Лицемер

                Новелла

      И с одной стороны, это просто лгунишка, а с другой, лицемер – совершенно безнравственный и себя и других унижающий тип – дело в том, что частенько понятно становится, когда нам явно лгут, но мы делаем вид, будто верим той лжи. Люди лгут и тогда, когда нет никакой абсолютно нужды!.. Ложь – болезнь, к сожалению!..
      Лгущий самому себе – Достоевский писал, - и собственную ложь свою слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть, входит в неуважение и к себе и к другим.
      Болезнь эта душевная, а душевнобольным место только в психушке!.. В энной мере, конечно, утрирую, все же должен вам честно сказать: не люблю я лгунов… Вот об этом что Линкольн сказал, также малость утрируя:
      Лицемер: человек, который убил обоих родителей и просит о снисхождении, ссылаясь на то, что он сирота.
      Резюме: лицемер много-много наглее, изощреннее просто лгуна!.. Правда, их разделять нет особой нужды…
      Лицемер, лицедей… а еще лиходей… Слова эти похоже друг на друга звучат… Смысл, конечно, в них разный, хотя всеми любимый актер также есть лицемер… но не скрытный, в законе!.. Лицемеры – актеры хорошие, но отнюдь не любимые!..
      Я уже не пацан, людей много встречал… И с одним человеком серьезнейшим, хотя он много младше меня, получился однажды… догадались, серьезный весьма разговор, как то часто случается, в поезде. Было это три года назад; в купе с этим мужчиной находились одни.
- Кофе будете?.. – обратился к нему с предложением.
- Да, спасибо, с большим удовольствием! – улыбнулся попутчик, доставая из сумки коньяк, этак скромно добавив: – На мой взгляд, сочетается…
      Нет, не пьяница он, вероятно, немного расстроенный…
      Познакомились; выпили; и на «ты» перешли…
- Был в гостях у сестры, - начал он, явно жаждя со мной поделиться своими, в душе грузом лежащими мыслями; звали, кстати, Денисом его.
- Дома лучше?..
- Ага, - тут попутчик задумался и, решившись, сказал: – Дома мне ни жена, ни ребенок не лгут, и никто не ломает комедии!..
      Я молчал, ибо дело сие, вне сомнения, личное, некорректно мужчину принуждать говорить много больше, чем хочет он сам, принуждать откровенничать.
- А сестра, к тому явно привыкнув, - и продолжил Денис, - уже лгать начала прямым текстом и мне!.. Не успев ее выслушать, каждый день приходилось выслушивать басни мужем ее сочиненные!..
- И о чем эти басни?.. – спросил я, лишь бы что-то спросить.
- Обвиняли друг друга во всех смертных грехах, в том числе и в неверности, в том числе и во лжи, при том оба считая себя совершенно безгрешными!.. И один и другой приводили мне факты и доводы, будто я им судья!.. Удивительно то, что отчасти я верил как Наташке, сестре, так Антону, супругу ее!..
- Так бывает всегда!..
- Да, так часто случается, - тут опять собеседник задумался, после паузы продолжив: – Людям часто хватает того, когда кто-то их просто выслушивает, сказав чисто формально в ответ всего несколько слов… Эти двое все время приставали ко мне, в отношении себя вынуждая меня выносить свой вердикт!..
- Неужели за ними следил?!..
- Они просто достали меня!..
- Ну и?..
- Ну и начал с Антона, естественно, сестру все ж таки зная уже множество лет, полагал, что она не такая порочная, любит только приврать… Ах, нелегок труд сыщика!.. Все же мне, дилетанту, везло. Может быть, повезло из-за этого, что муж Натки – таксист, в энной мере за ними, шоферами тачек, когда те на стоянках находятся, даже проще следить…
- Детектив!.. – поражала-таки меня эта история.
- Я в то время, естественно, находился в машине другой, когда в тачку Антона вдруг уселась достаточно яркая, рыжая, ему явно знакомая женщина. Минут пять голубки провели, явно видел, в объятиях, значит, точно любовница!.. А еще через десять минут, воспылав к ней желанием, он повез свою даму в гостиницу, ныне частных полно, и провел в ней часа полтора!..
- О чем ты и не думал рассказать в тот же вечер сестре!..
- Разумеется, нет!.. – улыбнулся Денис. – Разговор же с Антоном состоялся на следующий день. Это надо услышать, что сказал негодяй мне в ответ!.. Он все-все отрицал, свято веря своим же словам, обозвав фантазером ненормальным меня!.. И я чуть не поверил ему, полагая, что мне примерещилось!..
- Видно, парень – хороший актер и способен внушить окружающим, что он ангел почти, человек добродетельный!..
- Мог бы стать неплохим гипнотизером!.. – согласился попутчик и опять же задумался…
      И надолго замолк… О сестре не желая рассказывать… Как-никак, а родная, своя… А с другой стороны, я – чужой человек!.. Но при этом Денису явно очень хотелось излить душу кому-то свою… Только я, как и раньше чуть-чуть, не стал парня подталкивать…
      А ведь то, что кто-либо пытается кому-либо внушить, тоже ложью по сути является!.. Как такую, святою назвать?!.. И вообще стоит людям ли знать, чего знать нежелательно, и зачем мы стремимся всегда ее, правду, узнать?.. Любопытство?.. Оно наказуемо!.. Много проще не быть чересчур любознательным… Беда в том, дураком стать не хочется…
      Это я про себя разглагольствовал, грош цена этим мыслям моим!.. Нужно думать о вечном, чтоб подняться над серым, обыденным и ненужным, пустым… Вот что, кстати, Кандыба* писал:

