Деревья умирают стоя

Деревья умирают стоя

Татаренко Иван Петрович

Самое дорогое у человека жизнь. Это каждый знает и стремится её прожить весело, достойно, чтобы не жалеть под старость о бесцельно прожитых годах. На своем веку я встречал и тех и других. Я не говорю, что одни хорошо, другие плохо работали, хотя по известной пословице получается так - кто как трудился, тот своё получил. Но работа, есть необходимость человека трудиться на виду у всех, как требует порядок. Но порядок в работе требует ещё увлечённости, которую подарила ему матушка природа, чего отобрать у него никто на может. Увлеченность это психологическая особенность возникновения в головном мозгу того или иного направления в работе. Увлечённость всегда тесно связана с талантом человека, который присущ только ему одному. Человек чувствует, что он может исполнить то, что недоступно другому, испытывая чувство того удовольствия в исполнении своих стремлений, а подчас даже желаний, а мажет даже потребности душевного состояния, которое впоследствии принесёт людям определенную пользу.  Читатель может согласиться или на согласиться с этими утверждениями, но факты упрямая вещь, которые доказывают состоятельность этого утверждения, над которым основательно надо поразмыслить, над которыми приходятся встречаться в жизни. Мне пришлось выслушать разговор двух соседей. Старшего по возрасту Николая Ивановича Кузьмина с узкой козлиной седой бородкой и острым носиком, с довольно разговорчивым голосом,. И молодого Ивана Ивановича Бокова -  прямая противоположность Кузьмину - не бритому, со впалыми щеками и чуть прищуренными маленьким глазками, с чуть замедленным на растяжку раз говором, сидящих на толстом стволе вековой сосны, ночью поваленной  ураганом на землю. С сожалением в голосе Кузьмин тихо молвил:
- Какая была прекрасная сосна. Еще могла бы стоять да преспокойно расти на просторе, на это широкой светлой поляне!
- Что ты расплакался. Сосна есть дерево. Попилим ствол на дрова! Жена сосновыми дровами растопит печку, испечёт румяных блинов на масле! - сказал Боков.
- Что ты, Иван Иванович, понимаешь в соснах!
- Что в них понимать. Сосна есть сосна, отстояла свой век. А теперь годится только на дрова, - доказывал свое Боков.
- Ты пойми, сосед, ведь такая сосна росла не один год, вон какая вымахала толщиной.
- Вот посмотри на соседние сосны тоже такие стоят как свечки в нашем бору над рекой. Ничего удивительного в этой сосне не вижу. Отстояла своё Николай Иванович, поди шумела целый век на ветру!
-А ты видел, как она росла?
- Не видел, Николай Иванович, и знать не хочу.
- Это плохо, Иван Иванович, что ты не интересовался, как она растёт. Кто приходил к ней, как бы полюбоваться её могучей красотой, кто ухаживал за ней, кому она приносила радость, кто наблюдал ее жизнь? Ты же этого не знаешь?
-А ты знаешь? Все время рядом со мной на работа был? Если знаешь, то расскажи, с удовольствием послушаю твой рассказ.
- Это займёт много времени,
- А мы время не будем отмерять метрами и саженью.
Николай Иванович замолчал, посмотрел вокруг себя. Взгляд перевёл на тёмный бор, что уже начинался у солнечной поляны, над которой пролетели всегда голодные галки, ищущие всегда себе пропитание. Они ведь в зимнее время прилетала к этой сосне из кормушки брать еду.
-Про какую кормушку ты бормочешь?
- Которую, в свое время, мои сыновья подвешивали на сук и птицы прилетали кормиться зимой, наведывались и вороны.
- Слушай Николай Иванович, что ты интересное говоришь. Pасскажи подробнее.
- Я же тебе сказал, чтобы всё рассказать много потребуется времени.
- Времени, Николай Иванович, у нас предостаточно.
- Не знаю с чего начать?
- С самого начала, Николай Иванович. Ведь сама собой сосна сразу не стала старой, а как-то она росла. Вот и расскажи.
Кузьмин погладил своей шершавой рукой свою коротенькую козлиную бородку, затем рукой погладил шершавый ствол с корой, посмотрел на Бокова.
- Чего на меня смотришь, давай начинай рассказывать, что знаешь.
- В том-то и дело, что я всего не знаю про эту сосну.
- А раньше заявлял, что все знаешь!
- Это я так, чтобы твою критику на меня отвести.
- Тогда начинай с того, что уже знаешь и не успел забыть – сказал Боков, почесав рукой на голове лохматые волосы, свисавшие на уши, чтобы не мешали слушать рассказ Николая.
