Колебания

Новелла

      Иногда очень трудно сказать чистую правду кому-либо, себе; удивительно то, что себя всякий любит и склонен обманывать даже больше, чем ближнего!.. И при этом нельзя называть лицемером себя и мы делаем это лишь желая всем людям добра и порой мы чрезмерно уж мягкие…
      Честным был в свое время Менандр.* И известным достаточно и любимчиком публики, и счастливчиком был… Вот, что сказано им:
      Если сын твой вышел из отроческого возраста дерзким и бесстыжим, склонным к воровству и лжи, сделай его гладиатором. Дай ему в руки меч или нож и молись богу, чтобы он скорее был растерзан зверьми или убит. Ибо если он останется в живых, то из-за его пороков ты погибнешь. Не жди от него ничего хорошего. Плохой сын пусть лучше умрет.
      Мало кто на такое, так вот прямо такое сказать и отважиться!.. И пусть это воспримет лишь, быть может, в пространстве витающий дух, честь ему, драматургу-философу, честь ему и хвала!..
      Раз о детях зашел разговор, то добавить хочу от себя: ныне стало немало таких, нами плохо воспитанных отпрысков, ждать не стоит, увы, от которых хорошего!.. И законы, на мой взгляд, пришло время менять в отношении их!..
      Виноваты ли мы, этак деток своих воспитав?.. В энной степени да, но не надо винить лишь себя одного, виновато и общество, виновато все-все человечество!..
      И колеблемся мы, принимая решения, чего делать не надо, на мой взгляд, никогда… Принимая решения важные, принимая решения совершенно никчемные… И смешно мне, смешно!.. Кстати, я в сей момент говорю то, что думаю, не колеблясь нисколечко!.. Не герой, но уже и не раб установок дурных!.. Семь раз мерит пусть тот, у кого с головы набок съехала крыша совсем!..
      Сын нормальный вполне у меня. Дочь, чуть младше его, в институт поступила уже, а парнишка вернулся из армии. А ведь мог не спешить с этой армией, мог вообще не служить!..
- Долг гражданский свой выполню, - сказал он год с немногим назад; и вернулся довольный собой.
- Что теперь?.. – мы спросили с женой у него, у Аверия.
- На работу устроюсь сперва, - произнес мальчик наш не задумавшись, - не хочу вам на шее сидеть!..
- А учеба?.. – моя благоверная, то есть мама его.
- С этим чуть подожду… И заочно учиться могу!..
- И кем думаешь стать?..
- В сорок пять, и не позже, точно буду министром уже, - без улыбки заверил Аверий, - а пока поработаю сварщиком.
- Не допустят без корочек!..
- Поучусь два-три месяца… в худшем случае куплю!..
- И диплом ныне можно купить…
- Нет, не нужен мне липовый!.. Раз министром настроился стать, настоящий мне нужен диплом, настоящие знания!..
- Вот и славно, сынок, так держать!..
      Стать министром настроился… Высоко замахнулся-таки, вам, наверно, смешно даже слышать о том… Хорошо, когда кто-то стремится много в жизни достичь, а с другой стороны… очень плохо бывает тогда, когда все грандиозные планы в одночасье в ничто превращаются и тщеславный страдает, грызет ногти тогда… Резюме: изначально желательно свои силы оценивать и быть более скромным вообще. Жизнь не любит людей чрезмерно заносчивых, жизнь не любит, увы, принимаемых ими решений, скажем так, не вполне обоснованных, а иначе сказав, гуттаперчевых… Получается так, что и я иногда подвергаюсь сомнениям… Человеку несвойственно жить лишь своими проблемами, он их ищет, находит всегда!.. И проблемы своих уже взрослых детей есть проблемы его…
      Я министром не стал, не стремился к тому… Но Аверий, конечно, в меня, не умрет, между прочим, от скромности… И дочь, кстати, с характером девочка, но карьеру ей делать, на мой взгляд, ни к чему… Станет, кстати, юристом Исидора моя…
      В трех словах о себе… Зовут Марком, я – Марк Анатольевич; и я босс, генеральный директор одной фирмы немаленькой; и мне в данный момент уже сорок пять годиков; и живу не в Москве, не якшаюсь с министрами… и лоббисты мои – люди более низкого уровня, но в итоге имею все-все, чего жаждет душа…
      И два слова о мной очень-очень ценимой жене… Лет на пять она младше меня и она в той же самой, в нашей фирме работает, и не клерком каким, а аж главным бухгалтером!.. Ну а дома, а дома супруга моя – настоящая женщина и хозяйка прекрасная, и совсем некапризная, каковыми бывают красавицы, и характер у Веры моей, Болеславовной, скажем так, золотой!..
      И ценима, вот только… тут получится больше двух слов… разлюбил я жену, к сожалению, и сказать ей о том, к сожалению, не мог… Не решался, да, трус!.. И боялся обидеть ее… А ведь я не всегда очень-очень тактичный, может быть, не всегда справедливый мужик!..
      И ложился я с Верой в постель, исполнял без желания свой супружеский долг, а она, на мой взгляд, тому рада была… Не тянуло к законной как женщине, ни к кому не тянуло вообще… Слава Богу, нормальный, похотливый самец, просто некогда думать о том, о нецарских занятиях!..
      Колебания вредны, рубить надо с плеча!.. Надо ли это делать действительно?.. И бывало, хотелось настоящего пыла любви и хотелось огня…
      И однажды, однажды…
- Извини, но считаю, - начала явно очень серьезный разговор благоверная, - что из дома уйти должен ты, а не я…
- С какой стати, куда?.. – не смог даже сперва и понять, о чем это она.
- Я с тобой развожусь, уважаемый Марк Анатольевич! Не хочу продолжать, не хочу всех на свете обманывать!.. Подала документы уже… Полагаю, с работы не уволишь меня…
      Удар был, так сказать, ниже пояса, и к тому же он был неожиданным…
- Хорошо все обдумала?..
- Да, прости, ради Бога, прости!..
- Давно с тем, кто заменит меня?..
- Скоро будет полгода… Поверь, в эту квартиру путь заказан ему!..
      Вот как, значит, со мной!.. Пока я колебался, она выход нашла!.. И дай Бог, чтоб все было у нее хорошо, и дай Бог, чтобы люди всегда были честны!..

*Менандр. Афинский драматург. (ок. 343 – 291 гг. до н.э.)

                2013 г.


Рецензии