И полет под землей

Новелла

      Что такое земля?.. Это то, что копаем на участках, на сотках своих; и земля – основание, из которого хлеб и деревья, кустарники, и другие богатства растут… Но еще есть понятие много более объемное, о котором в быту вспоминаем лишь изредка: это то, что под верхним пластом, это недра ее, это весь земной шар, вся планета Земля!.. И тому, кто всю жизнь лишь в земле ковыряется, нету смысла и думать о том, что под толщей, в глубинах находится…
      И шаманы бывают хорошо с тем подземным и таинственным миром знакомые. Шаман – это эмпирик, то есть человек, придающий большое значение опыту, особенно опыту чувств. Мир экстаза – это мир сверхъестественных сил и действий, поэтому шаман погружается в него. Шаман существует в двух мирах: вне транса он живет обычной жизнью своих соплеменников, в трансе он становится частью сверхъестественного мира, разделяя с духами некоторые их способности: к полетам, трансформации, слиянию с духами и тому подобное.
      Первое упражнение шаманского опыта состоит из экспедиций вниз через Туннель в Нижний Мир. До этого 24 часа не надо пить алкоголь и за 4 часа не наедаться, кроме того нужен барабан и помощник…
      Лабораторные исследования показали, что барабанный бой вызывает изменения центральной нервной системы. Ритмическая стимуляция воздействует на активность обычно бездействующих областей мозга. Это связано с тем, что удар барабана содержит много частот и поэтому он передает в мозг сигнал на большое количество нервных окончаний одновременно. Кроме того, удары барабана обычно имеют низкую частоту, это значит, что передают в мозг больше энергии, чем высокочастотные инструменты…
      С точки зрения шамана, говоря о породах, из которых земная кора состоит, в них существуют животные и люди, нужно уважительно ко всему относиться, при этом можно задавать камню (породе) вопросы и получать по некоторым признакам ответы. В мире шамана нет места фантазии. Для него в природе все имеет скрытую, необычную реальность. Следуя путем шамана, мы и учимся видеть и ее понимать.
      В то время, как мистический рай животно-человеческого единства потерян в обычной реальности, в необычной реальности шамана он по-прежнему достижим. Шаман – единственный, кто во время пребывания в шаманском состоянии сознания способен реализовать единство людей и животных. Несмотря на свою исключительность, многие шаманы гермафродиты, страдают однополой любовью. Психика любого шамана не может считаться нормальной…
      Отвлеклись!.. И вернемся к рассказу о том, что под нами земля, что под нами пласты из пород и угля… может быть, и прожилки из золота… И шахтер, как шаман, уважительно должен относиться к тому, что его окружает в глуби земной твердой коры и где влажно, прохладно и где тихо всегда… Тишина это вовсе не мертвая, хотя мы – не шаманы, можно с ней говорить!..
      В мире шамана нет места фантазии!.. И не нужно ее подключать, достаточно иметь воображение и быть чутким весьма… И природа есть девица совершенно невинная, чрезмерно ранимая, чрезмерно субтильная… Фантазирую?.. Нет!.. Представляю всего лишь все то, что не видно глазами обычных, скажем так, толстокожих людей!.. И еще, и еще я прекрасно ее, эту девицу чувствую!..
      И шахтеры с подземными духами в энной мере общаются, ибо там, под землей, много время находятся, посему внешне грубый горняк в душе тонок всегда… Мир подземный убьет, уничтожит того, кто посмеет в нем злобствовать, кто посмеет кощунствовать!..
      Может быть, и подводному и надземному миру поучиться желательно у достаточно строгого, но обычно всегда справедливого мира подземного?.. Гибнут, гибнут шахтеры, увы… Может быть, они сами… боюсь даже сказать, сами к этому шли, в несерьезные игры вдруг надумав играть?..
      Мне уже сорок девять, пятый год как на пенсии... Слава Богу, пока что не выгнали… Правда, ныне тружусь не проходчиком, а всего лишь лебедчиком на участке ШТ, то есть шахтного транспорта; хватит гробить здоровье свое!..
      И в нарядной собрался перед сменой народ…
- Пять, Валера, опустите секции по уклону, а позже и штреку десятого, - пласт имея в виду, дав на помощь лишь трех человек, обратился начальник ко мне.
- А лебедки у камеры там по-прежнему нет, - без упрека, с улыбкой сказал шефу в ответ, констатировал я, - и нас мало, людей!..
- Где мне больше найти?.. – улыбался и он. – В шахте столько работ!..
- Но ты знаешь прекрасно, Олег Николаевич, - говоря про тот штрек, по длине которого аж несколько чисто горизонтальных участков, на которых вагонетки или площадки с грузами останавливаются сами по себе, - там работать непросто и опасно-таки!..
- Хватит хныкать, Валерий Игнатович, - стал серьезным начальник. – Вы прекрасно справляетесь! Сами знаете все, не мне вас поучать!..
      Вот и весь разговор… Да, справляемся, да… вопреки всяким правилам и требованиям ТБ. Нарушаем, и грубо при том, а за риск каждодневный не заплатит никто!.. Если что-то случится, самому отвечать, и накажут еще!.. Нарушать не велел нам Олег Николаевич, дал задание и все!..