- Ты хотя бы постригся в парикмахерской, - заметил Кузьмин. - Видишь у меня на голове ни единого волоса, как у Котовского,
- Ты мне про Котовского не рассказывай, а начинай с себя. Слушаю!
- Я даже заприметил на солнечной поляне молодую прекрасную сосну. Чем она мне понравилась - не могу сказать. Обошел её,  посмотрел, место возле неё понравилось. Решил чуть дальше от нее начать строительство дома. Строю, а сам время от времени, перестану махать топором или пилить пилой брёвна, нет да нет посматриваю на сосну. А она растёт как на глазах, кудрявые ветки на ветерке так приятно шумят, птицы в тени поют. Я так увлекся этой сосной, что не проходило дня, чтобы я несколько раз смотрел на нее. Сам не знаю, как я ее полюбил!
- Выходит, что ты сосну полюбил, как девушку на свидании? - съязвил Иван.
- Думай как хочешь, а вот она мне чем-то стала нравиться.
- Может она ещё кому-то приглянулась?
- Я строил дом, а мои ребятишки во время летней жары прятались в тени сосны. Там отдыхали, играли. Однажды старший сынишка Петя с серыми глазами, круглолицый, пришёл ко мне и сказал:
- Папа, а мы сегодня видели белочку. Она так быстро бегает по стволу сосны снизу до самой вершины туда-сюда наверно еду искала. На второй день уже по стволу бегали две молоденькие красивые белочки. Нам они понравились. В школе мы рассказали о белочках. Учительница Мария Ивановна сказала, что белочки мирные, красивые, живут на деревьях в пустых дуплах. А по стволам сосен бегают и ищу т себе пропитание .Надо белочкам сделать кормушки и подвесить на суку, а в кормушки насыпать орешков или подсолнечных семечек. Они будут кушать как лакомство. Вот я вам всем пятиклассникам даю задание, каждому сделать по подвесной кормушке и повесить на ветках деревьев и суках сосен. Они будут служить птицам и белкам летом и зимой и всем вам скажут спасибо за подкормку, я выслушал сына, сказал:
- Раз Мария Ивановна велела сделать кормушки, то делай. Я ещё посмотрю какой ты у меня будешь столярный мастер.
Я продолжал строить дом, а сын используя обрезки досок строил кормушку. Ему помогали мои меньшие сыновья Миша-говорун, Вова-тихоня. Обращались ко мне, чем мог помогал, хотя мастера с них были еще слабые. Но заказ учительницы выполнили, школьная редколлегия даже поместила в одной заметке успех моих сыновей, сделавших три кормушки, которые повестили на суках сосны . Для сыновей это была великая радость. Мать им напутствовала:
- Теперь вы все будете ухаживать за кормушками и подкармливать летом и зимой белочек и птиц! Теперь вам сосна будет ещё родней!
-Что же дальше было? – с нетерпением спросил Иван.
Николай помолчал, погладил рукой шершавую кору сосны, посмотрел на весь ствол, разбившегося на две части, с отлетевшей вершиной в сторону, при падении.
- Хватит тебе смотреть на кору - промолвил Иван. - Ты что её никогда не видал, какая она есть на самом деле! Что же было дальше?
- Я дом построил. Ребята мои подрастали, но продолжали весело проводить время у полюбившейся им сосны. Сами вели наблюдения за сосной.
- Что же их так заинтересовало в жизни сосны?
- А ты подумай, - сказал Николай.
- Интересного в их занятии не нахожу, - промолвил нехотя Иван.
- А дети мои наши себе прекрасное занятие с интересом глядеть как дятлы своими клювами - этими острыми носиками, в отвале делают глубокие дупла, одновременно съедая добытых насекомых, червей, куколок. Стучали дятлы своими носами-клювами не только летом, осенью но и зимой. Поэтому дупла были сделаны чуть выше середины сосны. Все они расположились глубоко в стволе как настоящие маленькие домики.
- Что же тут интересного. Добыл дятел личинку - съел. Дальше долбит,- пробурчал Иван.
- Вот ты самое главное не увидал в наблюдениях детей.
- Тогда скажи, чтобы я знал, что их интересовало?