      Один хозяин посадил сад, обделал, устроил его, все сделал для того, чтобы сад давал как можно больше плодов. И послал в этот сад сельскохозяйственных рабочих, чтобы они трудились, – собирали плоды и по уговору платили ему оброк. И вот пришел срок, и хозяин послал домашнего работника за оброком, но нанятые рабочие забыли про то, что сад не ими посажен и устроен, что они пришли на все готовое, и отогнали посланца хозяина ни с чем и жили в саду, как хозяева, не думая о том, что сад не их собственный и что они лишь по милости хозяина живут в нем. Тогда хозяин послал старшего приказчика, чтобы напомнить рабочим об оброке, однако они прогнали и этого. Тогда хозяин послал сына. Но работники подумали, что если они убьют хозяйского сына, то их вскоре оставят в покое. Они и убили его.
      Что же делать хозяину? Больше нечего, как выгнать этих работников и прислать других.
      Хозяин – это Отец; сад – это мир; работники – это люди. Оброк – это жизнь духовная; посланцы хозяина – это святые люди, которые напоминают обычным людям о том, что им надо жить не для тела, а для духа.
      Заблудшие люди думают, что жизнь дана им для их телесного блага, а не для исполнения воли Отца, и убивают в себе жизнь духа, и потому лишаются жизни…
      Есть один храм Божий – это сердце людей, когда они любят друг друга…

      Далеки, далеки мы порою от этого, чтоб друг друга любить… И лишаемся жизни, да, духовной, своей… Только ради того, чтоб кого-то надуть, обмануть, только ради того, чтобы справить свои удовольствия…
      Велик быть порой может соблазн!..

      Соблазны губят людей тем, что под видом добра и приятности заманивают их в самые вредные дела. Только поддайся человек соблазну, и он губит и тело и душу. И потому лучше пострадать телом, чем попасться в соблазн. Как лисица, угодивши в капкан, отгрызает себе лапу, только чтобы спасти себя всю, так и всякому человеку лучше пострадать телом, чем отдаться соблазну. Только бы не полюбить зла и не привыкнуть к нему. Горе миру от соблазнов. Через соблазны все зло и входит в мир…