      Травмы, травмы… Их не может не быть, разумеется, трудясь в шахте таки… Странно то, что страдают от них не салаги какие, а ребята достаточно опытны, став со временем смелыми, а вернее сказать, бесшабашными, горняки с большим стажем работы уже. Я, напротив, серьезно травмирован был на проходке работая всего-навсего год, почти месяц ходил перекошенный… Угодило мне в спину, увы, куском с кровли забоя отколовшейся глыбой песчаника, хорошо, только вскользь… Переломов как будто и не было, но приятного мало…
      Сквозняки и бетон; гул воздушной струи и потоки воды… Клеть замедлила ход; освещенный руддвор… Вагонетки людские; полчаса до уклона езды… Горняки – неленивый народ, уже резались в карты они…
      Секции крепи… Это в лаве махины-домкраты установят монтажники, чтоб другие рабочие могли позже начать добывать уголек… Наше дело – обслуживать, наше дело – доставить все-все секции к камере… И их более сотни, и сегодня пять штук… Как всегда, нужно будет «бросать», а сие означает отпускать рычаги управления лебедкой, чтоб со скоростью бешеной долетели до низа они… А потом тормозить… А ведь эти «железки» с рельс вдруг могут сойти!.. Если будем все делать лишь так, как положено, ничего абсолютно не сделаем!.. И нас попросту выгонят!..
- Если очень кому-то не хочется выполнять поручения мои, - раз в нарядной сказал наш Олег Николаевич, обращаясь к рабочим более зрелого возраста, кто на шахте работает два десятка и более лет, - предлагаю уволиться!.. Наберу молодых и покладистых, более шустрых ребят!..
      И в ответ тишина… Вот как, значит, с людьми!.. И все это известно давно, но известно и то, что нет смысла противиться, что нет смысла кому-то доказывать, что ты хочешь и в силах еще поработать с год-два!.. Заслужил, получаешь гроши, называемых пенсией, и будь рад, увольняться пора самому, пока цел невредим!.. Наберет наш начальник ребят!.. Уже видно, набрал, но не новых работников, сам набрался достаточно наглости, чтобы так обращаться с людьми!..
      Наконец-то приехали… И все шло как по маслу у нас; и в течение часа с первым пунктом наряда управились… Основное еще впереди!..
      Заезд к штреку десятого… Все знакомо, привычно; и лебедка хреново закреплена, разболталась совсем… Страшно даже включать!..
      Полоса невезения пошла. Бегунок забурился у нас, прямо на верхней приемной площадке. Расширение рельс… Пришлось срочно кувалду искать, чтоб забить костыли… Почти час потеряли, увы…
      И потом, и потом… отпускал рычаги… Барабан набирал обороты тотчас и мелькал пред глазами неновый уже и изношенный трос…
      В этом штреке однажды получился смешной и курьезный достаточно случай. Было это с неделю назад. Горный мастер знакомый из участка вентиляции и техники безопасности, по уклону спустившись, когда я собирался опять нарушать, появился пред мной.
- Будешь вниз опускать эту секцию?.. – преспокойно спросил.
- Вверх, боюсь, не получится!.. – улыбнулся ему.
- Ладно, стану на буфер и я, - не обиделся он, к бегунку нарушитель «в законе» моментально пристроился. – И смотри, чтоб до будущей лавы доехали!..
- Я ведь буду бросать!.. Не боишься?..
- Нет-нет!..
      И я «бросил», до места доехали – это видно по количеству на барабане намотанному тросу. И спустя две минуты…
- Что ты сделал, Валера?.. – голос нашего парня в динамике так называемой громкоговорящей связи недовольный услышал-таки. – К нам прислал вэтэбэшника?..
- Не волнуйтесь, он свой!..
- Был бы свой, но усрался, похоже, с перепугу твой друг!..
- Давно в шахте работает!.. – констатировал я с удивлением.
- Ну да ладно, ушел вниз по монтажной он камере.. В другой раз к нам его не пускай, пусть обратно поднимется по уклону пешком!..
- Ладно-ладно, как скажете!..
      ВТБ, горный мастер при том… Тот, который обязан выявлять нарушения и об этом начальству докладывать… Слава Богу, живой, по дороге не спрыгнул-таки с бегунка и башкой туповатой своей никуда, слава Богу, не врезался!.. Не герой, между прочим, и я, было страшно когда-то и мне…
      А сегодня последняя, уже пятая секция… И вдруг ба, борода!.. не доехала явно последняя!.. Борода – это трос распустившийся, не в натяжку уже находящийся на какое-то время продолживший крутиться барабан – это я не успел среагировать… Нужно срочно ее убирать…
- Забурились?..
- Сам видишь, дурак!.. – тут уже не до нежностей. – Хватай в руки канат и растягивай!.. Намотает потом по-хорошему, чтобы позже его от рывков не порвать!..
- Ладно-ладно, Валера, поехали!.. – засуетился подле меня, на верхней приемной площадке оставшийся Артем, молодой и еще недостаточно опытный в устранении подобных ЧП.
      Минут десять спустя, когда мы со своею задачей управились…
- Сошла секция с рельс, - сообщили нам снизу товарищи.
- Вижу, дурень, и сам!.. Железяки и доски подкладывай, ставь на место ее!..
- Знаю это и сам!.. – огрызнулся, обидевшись, тот. – И не надо, Валера, так дергаться, жди сигналов от нас!..
      И не надо так дергаться… Это верно замечено… Если ты еще жив и товарищи живы твои, значит, все хорошо!.. Сопляки там, внизу, а уже кое-что разумеют-таки!.. Молодцы, молодцы!.. К сожалению, было при всем этом предчувствие, и оно нехорошее… Но оно мне шептало и слова утешения: не волнуйся, Валерий, в жизни все не так гладко, как хочется!.. О себе вот еще что скажу: в жизни я не так много грешил, чтоб меня очень-очень жестоко наказывать; и с подземными духами говорил всегда только на «вы»…

