Рецидив

Новелла

      Была бурная молодость, в среднем возрасте стал уже более сдержанным, в шестьдесят, а мне столько исполнилось, время вовсе о пьянках многодневных забыть. Но бывает, что хочется, очень хочется выпить, говоря о напитках спиртных, и слегка опьянеть, и какое-то время побыть в том состоянии, когда все-все проблемы становятся не такими уж важными, сказать можно, смешными, побыть в том состоянии, когда все нипочем. Понимаю прекрасно и сам, что такое желание – проявление слабости, а с другой стороны, почему бы не выпить раз в неделю, к примеру, граммов двести не слабенькой водочки. Нужно слово «похмелье» лишь при этом забыть!..
      Первая чаша принадлежит жажде, - утверждал Анахарсис* еще, - вторая – веселью, третья – наслаждению, четвертая – безумию.
      Беда только, что мы чувства меры не знаем порой, даже в возрасте зрелом предаемся безумию!..
      Есть такая гипотеза, что в человеке одновременно находятся и взаимодействуют четыре личности: сознательная, вполне логически мыслящая, но отнюдь не самостоятельная; подсознательная, с божественным и светлым началом; бессознательная, на основе инстинктов, посему сатанинская; та, которая в трансе всегда, личность – маг и колдун. К сожалению, в процессе мышления наше инфантильное сознание получает лишь то, что «цензура» позволит ему, что позволит познать наше темное «я». И в итоге инстинкт превалирует, и в итоге мы делаем то, что велит Сатана!..
      Итак, мне шестьдесят; и тружусь я в котельной электриком; и Альфредом зовут… Да, женат, разумеется… И вот, выпил вчера чуть-чуть больше, чем можно, увы… Да, не двадцать, здоровье не то!..
- Может, кашу сварить?.. – и спросила с утра благоверная.
- Нет, спасибо, лишь чаю попью…
- Говорила вчера!..
- Ах, не надо, пожалуйста, Леночка!..
- Ладно-ладно, смотри, на работе не вздумай с кем-нибудь пиво пить!..
- Все понятно и так!.. – сделал вид, что обиделся. – Тебе б только жужжать!..
      Жена, Лена-Елена… Очень даже хорошая женщина, на три года лишь младше меня… Жаль, в морщинах лицо, чересчур располневшая… Дети взрослые, но… менять шило на мыло глупо, глупо весьма… Сам к тому же не золото!.. Как-никак, она любит меня, как умею, люблю свою старую я…
      До котельной моей рукой можно подать, минут десять от дома ходьбы… Наша смена ремонтная, и частенько случается так, если все-все исправно работает, что мы целыми днями слоняемся, сами ищем работу себе...
- Пройдешься по освещению, - дал механик мне лично наряд, когда все собрались, в основном слесаря, - чтоб горели все лампы везде!.. – а сие означало: бить баклуши опять, ибо точно такие слова он сказал и вчера.
- Хорошо, будет сделано, Казимир Валентинович, - с умной рожей ответил ему.
      На мой взгляд, в жизни есть только две категории людей: настоящие лодыри, вполне комфортно себя чувствующие только тогда, когда ничего не делают, и непоседы-трудоголики, находящие дело себе при любых обстоятельствах. Лично я ко вторым отношусь, к сожалению…
      Про пожарных вдруг вспомнилась одна шутка давнишняя, а вернее сказать, анекдот… Говорят, на работу в пожарную часть до Шойгу принимали лишь тех, кто мог сутки проспать!.. Если нет, гуляй вальсом, свободен, ищи место другое себе!.. Лично мне даже на было смысла и пробовать!..
- Ты сегодня не в форме как будто бы… – уже ближе к обеду обратился ко мне один слесарь-сантехник. – Может, выпьем бутылочку красного?..
- Да, вчера перебрал, - так ответил ему, - но хотелось бы лучше пивка…
      Мало ли чего хочется мне, к мужикам всегда нужно подстроиться!.. И в итоге купили крепленого… Да, не лучшего качества, но зато не какой-то там конской мочи… Повторили потом еще несколько раз… И вернулся домой в этот день в стельку пьяным уже… И очнулся в одиннадцать вечера…
- Говорила с утра, чтоб и пива не пил, - сразу Лена ворчать начала, - а ты явно нажрался бормотухи своей.
- Не нажрался, а выпил стакан, - и пытался я брыкаться, - но на старые дрожжи мало-мальски ударило в голову!..
- Не слепая, не надо мне врать!.. – но был тотчас осажен супружницей. – Видно, занял опять у кого-то деньжат!..