      Не привыкнуть бы к злу!.. Лицемеря, к тому и идем…
      Дальний путь и попутчик Денис… И когда он решится рассказать о сестре, рассказать мне о том, о чем я догадался давно?.. Если муж изменяет жене, то почти что у каждой обиженной, в том числе самой скромной глупышки-красавицы возникает желание отыграться тем самым обидчику… Отомстить, отомстить!.. Даже если в постели с незнакомым мужчиной ей сначала нисколько не нравится, ее мучает чувство вины, то со временем бедная женщина потихонечку входит во вкус, поддается соблазну испытать нечто новое и уже без сторонних мужчин жизнь не мыслит свою…
- А потом за Наташкой следил, - рот открыл мой попутчик Денис, тут же вновь призадумался.
- И когда ты узнал, что сестричка гуляет сама, - решил я ему малость помочь, - ей о том ничего не сказал…
- Нет, сказал, уезжая уже… тет-а-тет, разумеется… Зря то сделал, ой зря!..
- И рассорились?..
- Помирились в итоге таки…
- Не суди и не суй впредь свой нос в дела чьи бы то ни было! Сам всегда виноватым останешься!..
- Да, дружище, ты прав!.. – согласился Денис.
      Вскоре спать с ним легли; и уже в своем городе Кирове рано утром простились…
      Это было три года назад и в течение этого времени я успел развестись, а мне, кстати, уже сорок пять… Нет, жениться опять не особо спешил, но порой приходилось-таки, по понятным причинам, приударить за дамами… И недавно с Денисом неожиданно встретились. Думал, сделает вид, что меня не узнал, но он тотчас ко мне подошел…
- Ты куда-то торопишься?.. – и спросил через пару минут, после дружеских рукопожатий.
- Нет, а что?.. Хочешь что предложить?..
- Да, хотел бы, вот только… ты, наверно, женат…
- Уже нет, а вот ты, помню, да…
- Для меня этот факт не имеет значения!.. – усмехнулся Денис…
      Не любил с проститутками я, не лежала душа… Но при этом не мог, не хотел обходиться без женщин вообще… А мой бывший попутчик в этот вечер, похоже, устраивал вечеринку интимную и одной из красавиц не хватало мужчины-самца… И он счел, что, не глядя на возраст, я способен с задачей сей справиться…
- Через час приезжай вот по этому адресу, - записав на листочек, он вручил мне его. – Не волнуйся, все будет о кей!..
- Ладно, верю, Денис!..
      Авантюра, конечно, не скрываю того… Не ханжа я, о нет! И тем даже горжусь!..
      Через час дверь открыла шатенка… Черт возьми, в неглиже и безумно красивая!.. Лет ей тридцать, не более…
- Не такой уж старый, - и сказала спокойно, дружелюбно она, - как тебя описал час назад мне Денис. Ну, смелее, пройди!..
- А он сам?..
- А зачем тебе он, тебе мало меня?!.. – и тут эта красавица обнажилась пред мной.
- Нет, конечно, о нет!.. – и шагнул в ее сторону я…
      Секс с ней был удивительным!.. Удивительно то, что в квартире мы были одни, без присутствия каких-то других, нам ненужных людей… Ни о чем я ее, между прочим, не спрашивал…
- Мое имя Алиса, - только утром сказала она, когда я собирался уйти, - а Денис мой законный супруг.
- ?!..
- У нас двое детей, ночевали у бабушки… - пояснила Алиса пред тем, как проститься со мной.
      Чересчур прагматичными, увы, стали все-все, деловыми все-все лицемерами!..
      Через несколько дней мне Денис позвонил…
- Ну и как?.. – преспокойно спросил…
- Сногсшибательно!..
- Ты ей тоже безумно понравился!.. – и продолжил не очень уверенно. – В Киров скоро Наташка, сестра, на недельку пожалует...
- Ну и что?..
- Хочешь трахнуть ее? Я бы мог вас свести… Полагаю, и Натка будет рада развлечься с тобой…
- Хочу только Алису твою, - после паузы ответил ему.
- Раз так хочешь, женись!.. – усмехнулся сей мелкий подлец. – Я могу и хочу развестись!..
- Староват я, увы, для нее, ну да ладно, подумаю!..
      Долго думать не стал… Как ни странно, Алиса вскоре стала и вправду моей, очень-очень надеялся, что не будет чей-либо еще… Авантюра, конечно… Слава Богу, что я не ханжа!..

*Виктор Михайлович Кандыба. Крупнейший российский специалист в области гипноза и сверхвозможностей человека.

                2013 г.


Рецензии