      От грехов людских нищета и задавленность трудом одних и пресыщенность и праздность других; от грехов и неравенство имуществ, борьба, ссоры, суды, казни, войны; от грехов бедствия разврата и озверения людей, но от соблазнов установление, освящение всего этого: узаконение нищеты и задавленности одних и пресыщенности и праздности других, узаконение насилия, убийств, войн, разврата, пьянства и доведения их до тех страшных размеров, до которых они вошли теперь…
      Не будь соблазнов, люди не могли бы продолжать жить в грехах, так как каждый грех казнит сам себя: люди прежних поколений указали бы губительность греха, а последующие поколения воспитались бы, не впадая в привычку греха…
      Но человек употребил данный ему разум не на познание греха и избавление от него, а на оправдание его, и явился соблазн, и грех узаконился и укоренился…
      Но каким же образом мог человек с пробудившимся разумом признать ложь истиной? Для того, чтобы человек мог не видеть лжи и принять ее за истину, разум его должен был быть извращен, потому что неизвращенный разум безошибочно отличает ложь от истины, в чем и состоит его назначение…
      И действительно, разум людей, воспитанный в человеческом обществе, никогда не бывает свободен от извращения. Всякий человек, воспитанный в человеческом обществе, неизбежно подвергается извращению, состоящему в обмане веры…
      Обман веры состоит в том, что люди прежних поколений внушают последующим поколениям различными искусственными способами понимание смысла жизни, основанное не на разуме, а на слепом доверии…
      Сущность обмана веры состоит в том, что умышленно смешивается и подставляется одно под другое понятие веры и доверия; утверждается, что без веры человек не может жить и мыслить, что совершенно справедливо, и на место понятия веры, то есть признания того, что существует, что сознается, но не может быть определено разумом, как Бог, душа, добро, подставляется понятие доверия в то, что существует Бог, именно такой-то в трех лицах, тогда-то сотворивший мир и то-то открывший людям, именно там-то, тогда-то, через таких-то пророков…
      Человечество медленно, но не останавливаясь, движется вперед, то есть все к большему и большему уяснению сознания истины о смысле и значении своей жизни и установлению жизни сообразно с этим уясненным сознанием. И потому понимание людьми своей жизни и сама жизнь человеческая постоянно изменяются. Люди, более чуткие к истине, понимают жизнь сообразно тому высшему свету, который появился в них, соответственно этому свету устраивают свою жизнь; люди, менее чуткие, держатся прежнего понимания жизни и прежнего строя жизни и стараются отстоять его…
      Истина не нуждается во внешнем подтверждении и принимается свободно всеми теми, которым она передается, но обман требует особенных приемов, посредством которых он мог бы передаваться людям и усваиваться ими; и потому для совершения обмана веры употребляются теми, которые их совершают, всегда одни и те же приемы…
      Таких приемов пять: неправильное истолкование истины; вера в чудесное; установление посредничества между человеком и Богом; воздействие на внешние чувства человека и внушение ложной веры детям…*

