28. Мои снегурки

НА СНИМКЕ: И. Клименков "Мальчик на коньках. Фарфор. У этого мальчика -к валенкам прикручены снегурки, в точь-точь, как у меня.


Зимой нашей обувью всегда были валенки. Зима в Ростове морозная и большей частью солнечная, но снега выпадает много. Поэтому валенки просто необходимы. Но в те годы другой обуви просто не было. А валенки валяли, и они продавались на базаре. Правда стоили недешево. Но ходить в школу в чем-то ведь надо.

Осенью и весной, когда снег мокрый или слякоть на дорогах, на валенки натягивали резиновые галоши. И ногам тепло, и не мокро.

В зиму 1944-1945 г.г. после осенней слякоти, выпало много пушистого снега, дороги еще не укатали сани, запряженные лошадьми и редкие грузовики. Я шел в школу утопая в сугробах, а чтобы не черпать снег открытым верхом валенок, натянул сверху свои брюки. Тогда у брюк делали широкие штанины, и это позволяло не обращать внимания на глубину сугробов.

Идя домой после школы, я обратил внимание, что дорога уже была укатана, и за грузовиком, который проехал мимо меня, катился какой-то пацан, зацепившись за борт грузовика длинным металлическим крючком. Мне стало завидно. Тоже захотелось так прокатиться, и я спросил моих приятелей о коньках.

Из их рассказов я почерпнул довольно много сведений. Оказалось, что коньки бывают двух типов: снегурки и дутыши. Что на снегурках можно кататься по дорогам, а вот дутыши годятся для катания по льду. Они более скоростные и более красивые, но и стоят значительно дороже.

Все эти сведения я выложил маме вместе с моим горячим желанием иметь коньки. Маме, разумеется, понравился вариант со снегурками – «Снегурочками», – назвала их мама – и через несколько дней я стал обладателем явно не новых снегурок.

Я показал их ребятам, и они сказали, что эти коньки надо, прежде всего, заточить. Я пытался сделать это сам, но, в конечном итоге, пришлось все-равно бежать к точильщику, бродивщему с ножным точилом от дома к дому и точившим ножи. Теперь предстояло закрепить снегурки на валенках. Я не сумел достать ремешки, и пришлось обойтись веревками. Спереди для того, чтобы снегурки не съезжали с ног вбок, под веревку на каждой ноге подсовывалась круглая палочка, и они закручивались, стягивая веревку на ногах.

Я быстро привык проделывать эту процедуру, только вот к конькам сразу привыкнуть не мог, – все время подворачивались ступни, и я падал в снег. Но и эту трудность я преодолел, и начал кататься.    

Машин и саней было на дорогах немного, и опасности не было практически никакой. Мешали лошадиные фекалии, валявшиеся прямо на дорогах и никогда не убиравшиеся зимой. Если я случайно наезжал на эти замерзшие кучки, резкая остановка иногда приводила к падению. Вскоре я достал длинный металлический крючок и с замиранием сердца пристроился к проезжавшему грузовику. Скорости у них были небольшие, но для меня это катание было захватывающим. Впоследствии не проходило дня, чтобы я не покатался за грузовиком.

Теперь я мог передвигаться по дорогам быстрее и осваивал новые территории. Я проезжал за грузовиком Рольму и даже Кофе-Цикорную фабрику, места, которые до того были мне неведомы. К сожалению, это кончилось для меня плохо. Уже в конце зимы, отцепившись от грузовика, я оказался в незнакомом месте далеко от дома. Ко мне подошел парнишка моего возраста и спросил меня, откуда я.

Слово-за-слово, мы разговорились, и он сказал, что по улицам кататься плохо, невозможно кататься быстро. А вот на пруду, покрытым льдом кататься хорошо. Можно набрать большую скорость. Я сказал, что не знаю такого пруда, где на поверхности льда не было бы снега. Даже на озере Неро лежит снег, и кататься на коньках там невозможно. «Я могу показать», – сказал он.

Конечно я хотел, и мы пошли куда-то по боковой улице. Действительно, вскоре показался пруд, покрытый льдом. Я попробовал, – и мне очень понравилось такое катание. В это время к парнишке подошел еще один мальчик постарше. Они о чем-то поговорили, а потом подошли ко мне, повалили меня на лед, сняли коньки и убежали.


Слезы брызнули у меня из глаз от такой несправедливости. Я совершенно не ожидал такого поворота событий. Темнело. Я понял, что мне надо идти домой. Шел я долго, ведь туда я ехал за грузовиком, а обратно пешком. Мама не захотела идти искать моих обидчиков.

– Это тебе урок, – сказала она, – хорошо, что еще не побили. Впредь не заезжай в незнакомые места и будь осторожен. «Заезжать» я уже не мог, – больше мама коньков мне в Ростове не покупала.

–Зима уже кончается, а летом поедем домой, в Ленинград. Там и купим коньки, – сказала она.

А папа прислал фотографию, он уже был майором. На обратной стороне фотографии, помимо обычных слов были три таинственные знака - цифра "1" стояла на самом верху в середине, в нижнем левом уголке стояла буква "У", а в правом нижнем - "Ф". Мама не поняла, что означают цифра 1 и две буквы У и Ф, а я понял сразу:

– Папа теперь воюет на 1-ом Украинском фронте!

Продолжение следует: http://proza.ru/2013/07/28/208


Рецензии