      С опозданием решил, что уж лучше молчать!.. Сам во всем виноват, но был зол на себя, на нее и на весь белый свет…
      Что привязывает женщину к мужчине? – задавался вопросом один Гёте герой, лаконично тотчас и ответив себе: – Деньги, похоть, общее хозяйство.
      А мужчину что держит у женщины?.. Очень-очень похожий и по сути такой же ответ!..
- Иди, душ хоть прими!.. – было велено мне величайшим начальником.
      И права моя Лена, права, от козла так не пахнет, наверное!..
      Душ слегка оживил…
- А с работы тебя хоть не выгнали?.. – уже лежа в постели, жена.
- Из начальства не видел никто.
      Могут выгнать-таки!.. Далеко, между прочим, до пенсии, но Бог даст, пронесет…
      Лег, но знал: не усну… Может, только к утру…
      Когда все началось, когда начал пить водочку и спиртное вообще?.. Нет, не пить, выпивать!..
      Службу в армии вспомнил – это было давно, разумеется… Первый год, а вернее сказать, полугодие… Магазин, наш армейский, нет в котором, конечно, вина…
- Тройной будешь?.. – солдат, да, спросил незнакомый совсем, очевидно, «старик».
- Нет, конечно, нет-нет!..
- Иди к черту, салага, тогда!.. – вот и весь разговор.
      Знал уже к тому времени запах водки и вкус, но при мысли одной лишь о том, чтобы пить одеколон, меня просто коробило!.. Прошло лет с того времени пять. И вот я, на гражданке уже, оказался по воле судьбы в настоящей глуши, посреди архангельской области, где весь летний период, добывая живицу, мне пришлось находиться и трудиться в тайге, а в селе совершенно случайно снова встретил похожего на армейского парня любителя пить все-все, что горит. В магазине увидел его, где на полках, увы, ни вина и ни водочки…
- Привезут завтра точно уже!.. – продавщица сказала ему, вероятно, раз в третий.
- А что делать теперь?.. – спросил тоном мужчина таким, будто мама родная у него умерла.
- Только Сашу могу предложить, - произнесла название одеколона женщина.
      Я и сам был в большом замешательстве: возвращаться без водки в тайгу, где меня, вне сомнения, ждали на соседних участках работающие приятели, а вернее сказать, собутыльники, было просто немыслимо!.. Километров за двадцать проделано, еще столько протопать назад, и вернуться всего лишь с консервами!.. Не поймут, засмеют!..
- Завтра точно?.. – это я продавщицу спросил.
- Уже ночью должны привезти!..
      Но что делать до завтра, где же мне ночевать?.. Пять часов только вечера… Находиться все время на улице, прилечь где-то под кустиком, комары загрызут!..
      Вот попал, то попал в ситуацию!..
- Мой участок отсюда в километрах лишь трех, - тут заговорил этот, чуть раньше меня в магазин вошедший мужчина, уже шаря в карманах, чтобы деньги найти. – Если хочешь, пошли, у меня переспишь!..
- Хорошо, - согласился, не думая. – На сегодня возьмешь все ж таки фуфырей?..
- Да, возьму штучки три, - улыбнулся на вид симпатичный мужик. – Ну а ты думай сам, будешь пить или нет… Там, в балке, у меня есть и браги бидон, правда, только сегодня поставлена…
- Тогда это всего лишь бурда!.. – начал шарить в карманах и я…
      И спустя минут сорок я впервые попробовал то, чего пить не желает Делон… Тошно даже о том вспоминать!.. Интереснее было потом, скажем так, курьезнее…
- Может, браги попробуем?.. – когда вспомнил мужчина о ней; звать Антоном его.
- Нету смысла и пробовать, ей хотя бы три дня побродить!.. – во рту вкус был пока что другой, по мозгам моментально ударившей гадости.
- А в стиральных машинах брага крепкой становится через пару часов!..
- Нет и света, Антон, у тебя!.. И вообще кто тебе мог такое сказать?!..
- Знаю это давно!.. Ну а вместо стиралки будут руки, Альфред!.. А еще мы костер разведем, чтоб ее подогреть…
      И мы вышли с бидоном на улицу – он был полон практически, сорок литров почти… И мы грели его на костре, шевелили, качали и плюхали… И как это назвать?.. Идиотством, и только! Но под действием «Саши» оба начали верить, что белесый напиток явно более крепким становится и содержит в себе уже градусов пять и спустя часа три приступили к процессу принятия его в чрева свои… И пьянели, пьянели действительно!..