- Глянь, Валера, лебедка разболталась совсем!.. – вдруг Артем, мой напарник сегодняшний, произнес озабоченно.
- Давно вижу, вот только, - призадумался я, - не хочу снова с шефом беседовать и выкладывать жалобы, если хочешь, то сам, сам ему позвони…
- Пошлет к чертовой матери!..
- Верно мыслишь, пошлет!..
      Анкера и распорки, в кровлю стойки уперты железные… И все это непрочно, не в натяжку уже!..
- Может, мне сходить вниз, - и еще четверть часа спустя сказал тихо Артем, - чтобы им там помочь?..
- Нет, не надо, пусть сами шевелятся!..
      И сигнал… а в добавку и рев:
- Тяни метра два вверх!..
- Ладно-ладно, тяну!..
      Аж ревела лебедка моя от натуги большой, дымок даже пошел… Трос при этом вибрировал, как ни странно, держал… И лебедка вдруг вырвалась, сорвала анкера… Вместе с ней взлетел тотчас и я…

      Сущность первого приема обмана веры состоит в том, чтобы на словах признать не только справедливость открытой людям последним проповедником истины, но признать самого проповедника святым, сверхъестественным лицом, обоготворить проповедника, приписав ему совершение разных чудес, и скрыть самую сущность открытой истины так, чтобы она не только не нарушала прежнего понимания жизни и установившегося в нем строя жизни, но, напротив, подтверждала бы его…
      Второй прием обмана веры состоит в том, чтобы внушать людям то, что следование в познании истины данному нам от Бога разуму есть грех гордости, что существует другое, более надежное орудие познания: откровение истины, передаваемое Богом непосредственно избранным людям при известных знамениях, чудесах, то есть сверхъестественных событиях, подтверждающих верность передачи. Внушается то, что надо верить не разуму, а чудесам, то есть тому, что противно разуму…
      Третий прием обмана веры состоит в том, чтобы уверить людей, что они не могут иметь того непосредственного отношения с Богом, которое чувствует всякий человек, а что для общения человека с Богом необходим посредник или посредники. Как ни различны все эти посредники, сущность посредничества та, что между человеком и Богом не признается прямой связи, а, напротив, предполагается, что истина прямо не доступна человеку, а может быть принята только через веру в посредников между ними и Богом…
      Четвертый прием обмана веры состоит в том, что под предлогом совершения требуемых будто бы Богом дел: молитв, таинств, жертв – собирают вместе много людей и, подвергнув их различным одуряющим воздействиям, внушают им ложь, выдавая ее за истину. Поражают людей красотой и величием храмов, великолепием украшений, утварью одеждами, блеском освещения, звуками пения, курениями, возгласами, представлениями, и в то время, когда люди находятся под этим обаянием, стараются запечатлеть в душах их обман, выдаваемый за истину…
      Пятый прием самый жестокий, потому что он состоит в том, чтобы ребенку, спрашивающему у старших, живших прежде его и имевшим возможность познать мудрость прежде живших людей, о том, что такое этот мир и его жизнь и какое отношение между тем и другим, отвечают не то, что думают и знают эти старшие, а то, что думали люди, жившие тысячи лет тому назад, и во что никто из больших уже не верит и не может верить. Вместо духовной необходимой ему пищи, о которой просит ребенок, ему дается губящий его духовное здоровье яд, от которого он может исцелиться только величайшими усилиями и страданиями…
      Грехи, заставляя человека временами совершать дела, противные его духовной природе, противные любви, задерживают его рождение к новой истинной жизни…
      Соблазны вводят человека в греховную жизнь, оправдывая грехи, так что человек уже совершает не отдельные греховные поступки, а живет животною жизнью, не видя противоречия этой жизни с жизнью истинной…
      Такое положение человека возможно только при извращении истины совершающимся обманом веры. Только человек с извращенным обманом веры разумом может не видеть лжи соблазнов.
      И потому обман веры есть основа всех грехов и бедствий человека…

      И был в воздухе я и летел, и летел… И мне не было страшно нисколечко, и мне было приятно, и я несся сквозь толщу пород, и сливался с Землей… И подземные духи провожали меня, и шептали: держись!.. И вернулся назад неожиданно, а лебедка в конце-то концов оказалась у ног…
- Ты живой?!.. – и увидел квадратные у Артема глаза.
- Сам не видишь, дурак?.. – проверяя, а цел ли, сказал; готов был его тотчас обнять, готов был целовать...
      И полет под землей послужил мне уроком таки, и я вскоре уволился… Но был рад, очень рад, что такое пришлось испытать!..

*Виктор Михайлович Кандыба. Цитаты из книги «Ригведа».

                2013 г.


Рецензии