Сила слов

Новелла

      Эта сила – в значении слов?.. А быть может, в вибрации воздуха, когда кто-то кому-то произносит их вслух?.. Но при этом важна и окраска, сам звук!.. Назвать можно красивую женщину безголовой совсем, но сказав это мягко, этак ласково вкрадчиво, она будет довольна тому, не поняв смысла слов, примет их как любезность, хвалу!..
      Я часто убеждался в том, - в свое время Петрарка* писал, - что простое слово благотворно действует на множество людей, и не автор слова, а само оно приводит в движение души, скрыто проявляя свою силу.
      Само слово?!.. На каком языке?!.. Больно гладко тут все получается!..
      Истинно рассудителен тот, - и Эразм Роттердамский** твердил, - кто, будучи смертным, не стремится быть мудрее, чем подобает смертному, кто снисходительно разделяет недостатки толпы и вежливо заблуждается заодно с нею. Но ведь в этом и состоит глупость, скажут мне. Не стану спорить, но согласитесь и вы, что это как раз и значит играть комедию жизни.
      Счастлив тот, кто способен играть, кто способен на время стать, к примеру, Творцом, а на завтрашний день превратиться в бездомного!.. В этом вся полнота, в этом ценность комедии!..
      Любая вещь имеет два лица, - и писал тот же самый Эразм, - и эти два лица отнюдь не схожи одно с другим. Снаружи как будто смерть, а загляни внутрь – увидишь жизнь, и наоборот, под жизнью скрывается смерть, под красотой безобразие, под изобилием жалкая бедность, под позором слава, под ученостью невежество, под мощью убожество, под благородством низость, под весельем печаль.
      И умение видеть есть способность актера, человека нескучного… И да здравствует театр!..
      Все хотят быть счастливыми; и одни говорят, а другие молчат, представляя себя очень-очень богатыми, всеми-всеми любимыми… Зачем так поступают они?.. Потому что в словах заключается магия, в этом сила их, слов… И поэты, писатели, если только они настоящие, есть и маги при этом великие… Разделяю и я недостатки толпы, заблуждаюсь порой, неся всякую чушь… И не чушь это вовсе, а магия!..
      Кто такие шаманы?.. Сумасшедшие?.. Да! Покажите мне мага с ненарушенной психикой, покажите мне гения совершенно нормального!.. Чего стоят обряды шаманские, чего стоят камлания!.. Вот пример весьма мрачно пропетых и отрывочных фраз:

      Мощный бык земли… Конь степной!..
      Я мощный бык… реву!
      Я заржал… конь степной!
      Я всего выше поставленный человек!
      Я всего больше одаренный человек!
      Я человек, созданный господом мощным из мощных!
      Мощный господь, приказывай!..
      Каждый, с кем вместе иду, пусть слушает ухом! Пусть не следует сзади за мной, кому не скажу: иди!
      Впереди, ближе дозволенного вам – не становись! Пусть каждый смотрит зорко! Пусть слушает чутко!.. Берегитесь вы!
      Смотрите хорошенько! Будьте все такими… все в совокупности… все, сколько вас есть.
      Ты с левой стороны, госпожа с посохом, если, может статься, ошибочно или не той дорогой направлюсь, прошу тебя: направь! Распорядись!..
      Ошибки и дорогу, господа мать моя, укажи!.. Вольным следом полеты!.. Мою широкую путь-дорогу расчищай!
      На юге, в девяти лесных буграх живущие духи солнца, матери солнца, вы, которые будете завидовать…прошу вас всех… пусть стоят… пусть три ваши тени высоко стоят!
      На востоке, на своей горе, государь мой дед, мощной силы, толстой шеи, – будь со мной!..
      И ты, седобородый, почтенный чародей огонь, прошу тебя: на все мои думы без исключения, на все мои желания согласись… выслушай, исполни!.. все исполни, все-все!..

      И как будто бессмыслица, только выкрики эти эффективны весьма!.. И шаман есть колдун, и шаман есть целитель очень-очень высокого уровня!..
      Почему люди часто бывают несчастными?.. Может быть, они сами себе ничего не способны внушить?.. Беда в том, что они мало верят тому, что им это под силу, что могли бы себя программировать, что способны влиять на события в мире глобальные… И беда, мы чрезмерно ленивые и все время плывем по течению…
      Мне уже двадцать пять, мое имя Леон… Я ленивым себя не считал, а вот счастливым не был, как многие… И супруга частенько, звать Деборой которую, донимала меня: дескать, трудно ей жить, не хватает деньжат и так далее, так далее. Посему с неких пор, уже несколько месяцев, в мыслях я сам себе каждый день говорил, говорю вот такие примерно слова:

      Сильный я, волевой и счастливый весьма молодой человек!.. И жена у меня – распрекрасная, некапризная девушка и мы с ней душа в душу живем, и мы любим друг друга, и мы оба мечтаем о том, чтоб она родила, и желательно мальчика… У нас нет материальных проблем, мне недавно зарплату повысили, у нас денег достаточно!.. И к тому же, по мере возможности, мы с женой неразлучны практически, и нам вместе всегда хорошо, и нам вместе комфортно всегда!.. И мы оба с ней счастливы!..

      Вот такая, несложная, формула!.. И сегодня с утра началось, босс с утра меня вызвал к себе…
- Будешь главным технологом!.. – кратко ясно сказал.
- Все понятно, Максим Леонидович!..
- Молодец, что так сразу сумел все понять!.. – улыбнулся мужчина, между прочим, крутой. – И уверен, ты справишься!..
      И я был очень рад назначению, в тот же день, как сам босс повелел, вникать начал в дела…
      Задержавшись, вернулся домой чуть-чуть позже обычного…
- Где так долго?.. – Дебора моя. – Есть хорошая новость, Леон!..
- В таком случае слушаю!.. Позже я кое-что расскажу, тебя малость порадую!..
      Оказалось, супруга беременна, днем была у врача!.. И в честь этого в данный момент была мной расцелована!..
      Сила слов, сила мыслей своих, представляя реально все то, чего в жизни желаешь достичь, впрямь творят чудеса!..

*Франческо Петрарка. Итальянский мыслитель и поэт. (1304 – 1374 гг.)
**Эразм Роттердамский. Выдающийся гуманист эпохи Возрождения, филолог и писатель. (1469 – 1536 гг.)

                2013 г.


Рецензии