      Лет немало прошло с той поры. Стал умнее ли я?.. В энной степени да, но, рожденный пить водку, вряд ли сам от нее, чтоб ни капли не пить, когда-либо откажется… Несмотря и на свой интеллект, несмотря на свое положение в обществе!.. Вот еще что скажу: человек в меру пьющий никогда не поймет алкоголика!.. Может только жалеть и отчасти сочувствовать, но не более того!..
      Не спалось… А как можно уснуть, если выспался вечером?.. И во рту было сухо, и тошнило меня, но боялся вставать, чтобы вдруг не проснулась жена… Не ее я боялся, естественно, беспокоило то, что покоя ей нету со мной… Повернулся, лег на бок опять…
      Видно, снова меня понесло, вновь плыву по течению, как недавно совсем, лишь полгода назад… Нужно все же на тормоз нажать!..
      И полгода назад…
- Может, вызвать нарколога?.. – предложила Елена мне во время запоя, шла вторая неделя уже, когда я был практически при смерти. – Сам ты вряд ли уже остановишься!..
- Вызывай, - согласиться пришлось; жить хотелось и хочется.
      Сказать можно, спасла… А я смею еще после этого заикаться о том, что она располнела, стара!..
      Неужели опять рецидив?.. Беда в том, что во время запоя человек превращается в человекоподобного, человек совершенно теряет над собою контроль и становится слабеньким и безвольным созданием!.. И с годами процесс превращения такой более быстрым становится…
      И, пытаясь уснуть, вспомнил ночи кошмарные и кошмарные сны... Это было лет десять назад, когда Лена с детьми к своей матери летом километров за тысячу в деревню уехала – в отпуску находилась в это время жена. И запил капитально тогда, позабыв обо всем, в том числе и еде… И лежал, и дрожал, и глядел в потолок… иногда засыпал на минуту иль две, просыпался в поту…
      «Еще дерни стаканчик винца», - сказал кто-то мне мысленно, сделав это как будто в реальности.
      «Твое дело какое, сколько мне когда пить?.. – злиться не было сил, посему обратился к нему, господину инкогнито, безучастно, с ленцой. – Мог сначала хотя бы представиться, чтоб я знал, с кем беседую!..»
      «Твое дело какое, мог бы также спросить, но отвечу, Альфред, - был спокоен и мой оппонент. – Я есть некое тонкое, но при том совершенно реальное и вполне материальное создание и, поверь, я твой друг».
      «Почему же не видно тебя?..» - делать мне было нечего.
      «Потому что у вас, у людей, очень-очень неважное зрение, между прочим, и слух и все органы чувств».
      «Значит, ты – просто-напросто дух».
      «Не меняется суть!.. Называть меня можешь Советчиком».
      «Может, ты есть тот самый, так называемый Ангел-хранитель?..»
      «Нет, не тот, а другой… Твой же Ангел-хранитель очень-очень устал от тебя, алкаша!..»
      «Неужели совсем обо мне позабыл?..»
      «Помнит-помнит, поверь!.. Но ты должен, Альфред, сам себе хоть немного помочь, сам бороться с болезнью своей!..»
      «На кой хрен мне советуешь выпить сейчас?..» – вопрос этому задан, естественно.
      «Иногда только клином и можно вышибать другой клин».
      «У меня и без этого уже крыша поехала, вот-вот белые мышки забегают!..»
      «Я не мышь, учти это, Альфред!.. Могу, кстати, тебя мало-мальски порадовать, в отношении пьянки ты со временем станешь чуть-чуть более сдержанным».
      «Рад то слышать, поверь!..»
      И тогда, хотя я и не видел его, мой Советчик исчез. И я тотчас уснул. И, проснувшись, допил только то, что на дне оставалось еще, в магазин и не думал идти…
      Чудеса?.. Нет и нет!.. Что же было со мной?.. Знал и знаю лишь то, что я с Духом реально беседовал, что не есть он лишь плод моей бурной фантазии и расшатанной психики…
      Да, давно это было, давно… Неприятно и стыдно, если снова сорвусь... И в какой уже раз?!..
      И опять повернулся, и на сей раз лег на спину… Ба, проснулась от этого вдруг супруга, Елена моя!..
- Тебе очень желательно хоть немного поспать, - и сказала она.
- Да, согласен, но как?!..
- Иди, крепкого пива бутылочка в холодильнике есть… Заодно можешь съесть бутерброд.
- Да, спасибо, иду!..
      И проснулся тотчас аппетит… Бутерброд с колбасой… И хотелось реветь… Но мужчины не плачут, не принято… Жаль и жаль…

*Анахарсис. Скифский мудрец. (638 – 559 гг. до н.э.)

                2013 г.


Рецензии