду и был окружен. Командир уже знал, что гарнизон столицы Сахалина каепитулировал вместе с губернатором. Но «просто Ваня» собрал бойцов и стал с ними советоваться, как им дальше поступать – сдатьсЯ в плен или сражаться до последнего. Пока они совещались, японйцы открыли огонь из орудий с суши и с моря., а затем вдруг, не давая одружинникам опомнится, пошли на штурм. И, как повествовала легенда, командир Ваня,тело которого якобы шаманы натерли  ядом змей, шел бесстрашно впереди и, как потом рассказывали не только дружинники, но и японские солдаты, им показалось, что пули буквально отскакивали от тела Вани, а он, орудуя штыком, уложил пятерых солдат, а шестому просто оторвал голову. Японцы видя это, стали отступать, на смену пехоте и морякам вступили в бой орудия крейсера. И Ване оторвало руку, но он не ушел с поля боя. Наоборот, приказал дружинникам оставить оружие и отправляться по домам.
  Тяжело раненого командира японцы взяли в плен. Перевязали его раны и   командующий войсками Харагути приказал пронести русского героя на носилках вдоль строя, призвав японских солдат быть похожими на русского героя. Ваню поместили в полевой госпиталь. А ранним утром за ним пришли офицеры, чтобы допросить командира отряда, но «просто Ваня»  исчез, испарился.
   Напраснор искали его тпозже к4раеведы, архивариусы, ученые и политики, нго обнаружить героя так и не смогли. А он, оказфывается, ушел к своим друзьям в стойбище айнов и временно стал рыбаком, которого всеоре все айны, молодые и старые полюбили за доброту и простту. А когда в стойбище
 нагрянули солдаты из комендатуры, айны спрятали Ваню в лесу. Через сутки отправились в тайгу, чтобы
 вернуть «просто Ваню» в стойбище. Но и на сей раз он бесследно исчез… Так гласит легенда. которую мне удалось записать в двух селениях в стойбише Хигаси-Найбути и в Оттияе…Хотите, друзья, верьте, хотите, возьмите за сказку.


Рецензии