- То, что дятлы летом долбят ствол клювами в этом действительно ты прав. Дети не очень долго смотрели их работу. А вот в зимнее время поселились воробьи, В лесу пурга метет, ветер гудит, снег валом летит с неба - воробьи только своими зоркими глазами смотрели из дупла, находясь в затишье и тепле от собственного тела. Те воробышки, которые не успели залететь в дупла, стараются проникнуть, но их не пускают уже поселившиеся ранее. Интересно смотреть, как идет борьба за эти дупла. Сколько радостных моментов рассказали дети мне как отцу, об этих воробьях. Иногда приходят и говорят:
- Папа, мы видели белок в дуплах. Тоже выгоняют поскакунчикав. Они летают вокруг сосны, а выгнать белок не могут. Но очень любили дети рассказывать, какой настоящий бой идет между воробьями с прилетающими с Юга скворцами. Скворцы нападают на воробьев, выгоняют из дупел - тёплых домиков, заселяют их и выводят своих птенцов, пока те сами не окрепнут и не улетят из каждого дупла на волю.
- Ты, Николай, своим рассказом даже меня заинтересовал.
- Но дети рассказывают даже с мелкими подробностями про птичьи бои.
Увлеченность наблюдениями за жизнью сосны, все более стали бережно к ней относиться. Даже сосчитали сколько весной при половом гоне бывает белочек на сосне, отмечали в своих дневниках, когда ветер отломал ветку от ствола и упала на землю. Сколько зимой бывает у кормушек зимних зимующих птиц. Записали, что с каждым годом все больше ветер отламывает от ствола даже крупные ветки. Я уже сам увлекся наблюдением за сосной, что сделал замечание Пете, что он еще не записал в дневник, что ветки до половины ствола уже отломлены ветрами, что шишек стало на ветвях меньше и белочки стали временами покидать нашу сосну, перебегая в гущу бора, где больше шишек для питания. Моя увлеченность наблюдениями помогала сыновьям еще больше любить лес.
- Как же это у них выражалось на практике? - спросил Иван.
- Очень просто. Закончив среднюю школу, все три сына поступили в аграрный институт на факультет лесоводства, закончили учебу с отличными красными дипломами.
- Теперь у них у каждого в кармане дипломы?
- Ничего подобного. Они начали по распределению работать в лесничествах и там работают до сих пор. Теперь они занимаются высаживанием саженцев в пустых местах, на которых сгорел лес во время многочисленных пожаров в Сибири и на Дальнем Востоке . Вот теперь у них такая выработалась увлеченность, которая выработалась и у меня. Не перестаю смотреть на угасающую жизнь нашей любимой сосны.
- Как же ты эту жизнь увидел?
- Очень просто, - последи е два-три года к сосне стали прилетать дятлы. Острыми клювами стучать по стволу сосны, она их тоже увидела, мне сказала:
- Не хорошо, что сосну клюют ствол, плодят в нем спрягавшихся под корой лесных грызунов. Это значит, что сосна уже постарела. С насекомыми она уже не справляется. Ветры почти все ветви отломили, осталась только с несколькими ветками вершина.
- Как же ты, Николай Иванович, помог справиться с древесными вредителями на стареющей сосне?
- Написал письма сыновьям, что сосна заболела. Что с ней делать?
Ответ пришел быстро без задержки. Сын Петя написал: "Папа, не расстраивайся. Всегда помни деревья умирают стоя! Сыновья  Миша и Вова тоже откликнулись написав ясно и кратко: "Папочка, вместо одной нашей сосны мы посадили и вырастили уже тысячи гектаров прекрасного леса на территории Сибири и Дальнего Востока. Твоя убежденность, что мы должны стать лесоводами оправдалась, мы выращиваем лес, который так нужен нашей стране, для строительства. Когда у тебя будет встреча с учащимися нашей школы, то расскажи ученикам о пользе леса и посоветуй, чтобы они поступили на учебу, чтобы стать лесоводами".
Соседи еще долго разговаривали между собой о пользе леса. По одним вопросам соглашались, по другим расходились во мнениях, пока Боков не опросил:
- Так все же отчего погибла, Николай Иванович, твоя любимая сосна?
- Тебе было ясно сказано - деревья умирают стоя. Что значит умирают?  Это значит, что они тоже болеют, как и все живые организмы. В сосне стал преть ствол. Дятлы прекрасные врачи. Они пытаются бороться против вредителей, находя их под кожурой. В стволах они проклевали клювами дупла, доставая личинки для кормления. Вчерашний ураганный ветер свалил на землю почти совсем прогнивший ствол дерева, вот почему при падении соснового ствола он раскололся на две части как раз в том месте, где дятлы сделали глубокие ямки-дупла.
- Давай, Николай Иванович, ствол распилим на чурки.
- Нет, учительница наша новая Татьяна Васильевна завтра придет о учениками и сделает доклад как надо выращивать и хранить лес для государства. Я уже сейчас знаю, кто пойдет учиться на лесовода, чтобы охранять наше народное достояние от вырубок и пожаров, вот в этом, Иван Иванович, заключается наша жизнь, как самое дорогое у человека.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.